В книге известного публициста и политического обозревателя Джеффри Гудмана "From Bevan to Blair: Fifty Years' Reporting from the Political Frontline" утверждается, что Максвелл испытывал серьезные финансовые затруднения, и от окончательного банкротства его спасало лишь то обстоятельство, что ему помогали оставаться на плаву многочисленные приятели в высших политических кругах. Гудман отмечает, что к 1980-м годам главной статьей дохода Максвелла стали проекты в коммунистических странах Восточной Европы. При этом публицист намекает на то, что у Мксвелла были тесные связи, как с разведками коммунистов, так и с разведслужбами стран Запада и Израиля. Более того, он утверждает, что Максвелл передавал на Запад сведения о политической ситуации в Восточной Европе и, прежде всего, в СССР. При этом Гудман не исключает, что медиа-магнат был "двойным агентом". К 1991 году вокруг Максвелла настолько "сгустились тучи", что дело могло закончиться громким судебным процессом. В этой ситуации Максвелл мог начать шантажировать своих влиятельных друзей из мира большой политики. Гудман полагает, что к смерти Максвелла могли быть причастны спецслужбы США, Великобритании, СССР, Франции и Израиля. Причем он пишет, что они могли объединить усилия для того, чтобы устранить столь опасную для них фигуру.
В ноябре 1992 года "Mirror Group Newspapers" объявила о назначении на должность руководителя и главного редактора "Today" и "News of World" Дэвида Монтгомери, который продержался в руководстве "Mirror Group" до 1999 года. Это назначение обозначило главные изменения в управлении собственностью "Mirror Group", включая новых редакторов для "Daily Mirror" и "Sunday People", и изменения в практике найма служащих. Цель изменений состояла в том, чтобы увеличить прибыль "Mirror Group", которая в конце 1992 была значительно ниже, чем у "News International". Это было необходимо, прежде всего, для подготовки ее к возможной продаже…
В числе других главных владельцев газетного рынка - "United Nespapers" (все издания "Express"), группа Конрада Блэка "Hollinger" ("Daily" и "Sunday Telegraph"), "Associated Newspapers" ("Mail" и "Mail on Sunday"), и "Apollo LTD" Дэвида Салливана. Репутация Д.Салливана и его благосостояние были построены на издании порнографических журналов и сексуальных пособий, но он теперь обладал двумя национальными газетами: "Daily Sport" и "Sunday Sport". А к сентябрю 1992 года он запустил в производство региональную газету "Sunday News and Echo".
"Guardian" и "Independent" кажутся независимыми, поскольку не принадлежат ни одной из вышеупомянутых корпораций, - это акционерное общество, организованное таким способом, чтобы гарантировать целостность пакета редакционных документов. Хотя в 1991 году "Independent" и ее двойник "Independent on Sunday", испытав финансовые затруднения, изменили структуру и позволили иностранным инвесторам купить существенную долю своих акций.
"Morning Star" еще в недавнем прошлом - газета Коммунистической партии Великобритании. В посткоммунистическом мире ей приходится бороться за читателей: только их средства могут поддержать тираж этой газеты, составляющий приблизительно сто тысяч экземпляров. В новой политической среде 1990-х годов, без субсидий Коммунистической партии Советского Союза, остается неопределенным, насколько длительным будет ее существование.
1980-е и начало 1990-х годов были периодом развития региональной прессы, особенно рынка небольших, "общинных" газет, газет местного сообщества, полностью финансируемых за счет рекламных доходов - "freesheets" (буквально - "горячие новости"). Сегодня существует множество компаний, издающих сотни таких газет во всех уголках страны. Главной функцией они полагают рекламу местного бизнеса и услуг, но это не мешает им отслеживать местные новости, привлекая внимание потенциальных читателей.
В дополнение к "freesheets", конечно, имеются сотни подписных газет, издаваемых за пределами Лондона. Достаточно большой тираж у шотландских изданий, таких как "Daily Record", "Sunday Mail", "Herald" и "Scotsman". Меньшим тиражом обладают издания, целенаправленно предназначенные для аудитории маленьких городов и сельских общин. При этом надо иметь в виду, что для шотландцев, конечно, эти газеты не региональные, а национальные, так же как "Wales on Sunday" для жителей Уэльса или "Belfast Telegfaph" для североирландцев.
Так же как в случае с национальной прессой, собственность и контроль над региональной газетной индустрией Великобритании сконцентрированы в руках небольшого числа компаний. Важнейшие среди них - "Thomson Regional Newspapers" ("TRN"), "Reed Regional Newspapers" ("RRN"), "Yellow Advertiser Group", "East Midlands Allied Press" ("EMAR") и "Westminster Press". К ним присоединяются и некоторые национальные собственники, такие как "Associated Newspapers", "United Newspapers", "Guardian and Manchester Evening News group".
