Смекни!
smekni.com

Методические указания Содержание (стр. 8 из 31)

Законодательство защищает право на свободу самовыражения и свободу распространения информации. Разница между этими двумя понятиями состоит в том, что свобода самовыражения связана с мнениями, а свобода распространения информации - с фактами. По определению Конституционного суда Испании, свобода самовыражения защищает "распространение мыслей, идей и мнений, концепций, которые могут включать верования и оценочные суждения", а свобода распространения информации - передачу "фактов, в частности таких, которые могут считаться информационно-образующими и правдивыми". Критерий информационной ценности исходит из обеспечения права граждан на участие в общественной жизни.

Взаимовлияние различных культурных, исторических и рыночных факторов делает невозможным создание единой системы законодательства о прессе для различных стран. Между тем, правовая основа деятельности СМИ стремится найти общее основание для гарантии прав и свобод в демократических государствах. Только две страны не имеют явной гарантии свободы выражения мнений, закрепленной письменно в Конституции. Это - Великобритания и Австралия. Несмотря на то что законодатели этих стран утверждают, будто свобода выражения мнений гарантирована культурой и традициями их государств, в некоторых сферах защита свободы выражения мнений в целом и свободы прессы в частности все же слабее, чем в странах, где это право закреплено в реальной Конституции.

Концепция свободы слова в Великобритании имеет запретительный характер. Законодательство изобилует ограничениями, установленными парламентом или прецедентным правом. Свобода слова существует лишь в рамках этих запретов. Одним из объяснений того, что права граждан так и не были оформлены в Основной Закон, является доктрина о том, что каждый волен делать все, что не запрещено законом, и, следовательно, в билле о правах нет надобности.

Австралия унаследовала традиционный для Англии подход, согласно которому свобода слова лучше защищается общим правом. А в одном из недавних процессов австралийский Высший суд даже пришел к мнению, что 92-й раздел Конституции, который декларирует свободу штатов в торговле и сношениях, точно так же может иметь отношение и к свободе слова. Но как такового закона о печати в Австралии не существует. Деятельность электронных средств массовой информации регулирует федеральный Акт о службах вещания 1992 года.

Но наиболее сильную защиту свободы слова предоставляет прессе Швеция. Сегодня это - конституционная монархия с унитарной формой государственного устройства. И все вопросы, касающиеся прессы, решает центральное правительство.

Первый в мире закон о свободе прессы приняли именно здесь - в 1766 году. Правда, редко упоминается о том, что в 1772 году его ликвидировали в результате государственного переворота. Но уже в 1812 году был принят следующий закон о свободе прессы, с тех пор он остается в силе: действующий сейчас закон, принятый в 1949 году, основан на законе 1812 года. Шведская Конституция включает в себя Положение о Правительстве 1974 года, Закон о свободе печати 1949 года и Закон о свободе слова 1991 года.

Уже в Положении о Правительстве оговаривается право защиты граждан от любого принуждения к высказыванию своего мнения по вопросам политики, религии, культуры и иным вопросам. Иностранцам, находящимся на территории Швеции, предоставляется такое же право на свободу самовыражения в полном объеме, как и гражданам Швеции. Эта свобода самовыражения и информации может быть ограничена лишь в целях защиты национальной безопасности и прав личности, обеспечения общественной безопасности, спокойствия и порядка. Ну и еще - в целях предотвращения наказания за совершенное преступление. Да и то лишь в тех случаях, когда для этого есть достаточные основания.

Конституция Швеции гарантирует всем гражданам "в их отношениях с государственной службой … свободное получение любой информации или возможность ознакомиться с другими мнениями".

Поскольку формулировки норм Положения о Правительстве довольно неопределенны, Конституция включает в себя специальный Закон о свободе прессы. Принятый позже Закон о свободе слова как бы дополняет его, регулируя вопросы, относящиеся к радио-, теле-, кино- и видеопродукции. Но, в отличие от Закона о свободе прессы, гарантирующего право каждого шведа без помех с чьей-либо стороны публиковать письменные документы и полностью нести за них ответственность в судебном порядке, Закон о свободе слова разрешает предварительную цензуру кинофильмов.

Поскольку Закон о свободе прессы - часть Конституции, то даже незначительные поправки к нему должны пройти через обсуждение парламентом дважды. Причем между этими двумя обсуждениями должны состояться парламентские выборы. И избиратели, таким образом, имеют возможность влиять на принятие предложенных в Закон изменений.

