Смекни!
smekni.com

Методические указания к изучению курса «История мифологии» для студентов 1 курса факультета филологии и журналистики (отделения отечественной и романо-германской филологии) ростов-на-дону (стр. 4 из 7)

Студенту необходимо познакомиться с мифами о потопе и подвигами стрелка И.

Конфуций и его учение

Конфуций родился 22 сентября 551 года до н.э. – в день осеннего равноденствия. Согласно легенде, в этот момент с небес хлынула дивная музыка, а неведомый голос изрек: «Небо, вняв твоим мольбам, дарует тебе мудрейшего из сынов человеческих». В основе философии Конфуция лежит представление о человеческом идеале, к которому необходимо стремиться. В беседах мудреца он фигурирует как «благородный муж» (цзюньцзы), человек высоких моральных качеств, безупречно воспитанный и образованный – подлинный аристократ духа. Он обладает волей и стойкостью, не ведает страха и спокойно принимает превратности судьбы, он учтив и милосерден, но не стремится быть «как все», ибо презирает стадность; разумеется, он умеет управлять людьми достойно и ведет образ жизни знатного человека. Для получения права называться «благородным мужем» (цзюньцзы) надо было, в первую очередь, быть человеком в высочайшей степени образованным. Это условие Конфуция произвело на свет культ знания в Китае и тем самым открыло путь к просвещению всем, кто к нему стремился, всем, обладающим упорством и терпением. Важнейшей чертой философии Конфуция является человечность – Путь каждого человека к самому себе: это и вечное совершенствование духа, продолжающееся на протяжении всей жизни, и высшая цель, итог, к которому приходят (если это вообще возможно) по завершению земных трудов.

Лао Цзы и даосизм

Его имя Лао Цзы означает «старый учитель»; родился он в 604 г. до н.э., работал историографом и архивариусом при Чжоуском дворе. Лао Цзы был современником Конфуция, и между ними и их сподвижниками велись споры о том, что же считать истинным Путем. Он вошел в историю как создатель философского учения, которое со временем трансформировалось в религию – даосизм. Дао (букв. – путь, дорога) – универсальное и всеобъемлющее понятие. Дао – душа и источник естественной силы природы, который обеспечивает всему жизнь и нормальное здоровое развитие. Таким образом, природа предстает как некое целесообразное целое, руководимое своей душой – Дао, соединяющей в себе функции разума и блага. В руках Дао соединены бразды правления, поэтому человек, обретший единство с Дао, подобен возничему колесницы, объезжающему как хозяин свои владения: «Великий муж спокойно бездумен и беззаботен. Небо служит ему балдахином, земля – основанием колесницы, времена года – конями, инь-янь – возничими». Его стремительное движение не ведает усталости, потому что в руках у него «рукоять Дао». Цепочка небо–земля–человек выстраивается следующим образом: человек следует законам земли, земля повинуется небу, небо – Дао, Дао – самому себе. Однако совершенно мудрый может следовать непосредственно Дао. Дао совершенного – это деяние без борьбы.

Даосизм вместе с распространившимся буддизмом, в отличие от конфуцианства, учил жить, в первую очередь, соблюдая законы природы (а не общества), в нем доминировало не действие, а спокойное созерцание, приносящее гармонию и счастье. Однако, как показала многовековая история Китая, все три ведущих учения вместе с древними мифологическими воззрениями прекрасно дополняли друг друга. пможность свободно развиваться.

Значение китайской мифологии.

Литература

Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001.

Гань Бао. Записки о поисках духов. СПб., 2000.

Георгиевский С.С. Мифологические воззрения. Мифы китайцев. С.-П., 1892.

Де Гроот Я. Демонология Древнего Китая. СПб., 2000.

Ежов В. Мифы Древнего Китая М., 2004.

Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.

Малявин В.В. Конфуций. М., 1992.

Малявин В.В. Сумерки Дао. М., 2003.

Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М., 1994.

Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. Смоленск, 2000.

Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1987.

Яншина Э.М. формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984.

5 ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Греческая мифология является одной из наиболее развитых мифо­логических систем. Сведения о ней дошли до нас в огромном количестве памятников. Основными источниками являются поэмы Гомера («Илиада», «Одиссея»), Гесиода («Теогония»), трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида (V век до н.э.), собрания гимнов и «Метаморфозы» Овидия.

В греческой мифологии выделяются три основных этапа развития, соответствующих процессу эволюции от хаоса к космосу - хтонический, олимпийский и героический. Контраст между существующим и прошлым порядком распространен в далекое прошлое в виде трех поколений богов.

Хтоническая мифология

Процесс жизни в это время воспринимался хаотически, дисгармони­чно, поскольку человеческим сознанием владеет ужас перед необъяснимым миром и природой. Земля (Хтонос) с составляющими ее предметами представляется живой, все из себя производящей и все собой питающей, включая небо, которое она рождает из себя. Как женщина в эпоху матри­архата является главой рода, кормилицей и воспитательницей, так и Земля понимается как лоно всего мира: богов, людей, вещей.

Греческая мифология гласит, что сначала был Хаос (вакуум, пусто­та), затем возникли Гея (Земля), Тартар (мрачная бездна) и Эрос (Любовь).

