Версия мифа Канона была проанализирована Споницем (Sponitz) и Резниковым (Resnikoff), и результаты анализа подтвердили основную идею авторов, что за нарциссическими защитами при соответствующих расстройствах личности кроются агрессия, ненависть к самому себе и садизм (Psychotherapy of Preoedipal Conditions, pp. 94-100).
108. Schoeck, pp. 122f.
109. Vinge, p. 166. ПО. Там же, pp. 12f.
HI. J.G. Frazer, The Golden Bough, Part 2, pp. 77ff.
112. Kerenyi. Dionysos, p. 265.
113. Там же, pp. 358f (выделено мной).
114. Там же, р. 270.
115. Там же, р. 25.
116. Там же, р. 37.
117. Там же, pp. 38f.
118. Там же, р. 57.
119. Там же, р. 61.
120. Там же, p. 62f.
121. Там же, pp. 66f.
122. Там же, pp. 67f.
123. Там же, р. 68.
124. Там же, р. 80.
125. Там же, pp. 125f.
126. Там же, р. 127.
127. Там же, р. 170.
128. Там же, р. 186.
129. Lancelot Law Whyte, The Unconscious Before Freud, p. 43.
130. Vinge, p. 187.
131. Там же, p. 189.
132. См.: Benjamin Farrington, The Phylosophy of Franscis Bacon, pp. 53f.
133. Vinge, pp. 183, 182.
134. Там же, pp. 183f.
135. Там же, р. 225.* (Джон Мильтон. Потерянный рай. Перевод А. Штейн-берга.)
136. Kerenyi, in Jung and Kerenyi, Essays of Mithology, p. 125.
137. Vinge, p. 288.
138. Там же, pp. 28If.
139. Там же, р. 283.
140. Там же, р. 286.
141. Там же, р. 287.
142. Там же.
143. Там же, р. 288.
144. Там же, pp. 289f.
145. Там же, р. 290.
146. Murray Stain, "Narcissus", pp. 48ff.
147. Здесь важно отметить, как это делает Джудит Хаббак (Judith Hubback) в своем обзоре «"Анализ самости" Кохута», что нарциссические переносы не являются архетипическими. Они представляют собой некую гибридную смесь личностных и архетипических факторов (см. ниже в параграфе 3 главы 3).
148. См.: Michael Fordham, The Self and Autism, pp. 90f.
149. См.: James Hillman, The Myth of Analysis, pp. 63f.
150. Понятие «богиня» используется здесь, чтобы показать признание характерных особенностей фемининной доминанты, которой подчинялись древние культуры, пока ее не подавила развивающаяся патриархальность. Иногда предпочтительно непосредственно обозначать архетипическую фемининность, ибо она создает образное видение и аффект, позволяющие вернуться далеко назад, в те временные эпохи, которые недоступны концептуальному мышлению. Это также позволяет избежать ловушки, заключающейся в том, чтобы рассматривать такую доминанту человеческих переживаний как находящуюся "внутри психики", - данная проблема уже была обозначена мной во введении. Энергия богини никогда «не интегрируется в психику» и, по крайней мере, совершенно точно не интегрируется в Эго. В лучшем случае соответствующие образы и аффект ассоциировались с ее воскресением, что приводило к тому, что ее на символическом уровне признавало Эго, включая осознание обширной размерности ее существования. Сама богиня непознаваема по своей сути. Разумеется, это только воспроизведение предостережений Юнга, касающихся того, что мы никогда не можем познать сущность собственно архетипа, а только исследовать его образное выражение.
152. Sylvia Brinton Perera, в Decsent to the Goddess, - исследовании, направленном на переосмысление фемининных инстинктов и образных паттернов, называет эту энергию «женский Ян» (pp. 39ff).
153. См., например. Michael Fordham et al, Technique injungian Analysis.
154. Rosemary Gordon, "Narcissism and the self", p. 251.
155. Jung, CW 7. pars. 8f.
156. G.R.S. Mead, Thrice Greatest Hermes, vol. 1, pp. 178ff.
157. Hillman, The Myth of Analysis, pp. 258ff.
158. Claude Levi-Strauss, The Savage Mind, pp. 17ff.
159. См.: Schwartz and Ross Schwartz, pp. 74 ff.
160. Levi-Strauss, pp. 20, 22.
161. Там же, р. 17.
162. Там же. р. 36.
163. Mead, pp. 197f.
164. Там же.
165. См. выше, п. 28.