Никакой, даже самый краткий обзор британских печатных СМИ не был бы полон без указания специфического сектора периодической печати - еженедельных, двухнедельных и ежемесячных изданий, которые балансируют между журналистикой, досугом, развлечением и бизнесом. Некоторые периодические издания, такие как "Private Eye" и "Economist", находящиеся в числе наиболее успешных изданий в стране, если измерять тиражом и рекламным доходом, - имеют явно выраженный журналистский акцент. Так сатирический "Private Eye", в частности, занимается расследованием скандалов в мире политики и бизнеса. В своей относительно краткой жизни он открыл такие тайны, которые впоследствии становились главной новостью в повестке дня. "Economist", как и предполагает его название, проводит предварительные анализы и дает комментарии по внутренней и международной экономической ситуации.
Огромное большинство периодических изданий, однако, оперирует в том, что британское "Audit Bureau of Circulation" называет "специальными потребителями и деловыми рынками". Это, например, "Exchange and Mart" и "What Car?", специализирующиеся на обеспечении практической информацией покупателей и продавцов товаров и услуг. Или журналы "House and Garden" и "Good Housekeeping", содержащие советы домашним энтузиастам художественного оформления и любителям мастерить. В их числе и журналы "Face" и "i-D", которые публикуют материалы о модном стиле в одежде, музыке и о популярной культуре. Сюда же можно включить "Cosmopolitan" и "Woman's Own", адресованные женской аудитории, или "Management Today", рассчитанный на профессиональных менеджеров.
К июню 1992 года в стране имелось две тысячи триста девяносто четыре специализированных издания. Самые многотиражные и прибыльные издания Великобритании среди них: "What's on TV", "Radio Times", "Reader's Digest", "Cosmopolitan", "Vogue", "Economist", "Smash Hits", "People's Friend", "What Car?", "Exchange and Mart". Увеличение числа специализированных изданий на 18% за четыре года, начиная с 1988, указывает на то, что они в целом составляют относительно здоровую долю индустрии печати. Их собственность сконцентрирована, подобно национальным и региональным газетам, в больших компаниях типа "Argus", "EMAP" и "Reed", но это один из тех секторов, в котором процветают и многие относительно маленькие независимые компании. Причем некоторые, например "Pressdram", которая издает "Private Eye", хорошо, давно и прочно "стоят на ногах". Другие, из числа действующих на быстро расширяющемся рынке компьютерных журналов, "Future Publishing", например, активно эксплуатируют изменяющиеся технологию и экономическую организацию издательского дела.
Итак, информационный рынок Великобритании достаточно многообразен, здесь существует приличная конкуренция между изданиями. Традиционно на рынке есть два типа СМИ - качественные и массовые. Если первые рассчитаны на подготовленных, образованных читателей, то вторые - на широкого потребителя информации. Здесь публикуются скандальные, разоблачительные истории, их "конек" - оперативность, сенсационность, яркая иллюстративность материалов, что собственно и привлекает к этим изданиям миллионы читателей. Именно броскостью в подаче публикаций, пусть даже в ущерб вкусу, такту, каждая из таких газет стремится взять верх над конкурентами.
Это требует определенного набора личных качеств у работающих здесь журналистов. В жизни они могут быть вполне пристойными людьми, но к читателю выходить как прагматики, в меру циничные люди, не слишком скованные моральными обязательствами перед своими героями. Такими качествами в большей мере обладают люди молодого возраста. Этот набор воспитывается в них отнюдь не на университетской скамье.
Неудивительно, что ради достижения главной цели, на работу в редакцию берется бойкий репортер, который хоть и обладает смутными представлениями о профессиональных критериях, но с полуслова понимает, чего от него ждут. Владельцы изданий, несмотря на разницу в политических и личных амбициях, руководствуются сугубо прагматическими задачами и потому в подборе необходимых им кадров частенько пренебрегают наличием у творческих сотрудников специального журналистского образования.
Между тем, исследователи считают, что журналистика не только играет важную роль в экономике страны, но и является ключевой социальной и культурной силой в обществе. Так, по их подсчетам, в Англии 80% совершеннолетних читает, по крайней мере, одну национальную газету, 75% взрослого населения читает воскресные газеты, а основным источником информации британцев о событиях не только в мире, но и национальных является телевидение.
С учетом этой исключительной роли профессия журналиста, казалось бы, давно должна восприниматься здесь с пиететом, в смысле ее пристального изучения. Но лишь в 1949 году Королевская комиссия по прессе провозгласила идею о необходимости создания журналистских курсов, призванных обеспечить профессиональную подготовку журналистских кадров. С тех пор споры о методике профессионального образования не умолкают. В самом деле, можно ли только теоретически научить такому важному направлению, как журналистика расследования, давно ставшему предметом гордости британских СМИ? Однако британские центры по изучению сферы массовых коммуникаций традиционно не очень охотно привлекают к образовательному процессу журналистов-практиков. Между практиками и теоретиками в Англии существует скрытое противоборство, что отражается на качестве обучения. Далеко не все журналистские центры несут ответственность и за организацию студенческих практик.