Вторым номером в нынешней иерархии медиа-гигантов является "Walt Disney" - корпорация, которой с 1995 года принадлежит, помимо другой обширной собственности в сфере информации и развлечений, одна из крупнейших в мире телекомпаний - американская телесеть АВС. В "большую шестерку" входят корпорация Р.Мэрдока "News Corporation" - собственник телесети "Fox" и новостного канала "Fox News Channel", концерн "General Electric", имеющий в собственности телесеть NBC и кабельную CNBC, и корпорация "Microsoft", владеющая совместно с "General Electric" круглосуточным новостным кабельным телевизионным каналом "MSNBC".
Глобализация коммуникационных систем, открывшая огромные возможности для взаимовлияния и взаимного обогащения культур народов мира, для становления общества открытого типа, обеспечившая мгновенную доставку информации в любую часть мира, вместе с тем может способствовать унификации сознания, нивелированию этнического и культурного своеобразия стран и народов.
В течение 1980-х годов новые технологии преобразовали мир СМИ. Газеты пишутся, издают и печатаются на расстоянии, что позволяет издавать одновременно выпуски одной и той же газеты, приспособленные к нуждам нескольких крупных регионов. Сверхпортативные радиоприемники и магнитофоны сделали возможным создать по выбору музыкальную аудиоатмосферу, при этом люди, особенно подростки, могут отгородиться звуковыми стенами от внешнего мира. Радио все больше специализируется, вводя тематическое и субтематическое вещание (например, 24-часовая легкая музыка или станции, передающие в течение нескольких месяцев только одного певца или поп-группу, пока не появляется новый хит).
Но самым решающим событием конца века стало увеличение числа телевизионных каналов, ведущее к их растущей диверсификации. Развитие кабельного телевидения, подталкиваемое в 1990-х годах волоконной оптикой и цифровой технологией, наряду с развитием прямого спутникового вещания необычайно расширили спектр передач и ограничили структуры власти по части государственного контроля коммуникаций вообще и телевидения в частности. За этим последовало взрывное увеличение числа кабельных телепрограмм в США и программ спутникового телевидения в Европе, Азии и Латинской Америке. Вскоре сформировались новые сети, бросившие вызов уже созданным, и европейские правительства потеряли контроль над большей частью телевещания. В США число независимых телевещательных станций возросло в 1980-х годах с 62 до 330. Кабельные системы в крупных мегаполисах насчитывают до 60 каналов, объединяющих сетевое телевидение, независимые станции, кабельные сети, по большей части специализированные, и платное телевидение. В странах Европейского Союза число телевизионных сетей возросло с 40 в 1980 году до 150 в середине 1990-х годов, причем работа трети этих сетей осуществляется через спутники.
Специалисты, анализируя эволюцию пользования СМИ, заключают, что налицо эволюция от массового общества к сегментированному обществу - результат новых коммуникационных технологий, сосредоточенных на диверсифицированной, специализированной информации так, что аудитория становится все более сегментированной по ценностям, вкусам и стилям жизни. В этом и состоит настоящее и будущее телевидения: децентрализация, диверсификация и штучная работа на заказ.
Однако диверсификация сообщений и выражений СМИ не означает потери контроля над телевидением со стороны крупных корпораций и правительств. На самом деле, в течение последнего десятилетия наблюдалась противоположная тенденция. Когда с целью выкроить долю рынка, находящегося в процессе глубокой трансформации, сформировались мегагруппы и стратегические союзы, инвестиции в сферу коммуникаций текли потоками. В период с 1980 по 1995 год в трех главных телевизионных сетях США поменялись владельцы, в двух из них - дважды: слияние "Walt Disney" и "АВС" в 1995 году стало поворотным пунктом в интеграции ТВ. "TF1", ведущий французский канал, был приватизирован. Сильвио Берлускони захватил контроль над всеми частными телевизионными станциями Италии, объединив их в три частных сети. С развитием трех частных сетей, включая "Antena-3", частное телевидение под контролем могущественных финансовых групп, как национальных, так и международных, расцвело в Испании и успешно провело вторжение в Великобританию и Германию, Российское телевидение стало разнообразным, включив теперь частные независимые телевизионные каналы. Латиноамериканское телевидение переживает процесс концентрации вокруг нескольких главных игроков. Азиатско-Тихоокеанский регион стал ареной самой ожесточенной конкуренции для новых телевизионных диссидентов, таких, как "Star" - канал Р.Мэрдока, и для "старых телевизионных волков", таких, как глобальная "ВВС", бросившая вызов "CNN". В Японии правительственная "NНК" вовлечена в конкуренцию с частными сетями ("Fuji TV", "NTV", "TBS", "TV Asahi" и "TV Tokyo"), а также с кабельным и спутниковым вещанием. В 1993-1995 годах на подготовку и верстку программ во всем мире было истрачено восемьдесят миллиардов долларов, и расходы росли со скоростью 10% в год.