166. Это общая склонность, хотя верно и то, что Юнг иногда относился к телу только как телу, а не как символу чего-то еще. Например, в CW 13, par. 242 он пишет, что Самость и бессознательное сосредоточены в теле; точно такой же взгляд на тело прослеживается в процессе всех Ницшеанских семинаров. Примеры символической интерпретации тела можно найти в: CW 14, pars. 295 ff, где мотив нисхождения в тело обозначает возвращение в «прочную реальность»; в CW 16, par. 478, где труп интерпретируется как «наследие прошлого»; в CW 7, par. 35, где тело является символом Тени; в CW 16, par. 501, где тело символизирует Эго. Разумеется, такой способ интерпретации становится достоверным лишь в контексте, но он позволяет видеть образы лишь психического, а не соматического бессознательного.
167. Jung, CW 16, par. 486.
168. Jung, CW8, par. 10.
169. Norman O. Brown, Life Against Death, p. 313.
170. Nietzsche Seminars, part 3, lecture 5.
171. Jung, "Synchronicity: An Acausal Connecting Principle", CW 8, pars. 818ff.
172. Nietzsche Seminars, part 3, lecture 8.
173. Jung, CW 8, pars. 408ff.
174. Marie-Louise von Franz, Number and Time, part 4.
175. Например, Nietzsche Seminars, part 1, lecture 4.
176. Например, CW 16, par. 486.
177. Nietzsche Seminars, part 1, lecture 4 и далее.
178. Там же, part 5, lecture 9.
179. Там же, part 3, lecture 2.
180. Там же, lecture 5.
181. Jung, Mysterium Coniunctionis, CW 14, pars. 654ff.
182. Это выражение часто использует Парацельс, в нем содержится тот же смысл, что и в выражении «телесные муки», которое обсуждает Юнг в CW 13, pars. 439f.
183. См.: Donald Lee Williams, Border Crossings: A Psychological Perspective on Carlos Castaneda's Path of Knowledge, chapter 4, "The Way of the Seer".
184. См.: Jung, CW 12, par. 360.
185. Там же, par. 394.
186. Levi-Strauss, p. 15.
187. Kohut, Restoration of the Self, p. 306.
188. Jung, Psychological Types, CW 6, par. 784.
189. Mead, p. 210.
190. W.F. Otto, Dionysus, p. 195.
191. См.: Rundle Clark, Myth and Symbol in Ancient Egypt, chapter 3.
192. Там же, р. 158.
193. См.: Otto, The Homeric Gods, p. 78.
194. См.: Kerenyi, Eleusis, p. 40 и James Hillman, The Dream and the Underworld, p. 45.
195. Clark, p. 121.
196. См.: Kernberg, pp. 248ff.
197. Определение индуцированной реакции как «заражающей» (Sponitz, pp. 47 ff) или как «проективной идентификации» (Segal, p. 27; Rosemary Gordon, «The Concept of Projective Identification») является общим местом в психоаналитической мысли. Тот же самый процесс Юнг описывает как мистическую сопричастность (parti-cipacion mystique) или архаичную идентичность (CW 6, par. 781). Вне зависимости от названия она представляет собой форму психической инфекции.
198. Clark, p. 111.
199. Там же, р. 167.
200. Hillman, The Myth of Analysis, p. 275.
201. Clark, p. 157.
202. D.P. Walker, Spiritual and Demonic Magic, pp. 159f.
203. См.: Jung, "A Psychological View of Conscience", Civilization in Transition, CW 10, pars. 850-851: «Если один человек говорит с другим, у которого содержание бессознательного оказывается «кон-стеллированным», в его бессознательном возникает параллельная констелляция. В нем появляется сходный или точно такой же архетип, а поскольку один человек менее бессознателен, чем другой, и не имеет причин для вытеснения, у него все больше возрастает осознание чувственного тона... Психоидный архетип имеет тенденцию вести себя так, словно он не локализован в одном отдельно взятом человеке, а проявляется в целом окружении».
204. См.: Hillman, The Myth of Analysis, p. 275, and Brown, p. 308.
205. Mead, vol. 1, p. 196, n. 1.
206. См.: Н. Elkin, "On Selfhood and the Development of Ego Structures in Infancy", p. 399, and M. Eigen, "Instinctual Fantasy and Ideal Images", pp. 131 f.
207. CAP. Ruck et al, The Road to Eleusis, pp. 35ff and 75ff. См. также: Kerenyi, Eleusis, pp. 177ff.
208. Winnicott, p. 176.
209. Segal, pp. 67ff.
210. Winnicott, p. 45n.
211. Kerenyi, in Jung and Kerenyi, pp. 123f.
212. Kerenyi, Eleusis, p. 38.
213. Частное сообщение.
