Подобная децентрализованная схема организации общественно-правового телевещания обеспечивала определенную независимость от прямого государственного влияния и от одностороннего партийного воздействия на программную политику, а также сопротивляемость непосредственному влиянию рыночных факторов и крупных коммерческих структур, возможность общественного наблюдения и контроля за вещательной деятельностью. Ее применение позволило гарантировать довольно высокую степень политического и идейного плюрализма телевидения. На одном и том же канале демонстрировались программы, подготовленные журналистами различной политической ориентации - от консерваторов до левых, что позволило представить широкий спектр общественных мнений и позиций, дало возможность телезрителю сравнивать разные, порой диаметрально противоположные, точки зрения на одни и те же проблемы.
Во многом аналогичные принципы были положены в основу деятельности "ZDF" - второго общенационального канала общественно-правового телевидения, созданного в ФРГ в 1961 году. Однако, в отличие от "ARD", деятельность этого канала осуществляется на базе централизованной структуры: его передачи ведутся из города Майнц. Второй общественно-правовой канал в большей степени использует рекламные доходы в качестве источника финансирования своей деятельности. Вместе с тем для него были сохранены общие для всего общественного телевидения ограничения на передачу рекламы, - например, запрет на ее трансляцию по выходным дням. К достоинствам общественно-правового телевидения в Германии можно отнести:
создание широкого спектра программ, удовлетворяющих многообразные потребности массовой аудитории;
выпуск качественных публицистических программ; демонстрация документальных и научно-популярных фильмов, концертов классической музыки и театральных постановок;
возможность самореализации талантливых журналистов из региональных вещательных структур на федеральном уровне;
активизация творческого соперничества работников телевидения в масштабах страны и "подтягивание" профессионализма земельных вещателей до уровня столичных.
Однако общественно-правовому телевидению в его германском варианте свойственны и некоторые недостатки. Критики этой модели указывают, например, на то, что члены вещательных советов, призванные обеспечить общественное представительство в телерадиоцентрах, на деле представляют узкопартийные или групповые интересы. В ряде земель, где некоторые политические партии имеют сильные позиции, в вещательных советах доминируют лица, прямо или косвенно связанные с этими партиями. Не существует эффективно действующих механизмов, обеспечивающих непосредственную "обратную связь" общественности с вещательными организациями. Иногда по причине многоступенчатости принятия управленческих решений общественно-правовые телецентры оказываются недостаточно подвижными в осуществлении действий, требующих от них быстрого реагирования.
В связи с тем, что доля развлекательных программ на общественно-правовом телевидении ниже, чем в коммерческом вещании, нередко в адрес "ARD" и "ZDF" выдвигались обвинения в том, что они предлагают зрителю скучный набор "заумных" передач, не обеспечивая свободу выбора массовой аудитории в пользу "облегченных" программ. Именно этот аргумент был одним из основных в дискуссиях по поводу возможного создания коммерческого телевидения в Германии.
Несмотря на то, что в этой стране неоднократно предпринимались попытки создания частного коммерческого либо государственного телевидения, они всякий раз отвергались как неконституционные. Ситуация кардинально изменилась с середины 1980-х годов, когда под давлением правящего блока христиан-демократов в стране было разрешено частное кабельное и спутниковое вещание, а затем и эфирные передачи коммерческих станций. За короткий срок оформился ряд коммерческих телекомпаний, конкурирующих с "ARD" и "ZDF". В 1991 году Государственный договор о телевещании окончательно закрепил факт сосуществования общественно-правового и частного телевидения в Германии.
Крупнейшие из коммерческих телекомпаний - "Sat1" и "RTL" - стали самыми серьезными соперниками общественно-правового телевидения в борьбе за зрительскую аудиторию. Однако, несмотря на острую конкуренцию с частными каналами, общественно-правовое телевидение все же сохранило значительную часть своей аудитории. В Германии в конце 1990-х годов каждый из общественно-правовых каналов имел аудиторию, примерно равную аудитории крупнейших коммерческих каналов.