Непосредственный результат всей этой конкуренции и концентрации в бизнесе состоит в том, что в то время как аудитория сегментируется и диверсифицируется, телевидение становится более коммерциализированным, чем когда-либо, и на глобальном уровне все более олигополистичным. Если рассмотреть основные семантические формулы большинства популярных программ в целом, окажется, что фактическое содержание большинства программ не слишком разнится от одной сети к другой. Тем не менее, тот факт, что не каждый смотрит одно и то же в одно и то же время, и что каждая культура и социальная группа имеет особые отношения с системой СМИ, составляет фундаментальное различие vis-a-vis старой системы стандартизированных СМИ. Кроме того, широко распространенная практика "серфинга" (одновременного слежения за несколькими программами) вводит в жизнь создание аудиторией своей собственной визуальной мозаики. Хотя СМИ действительно стали глобально взаимосвязанными, а программы и сообщения циркулируют в глобальной сети, мы живем не в глобальной деревне, но в построенных по заказу коттеджах, производящихся глобально, а распределяемых локально.
Однако из-за условий контроля со стороны корпораций и институтов диверсификация СМИ не преобразовала однонаправленную логику их вещания и не позволила установить подлинную обратную связь, за исключением самой примитивной формы выяснения реакции рынка. Хотя аудитория получала все больше и больше разнообразного информационного сырья, из которого каждый человек мог сконструировать собственный образ вселенной, "галактика Маклюэна" была миром однонаправленной коммуникации, а не взаимодействия. Она была - и все еще остается - массовым производством, где в области символов царит индустриальная логика.
И все же, несмотря на то, что многие тенденции развития современных зарубежных СМИ связаны с внедрением новых технологий, глобализацией и концентрацией СМИ в руках узкого круга промышленно-финансовых групп, необходимо подчеркнуть, что существует конкурентный рынок СМИ и развивается процесс их коммерциализации.
Происходящая на наших глазах революция сетевых компьютерных коммуникаций, цифровых технологий передачи и накопления информации существенно изменила привычную картину СМИ, но не отменила проблемы и противоречия, проявившиеся в развитии журналистики в ХХ веке. В конце ХХ века во многих странах мира происходило дальнейшее усиление тенденций коммерциализации СМИ. Издание газет и журналов, вещательная деятельность все в большей степени становятся отраслями информационной индустрии, на которую сегодня в полной мере распространяются свойственные деловой деятельности в целом требования и схемы производства, "привязанного" к потребностям рынка, а также стандарты эффективного менеджмента и маркетинга. "Американская индустрия новостей является бизнесом", - декларирует американский Центр для иностранных журналистов. И в Западной Европе СМИ все чаще называют "медиа-индустрией", а журналистские произведения - "медиа-продуктами", рассматривая их как товарную продукцию, предлагаемую рынку.
В условиях нарастающей коммерциализации журналистики решающее значение приобретает экономическое регулирование деятельности журналистов и СМИ, осуществляемое в основном через рыночный механизм. Именно давление рынка во многом определяет приоритеты и "правила игры" средств массовой информации и журналистов, действующих в конъюнктурной среде: они либо вынуждены считаться с рыночной конъюнктурой, с правилами маркетинга, чтобы обеспечить свое выживание и коммерческий успех, либо же полностью строить свою деятельность на коммерческой эксплуатации этой конъюнктуры. О степени воздействия коммерческих факторов на деятельность современной прессы может свидетельствовать хотя бы тот факт, что бюджет газет в США в 90-е годы в среднем на 80% формировался за счет финансовых поступлений от рекламодателей, и лишь 20% средств были получены в результате распространения тиража по подписке или в розницу (эта часть бюджета полностью покрывала лишь расходы по доставке тиража газеты читателям). Таким образом, соотношение между рекламодателями и аудиторией как источниками финансирования газетного предприятия выглядит как 4:1.
Важнейшими каналами финансирования СМИ являются сегодня: реклама (включение рекламных блоков обеспечивает солидные финансовые поступления), распространение тиража издания и применение платных форм предоставления программ телевидения, государственные субсидии и льготы (для поддержки в основном печати, помогающие сохранить плюрализм взглядов в прессе, независимость редакций и ограничить негативные последствия концентрации СМИ).