Таким образом, Соединенные Штаты Америки, чаще всего декларирующие свой приоритет в области достижения независимости прессы, на деле оказываются позади ряда европейских государств. Свобода доступа к информации в США подвержена значительным законодательным ограничениям. Американские исследователи печати вынуждены констатировать: опасаясь нарушений, могущих повлечь серьезные последствия, основные средства массовой информации шли на ужесточение самоцензуры и, в результате, предоставляли американской общественности только информацию определенной узкой направленности, не отражая всего спектра точек зрения на конфликт.

Все XX столетие характеризовалось в США постоянным уменьшением количества ежедневных газет и усилением их концентрации в одних руках. Это приводит к сужению разнообразия взглядов, отражаемых СМИ. А если учесть и тот фактор, что издатели зависят от рекламодателей, а потому жертвуют точкой зрения редакции во имя коммерческих интересов, положение американской прессы явно не назовешь прогрессивным в области свободы слова.

Лишь в Германии (1976) и Франции (1986) были приняты жесткие законы, запрещающие сделки, ведущие к повышению концентрации печати. Комиссия по монополиям и слиянию фирм Великобритании занимается проблемой слияния газет, но на практике ее возможности предотвратить этот процесс весьма ограничены. В Австралии, Канаде, Норвегии, Великобритании и США существуют ограничения на одновременное владение разными видами СМИ. В Австрии, Франции, Нидерландах, Норвегии и Швеции правительство предоставляет субсидии газетам, испытывающим финансовые трудности, с целью сохранения плюрализма мнений.

Текст лекций

Средства массовой информации и политика

Уже в 1931 году политика Б.Муссолини, враждебно относившегося к разрастающемуся влиянию католической церкви, подтолкнула Ватикан к использованию для консолидации всех католиков мира нового тогда, эффективного и перспективного средства массовой информации: Папа Павел XI вышел к микрофону "Радио Ватикана". Очень скоро этот канал религиозной пропаганды стал высокопрофессиональной станцией. Ответственность за деятельность радиостанции Папа возложил на Орден иезуитов, и в настоящее время деятельностью "Радио Ватикана" руководит Совет, в который входят двадцать восемь отцов-иезуитов, одновременно возглавляющих большинство языковых и религиозных отделов. В конце XX века станция вела передачи на тридцати двух языках мира.

С 1957 года "Радио Ватикана" ведет и светские передачи: бюллетени последних известий и музыка заняли достаточно большой процент в общем объеме вещания. Время внесло свои коррективы и во взаимоотношения католической церкви с неподчиненными ей светскими средствами массовой информации. Одна из примечательных тенденций обновленческого характера - активное обращение к проблемам социальной коммуникации и ее средств, что нашло отражение в документах II Ватиканского Собора.

Кстати, на протяжении многих лет в ряде католических коллежей и университетов Америки, где иезуиты в обязательном порядке изучают аудиовизуальные средства, преподавал крупнейший теоретик электронного века, исследователь глобального информационного общения М.Маклюэн, в 1973 году удостоившийся чести быть консультантом Папской комиссии по социальной коммуникации. Опираясь на решения II Ватиканского собора, он еще в 1967 году в своем труде "Hot & Cool" встраивает концепцию "глобальной деревни" как предтечу технического воспроизведения сознания в католическую концепцию мистического тела, согласно которой все люди являются частями тела Христа.

В 1989 году Папский престол во исполнение Апостольской конституции "Pastor Bonus" преобразовал Папскую комиссию по социальным коммуникациям в Папский совет по социальным коммуникациям, имеющий статус министерского ведомства Римской курии и занимающийся отныне всеми вопросами, связанными с социальной коммуникацией и ее средствами как в доктринальном, так и в практическом плане.

За время своего существования Совет подготовил ряд примечательных документов: "Экуменистическое и межрелигиозное сотрудничество в области социальных коммуникаций" (1989), "Порнография и насилие в средствах коммуникации: пасторский ответ" (1989), "Этика в рекламе" (1997).

Влияние Ватикана в этом смысле сегодня ощутимо не только в государствах, исповедующих католицизм. На сегодняшний день в большинстве стран публикация порнографических, непристойных и других материалов, оскорбляющих общественную нравственность, является преступлением. В Канаде, например, существует довольно необычный закон, запрещающий печатать в судебных документах любые "неподобающие медицинские или физиологические подробности … которые могли бы нанести ущерб общественной нравственности". Германское законодательство не разрешает продажу каких бы то ни было порнографических материалов лицам моложе восемнадцати лет и пресекает пути, по которым порнографическая продукция могла бы попасть в их руки. В Швеции запрет распространяется только на детскую порнографию и на изображение сцен сексуального насилия, причем произведения, представляющие художественную ценность, являются исключением. А в Великобритании возможно привлечение к ответственности по суду за изображение и описание сцен даже несексуального насилия и даже за почтовую доставку любых непристойных изданий.