Смекни!
smekni.com

Методические указания к изучению курса «История мифологии» для студентов 1 курса факультета филологии и журналистики (отделения отечественной и романо-германской филологии) ростов-на-дону (стр. 3 из 7)

Среди духов зла особую опасность представляли ракшасы. Самым знаменитым среди них был Равана - десятиголовый царь Ланки, побеж­денный Рамой.

Итогом развития индийской мифологии является буддизм. История жизни и духовных подвигов основателя одной из великих религий Суддхарта Гаутамы, называемого «будда» («просветленный»), полна чудесных событий. Студенту необходимо познакомиться со знаменитой биографией Гаутамы.

Суть учения Будды состоит в следующем:

Истинный мудрец не должен стремиться к двум целям, олицетворяющим две крайности жизни: чувственные желания, которые ведут к бес­конечным новым рождениям, и аскетизм - путь мучительный , «бесполез­ный». Срединный путь проникнут духом разума, поэтому он ведет к прозрению и нирване. Это благородный восьмеричный путь: правильное воззрение, правильное решение, правильная речь, правильное усилие и правиль­ная медитация. Страдание - неотъемлемая часть человеческой жизни, а, как подчеркивал Будда, именно его учение призвано освободить мир от страданий. Только избрав третий путь, чистый и благопристойный, человек может чувствовать себя освобожденным. Главной целью существова­ния человека является достижение нирваны (состояние высшего покоя). Любой человек, совершая акты милосердия, совершенствуясь в мудрости, может достичь нирваны.

Студенту следует подробно изучить основы буддизма.

Значение индийской мифологии

Литература

Атхарваведа. Избранное. - М., 1976.

Бонгард-Левин Г.Н. Древнеиндийская цивилизация. - М., 1993.

Бэшем А. Чудо, которым была Индия. - М., 1977.

Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. - М., 1983.

Кочетов А.Н. Буддизм. - М., 1965.

Культура древней Индии. - М., 1975.

Махабхарата. Рамаяна. БВЛ - М., 1976.

Невелова С.Л. Мифология древнеиндийского эпоса. - М., 1975.
Рерих Е.И. Основы буддизма. - С.-П., 1982.

Ригведа. Избранные гимны. - М., 1973.

Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. - М., 1982.

4 КИТАЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Китайская мифологическая система имеет ряд характерологических особенностей. Вероятно, самой принципиально важной является эвгемеризация (историзация) мифологических персонажей, которые под влиянием рационального конфуцианства истолковывались как жившие в глубокой древности политические деятели. К другим особенностям следует отнести установку на конкретное действие и дидактизм. Мифология отразила особенности национальной ментальности: наравне с традиционными воинскими подвигами китайские боги и герои были великими изобретателями благ – гончарами, создателями письменности и музыкальных инструментов, инженерами- рационализаторами (боролись с потопом при помощи строительства каналов) и, конечно, мудрыми правителями. Однако представления о китайской мифологии не исчерпываются древними сказаниями о богах и героях, но являются, по сути, удивительным сплавом архаических взглядов с даосизмом, буддизмом и конфуцианством – тремя религиями, распространившимися в Китае во второй половине 1 тыс. до н.э.

Космогонические мифы

Космогонические мифы Китая отличаются удивительным разнообразием, причем один из них, - может быть, древнейший - хорошо известен в современном мире. Он гласит, что в изначальном, бесформенном хаосе обитали два великих духа – Инь и Янь. Трансформируясь, Янь стал небом, мужским началом, югом, светом, солнцем, нечетными числами, а Инь – его противоположностью: землей, женским началом, севером, луной, смертью, четными цифрами. С этого вечного разделения и взаимодействия не только начинается история мира, но именно этим объясняется и вся его многоликость, представляющая собой вечные и бесконечные воплощения этих великих духов. Студенту следует познакомиться с другими космогоническими мифами Китая: например, историями о Пань-гу, Хунь-дуне и Нюй-ва.

Священные животные Китая

Самым известным культовым животным Китая является дракон, который внешне не отличается от своего европейского сородича: он также напоминает гигантскую крылатую ящерицу, обладающую огромной силой. У китайцев дракон воплощает прежде всего стихию воды. Драконы формировали дождевые облака, которые приносили столь необходимые для посевов дожди. Дракон символизирует не только силу и мощь, но и счастье, благополучие и императорскую власть. Дракон – знак правителя. Его изображение в качестве геральдической эмблемы встречалось только на знаменах самых знатных родов.

Другим популярным мифологическим существом Китая является феникс (китайское название «фенхуан») – царь птиц. Он напоминает египетского сфинкса: у него шея змеи, хвост рыбы, окраска дракона, туловище черепахи, горло ласточки и петушиный клюв, но другие же представляют его лебедем со спиной единорога. Однако чаще всего загадочный феникс походит на царскую птицу – павлина. Первоначально чудесная птица была олицетворением божества ветра, затем – восходящего солнца. Появление ее считалось знаком наступления мира и процветания.