Студенту необходимо ознакомиться с основными (Гея, Уран, Кронос, Рея) мифологическими героями этого периода и помнить, что для хтонического этапа характерно рождение мира в виде существ, олицетворяю­щих явления природы (Ночь, День, титан Океан и т.д.), могущественных сил, влияющих на судьбу человека (Страдание, Обман и др.), а также ужасных демонов, символизирующих силы Земли. Это и сторукие великаны, и окровавленные старухи Эринии с собачьими головами и со змеями в распущенных волосах, охраняющие материнские права, и Химера с тремя го­ловами: львицы, козы и змеи. Многие существа соединяют в себе черты человека и животного: сирены (полуженщины - полуптицы), кентавры (полулюди - полукони). Все это примеры первобытного синкретизма - человек еще не выделяет себя из мира природы, рассматривая себя только как его частицу.

Олимпийская мифология

Второй период развития греческой мифологии связан с победой па­триархата. Новые боги предстают совершенно очеловеченными и антро­поморфными, но в каждом из них есть черты его бесконечно далекого прошлого, когда боги почитались в виде предметов (фетишизм) или в об­лике животных (тотемизм).

Главные греческие боги составляли патриархальную олимпийскую общину, которую возглавлял Зевс - сын Кроноса и Реи, «царь богов и лю­дей».

Затем, согласно иерархии Олимпа, следуют:

Посейдон - брат Зевса, бог моря, землетрясений, коней, покрови­тель мореплавателей;

Аид - брат Зевса, иногда «Зевс преисподней», Владыка мертвых;

Гера - супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, по­кровительница брака;

Деметра - сестра Зевса, богиня плодородия и сельского хозяйства, мать Персефоны, супруги Аида;

Афина - дочь Зевса (рожденная им самим), богиня ремесел, мудрости и справедливости, военной мощи, богиня-покровительница Афин;

Гефест - сын Зевса и Геры, хромой бог кузнечного дела и других ремесел;

Аполлон - сын Зевса и Латоны, бог дельфийского оракула, музыки и пения, покровитель медицины, пастухов и стад, мудрый прорицатель;

Артемида - дочь Зевса и Латоны, сестра Аполлона, богиня охоты, покровительница диких животных, предводительница нимф;

Гермес - сын Зевса и нимфы Майи, вестник богов, бог торговли, удачи; проводник в царство мертвых,

Дионис - сын Зевса и Семелы, бог эмоциональной свободы, драмы, вина, бог производительных сил природы;

Арес - сын Зевса и Геры, покровитель фракийцев, бог кровавой и вероломной войны.

Студенту необходимо подробно изучить биографии олимпийских богов, а также обратить особое внимание на астральные (мифы о появлении звезд) и календарные мифы.

Героическая мифология

Третий этап развития греческой мифологии можно разделить на две части: ранний и поздний героизм. Как правило, истории героя посвя­щен отдельный цикл, рассказывающий обо всей его жизни: мифы о Герак­ле, Тезее, аргонавтах, которые легли в основу гомеровского эпоса и греческого искусства V века.

Выдвижение героя, богочеловека или человека, на место олимпий­ских богов свидетельствует о дальнейшем развитии общественных отно­шений и утверждений человеческой личности в процессе освоения приро­ды. Благодаря своему происхождению герой занимает промежуточное по­ложение между Олимпом и миром человеческим. Один из его родителей мог быть богом (Геракл - сын Зевса и Алкмены, Ахилл - Фетиды и Пе­лея, Эней - Афродиты и Анхиса) или герой, рожденный от смертных, имеет могучего бога-покровителя (Тезею помогает Посейдон, Одиссею - Афина, Ясону - Гера). Отсюда и явное превосходство героя над остальными людьми (сила Геракла, красота Елены, мудрость Одиссея). Главная функ­ция героя - выполнять волю олимпийцев на земле, гармонизировать мир, защищать людей. Если герои раннего периода наделены лишь непомерной силой и их главные деяния - сражения с атоническими чудовищами (Персей, Геракл), то следующее поколение сочетает в себе физическую мощь с интеллектом и многочисленными художественными талантами. Тезей, подобно Гераклу, очищает мир от зла, убивая разбойников, но главная его заслуга в том, что он становится основателем Афин.

Студенту необходимо познакомиться с историями жизни популярных греческих героев: Геракла, Персея, Тесея, Одиссея, Ясона (мифы об аргонавтах).

В мифах позднего героизма, характерных для периода разложения родового строя, возникает мотив богоборчества, свидетельствующий об уверенности человека в собственных делах, о полной реализации, по мыс­ли Гегеля, «права бодрствующего сознания». Сизиф, царь Коринфа, зако­вав в цепи бога смерти Танатоса, смог уйти из Аида. Могучие От и Эфиальт сковали и заключили в темницу Ареса. Асклепий противопоставил себя самому Зевсу, исцеляя и даже воскрешая людей из мертвых. Арахна состязалась в искусстве рукоделия с Афиной. Всех их страшно покарали боги: Сизиф и Тантал терпят страшные муки в Аиде, Арахна превращена в паука, Асклепий ослеплен.