Таким образом, последняя четверть ХХ века характеризовалась почти повсеместным распространением в европейских странах коммерческих форм вещания, возрастающей конкуренцией частных и общественных телекомпаний. Коммерческое американизированное телевидение быстро распространилось во второй половине 1970-х годов в Италии, в 1980-е - во Франции, Германии и других европейских странах. Но развлекательное частное телевидение с изобилием передач, не требующих от зрителя интеллектуальных усилий, в целом находит в Европе гораздо меньше сторонников, чем за океаном. Так, в Австрии оба канала общественной телекомпании "ORF-1" и "ORF-2", действующие под лозунгом "увеличение аудитории при сохранении качества программ", а потому отказавшиеся от некоторых сомнительных передач, в частности, перенасыщенных насилием, удерживают в процентном отношении большинство телеаудитории, в то время как на долю их самого серьезного коммерческого конкурента - "RTL" - приходится в среднем 8,4% от общего числа телезрителей. Несмотря на конкурентный напор со стороны английских коммерческих телекомпаний группы "ITV" и частного спутникового телевидения, около половины британских телезрителей по-прежнему делают свой выбор в пользу передач "ВВС".
И, наконец, третья модель организации и финансирования телевидения - государственное телевидение.
Телевидение, полностью управляемое и контролируемое государственными чиновниками, в Западной Европе появилось в послевоенный период. Во Франции, где первые регулярные передачи начались еще в 1935 году, после второй мировой войны телевидение оказалось под плотным контролем государственной бюрократии Президента Шарля Де Голля. Лишь гражданские волнения 1968 года заставили его пойти на некоторые реформы телевидения. Но в 1980-е годы, после смерти Де Голля и прихода к власти правительства французских социалистов, - была изменена законодательная база французского телевидения, позволившая частично или приватизировать государственные вещательные службы, или трансформировать в общественные.
Государственная модель вещания является преобладающей в телевидении азиатских, арабских и африканских стран. В большинстве стран тропической Африки деятельность телекомпаний финансируется и контролируется государственными структурами. Распространена практика взимания абонентской платы с владельцев телевизоров, частично покрывающая расходы на поддержание телевещания.
Становление этого вида средств массовой информации происходило в Африке довольно-таки поздно. Так, в Алжире, например, телевидение появилось лишь в 1950 году. И то первоначально передачи представляли собой лишь ретрансляцию передач телевидения метрополии - Франции. Эта арабская страна фактически была лишена собственного телевидения вплоть до достижения независимости в 1962 году. В Египте телевидение появилось в 1960 году, через два года оно пришло в Марокко и Тунис. В 1963 году при техническом содействии Франции был построен телецентр в Конго, затем в Сенегале, Габоне, Кот Д'Ивуаре и некоторых других бывших французских владениях. А в начале 1980-х годов Тунис, первой из бывших французских колоний в Африке, стал обладателем и коммерческого канала, который был создан при французском экономическом и техническом содействии в дополнение к государственному каналу.
В бывших колониях Великобритании телевидение возникло тоже только после обретения ими независимости. Особенно много телецентров появилось на континенте в 1963 году. В 1960-е годы телепередачи начались в Кении, Замбии и других государствах. Но первой страной Африки к югу от Сахары, освоившей телевещание, стала Гана. Здесь телевидение было создано еще в 1959 году. Чуть позже, но в этом же году первые телепередачи вышли и в Нигерии, где к 1970-м годам сформировалась децентрализованная система государственного телевещания. Она же одной из первых в Африке в 1974 году обрела цветное телевидение.
Наибольшие сложности и проблемы в создании собственных телекомпаний встретили бывшие португальские колонии. Затянувшееся до середины 1970-х годов колониальное правление Португалии и социально-экономическая отсталость этих стран стали препятствием на пути создания национальных телецентров. Поэтому, например, в Анголе первые регулярные передачи начались лишь в 1974 году.
Становление национальных телекомпаний на континенте, требующее немалых капиталовложений, было осложнено дефицитом средств, политической нестабильностью, характерной для многих молодых государств. Национальное руководство порой сознательно откладывало сроки создания телецентров, справедливо полагая, что из-за нехватки средств, неразвитости технической и профессиональной базы африканское телевидение неизбежно превратится в канал западного политического и культурного влияния. В результате, телевещание в ряде стран было организовано намного позже завоевания независимости. Например, в Камеруне и Мали, получивших независимость в 1960-е годы, телевидение появилось только в 1980-е.
До сих пор в Африке, из-за низкой насыщенности телеприемниками и отсутствия электричества в сельской местности, телевидение остается элитарным средством массовой информации. В подавляющем большинстве африканских государств телезрителями являются преимущественно материально обеспеченные образованные горожане, составляющие меньшинство населения. Использование в телепередачах языка бывших метрополий делает их недоступными для многих африканцев, которые не владеют европейскими языками.