214. Otto, "The Meaning of the Eleusinian Mysteries", pp. 15ff.
215. Примером является случай А., приведенный в параграфе 7 главы 1.
216. Vinge, p. 72.
217. Там же, р. 74.
218. Там же, р. 75.
219. Там же, р. 96.
220. Там же, р. 99.
221. Там же.
222. Там же, р. 18.
223. См. выше, п. 107.
224. Vinge, p. 20.
225. Там же, р. 34.
226. Перевод Danny Staples в Ruck et al., p. 59 (выделено мной).
227. Hillman, The Myth of Analysis, pp. 258f.
228. Kerenyi, Dionisos, pp. 110 ff.
229. Там же и Otto, Dionysus, p. 202.
230. Phylis E. Slater, The Glory of Hera. Несмотря на абсолютно редуктив-ный взгляд Слейтера (по его мнению, греческая культура отождествлялась со своей тенью, а не просто ее теневые качества представляли собой некую темную сторону, сопутствующую любому исключительно творческому достижению), его исследование вносит основной вклад в наше понимание нарциссических структур, существовавших в древней Греции.
231. До тех пор, пока это будет происходить, эффект эмоционального подавления останется слишком серьезным и будет часто приводить к бесполезной регрессии или/и к укреплению защит.
232. Eigen, "Instinctual Fantasy", pp. 131f.
233. См., например, Otto, Dionysus, p. 56, где он описан как "радостный".
234. Kerenyi, Eleusis, p. 39.
235. Jung, Nietzsche Seminars, part 3, lecture 2.
236. Kerenyi, Eleusis, p. 35ff.
237. Segal, chapter 6 and Elkin, pp. 123f.
238. См., например, von Franz, Number and Time, pp. 144f.
239. Kerenyi, in Jung and Kerenyi, pp. 123f.
240. Kerenyi, Eleusis, p. 98f.
241. Там же, р. 45.
242. Ruck et al., p. 104.
243. Там же, р. 106.
244. Kerenyi, Eleusis, p. 114.
245. Там же.
246. Kerenyi, in Jung and Kerenyi, p. 143.
247. Там же, р. 142.
248. Там же, р. 122.
249. Otto. Homeric Gods, pp. 105, 107.
250. Там же. pp. 107f.
251. Там же. p. 110.
252. Там же. р. 111.
253. Там же. р. 112.
254. Там же.
255. Там же. p. 118.
256. Kerenyi, in Jung and Kerenyi, p. 123.
257. Guntrip, pp. 163f.
258. Там же, pp. 36f.
259. Eigen, "Abstinence and the Schizoid Ego", p. 497.
260. Это часто происходит вследствие переживания родительской зависти (см. параграф 5 главы 1).
261. Jung, CW 12, par. 187.
262. Kerenyi, Eleusis, p. 148.
263. Jung, CW 16, par. 8f.
264. Kernberg, pp. 264f.
265. Там же, pp. 157f.
266. Guntrip, pp. 202f.
267. J.E Masterson, The Borderline Adult, pp. 57f.
268. Это было устранено в соответствии с комплементарностью психосомы, описанной в главе 3.
269. Elkin, p. 405.
270. Klein, р. 75.
271. Kohut, Analysis of the Self, p. 234.
272. Kerenyi, Dionisos, pp. 5 ff.
273. Otto, Dionysus, pp. 133ff.
274. См.: Hillman, The Myth of Analysis, pp. 283ff, где обсуждается диони-сийское сознание; прекрасной карикатурой на него является нар-циссическое расстройство.
275. Jung, CW 14, par. 778.
276. Jung, "Psychology of the Transference", CW 16, par. 445.
277. Jung, "Individuation", CW 7, pars. 266ff. Но следует заметить, что на второй стадии трансформации появляющаяся Самость и идентичность не совсем согласуются с точкой зрения Юнга, согласно которой индивидуация считается раскрытием уже существующей целостности, ожидающей своего открытия. Ощущается нуминозная реальность, которая всегда существует и «вне» Эго и психики в целом, и «внутри», как символической реальности.
278. Jung, CW 6, par. 812f.
279. Иногда божественный аспект ребенка будет появляться сначала, а уже потом - теневые черты, подобные чертам ребенка-мазохиста. Очевидно, нам приходится иметь дело с двумя аспектами одной и той же реальности; появление архетипического младенца всегда обязательно сочетается с переживаниями в младенчестве и раннем детстве.
280. Jung, CW 6, par. 800f.
281. См.: Robert Stein, Incest and Human Love, p. 30.
282. Searles, Countertransference, pp. 56f.