Но, несомненно, самым загадочным животным был единорог (цилинь). Его изображали лошадью или быком с единственным рогом в центре лба. Он являлся людям лишь раз в несколько столетий, символизировал процветание и возвещал о рождении великого мудреца. Легенда гласит, что он появился незадолго до рождения Конфуция.

Студенту следует знать особенности культа черепахи, тигра и петуха.

Главным враждебным существом животного мира в Китае была лиса. Лиса – царь демонов, она может явиться человеку в любом облике, посулив многое, и, конечно, обманув, она его погубит. Главные свойства лисы - коварство и умение перевоплощаться: в возрасте 50 лет – в женщину, в 500лет – в прекрасную девушку, в 1000 лет – в небесного лиса, бессмертного существа, владеющего всеми тайнами мира.

Пространственная модель мира

В китайских представлениях о мироустройстве доминирующую роль занимает феномен неба, воплощение Янь, обитель солнца. Впоследствии великий дух, олицетворяющий мужское начало, трансформируется в Шан-ди – Верховного владыку, императора неба. Кроме него, почитались еще два его брата – бог земли Чжун-юань и бог вод Ся-юань, вместе их называли сань-юань («тремя первоначальными»). Небо правит миром и наблюдает за живущими людьми, одаривая добродетельных и наказывая провинившихся. Вся мудрость и бесконечное разнообразие мира связаны с небом, местом в китайской мифологии необычайно густонаселенным. На вершинах горного массива Куньлунь находится дворец Верховного владыки, где растет чудесное дерево фусан – дом братьев солнц и появляется птица феникс. В небе обитают прекрасные и мудрые феи и могучие драконы, поэтому взгляд китайца обращен к небу, а все, что делается на земле, соответствует его высшим (!) законам, а называется китайская империя - Поднебесной.

Древние представления об архитектонике разделяют космос на три части: небо, толща земли с массой воды и подземный мир. Земля утверждена на восьми столбах и плавает на воде; другие же восемь столбов поддерживают небо. Оно представляет собой девять сводов, расположенных один над другим, каждый из первых семи является самостоятельной ареной движений семи известных китайцам планет (Солнце, Луна, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Сатурн), восьмой вместе со звездами вращается вокруг Полярной звезды, высший – девятый, поддерживающий и регулирующий все происходящее. Далее пространственная модель мира усложняется представлениями о существовании четырех стран света, цари которых назывались Небесными владыками. Они, с одной стороны, были богами стихий, имевшими в своем имени тот или иной цвет, с другой - олицетворяли собой власть, а с третьей - выступали как культурные герои, которые несут миру блага цивилизации.

Подземное царство – обитель мертвых

В исследованиях, посвященных китайской мифологии, подземный мир назван «адом», вероятно, по аналогии с его европейским аналогом - местом, где страдают грешные души. Это определение неточно, в первую очередь, потому, что китайский ад устроен по образу и подобию судебного учреждения. Особенности этического кодекса китайцев нашли свое отражение в классификации грехов, так, например, среди традиционных нарушителей законов – воров, убийц, клеветников и т.д. - обнаруживается куда более суровое прегрешение – непочтительность к родителям. Однако, по представлениям китайцев, даже самый отъявленный грешник в конце концов попадал в десятую палату и узнавал, каким будет его следующее рождение. А было их шесть вариантов: высшее – рождение на небе, вечное и неизменное. Остальные продолжали участвовать в круговороте рождений. Второе – желательное – получали те, кто творил добро. Они рождались на земле, повышая свой социальный статус, т.е. становились полководцами и важными сановниками, менее добродетельные – в облике купцов, ученых, ремесленников или земледельцев. Третий вариант, несмотря на кажущуюся экзотичность, казался желательным - рождение в мире подводных демонов. Три остальных считались нежелательными или просто ужасными: перерождение в мире демонов (подземных или блуждающих по свету) - 4 и 5 варианты, и, наконец, 6 – рождение в мире животных, насекомых, растений.

Особенности китайской героики

В китайской мифологии трудно найти традиционное для греческой или скандинавской мифологии разграничение на космогонию и героику. Китайские Небесные владыки, как правило, сочетают в себе функции божества и культурного героя, занимаясь как мироустройством, так и изобретением различных благ. Даже спаситель мира стрелок И является небесным посланцем, а пережитая им трагедия связана, в первую очередь, с невозможностью вернуться на свою бессмертную родину. И, хотя большинство китайских божеств так и не стали антропоморфными и часто поражают воображение своим экзотическим обликом (чего стоит одно существо шижоу – зрячая плоть, - похожее на печень зверя, но обладающее зрением), они предельно очеловечены, поскольку мыслят и ведут себя как люди.