Для позднего героизма характерны мифы о родовом проклятии (история Агамемнона и Ореста, фиванский цикл), в котором торжествует идея судьбы, непостижимой силы, действием которой обусловлены как отдельные события, так и вся жизнь человека,
В мифах о родовом проклятии доминирует мотив запредельных, нечеловеческих страданий, связанных с ужасными преступлениями, которые герои совершают часто не по своей вине. Эдип, не ведая, что он делает, убивает своего отца и женится на своей матери. Орест вынужден мстить за смерть отца его убийце - своей матери Клитемнестре. После многолетних страданий боги дают успокоение несчастным: перед смертью обретает дар ясновидения Эдип, Афина защищает от мести эриний Ореста.
Мифы об искусстве, характерные для периода позднего героизма, возникают в олимпийскую эпоху в связи с рождением муз и Аполлона. Музы («мыслящие»), аониды, аонийские сестры, париасады, дочери Зевса и Мнемосины (богиня памяти), обитают на склонах гор Геликона и Парнаса и носят имя «олимпийских». Их имена:
Каллиопа («прекрасноголосая») - муза эпической поэзии со свитком и палочкой для письма.
Эвтерпа («восхитительная») - муза лирической поэзии с флейтой.
Эрато - музыка любовной поэзии с лирой в руках.
Полигимния - муза серьезной гимнической поэзии.
Клио - муза истории с теми же атрибутами, что и Каллиопа.
Мельпомена - муза трагедии с трагической маской.
Талия - муза комедии с комической маской.
Терпсихора - муза танца с лирой.
Урания - муза астрономии с небесным сводом и циркулем.
Музам ведомо настоящее, прошлое и будущее. Они покровителя певцов, музыкантов, поэтов, творцов и передают им свой дар. Музы олицетворяют порядок, гармонию и красоту олимпийского мира. Функции муз постепенно разграничивались по мере дифференциации искусств, и в эллинистической Греции, а затем и в Европе Нового времени музы - символ того или другого вида искусств.
В мифах последнего периода рассказывается о талантливых художниках, чьи деяния не уступают подвигам великих героев. Это история жизни Дедала, Икара и Орфея.
Значение греческой мифологии
Литература
Джеймсом М.Г. Мифология древней Греции.// Мифология древнего мира. –М., 1977.
Замаровский В. Боги и герои античных сказаний. - М., 1994.
Иванов В. Дионис и прадионисийство. - С.-П., 1994.
Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. - М.. 1972.
Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции. – М., 1975.
Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. - М., 1957.
Рауш С. И. Античная мифология. – М., 1963.
Словарь античности. –М., 1989.
Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. - М., 1978.
5 РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Римская мифология - понятие сложное и неоднозначное. На протяжении длительного времени существования римского государства мифология подвергалась значительным изменениям. Можно выделить два основных этапа ее развития: мифология эпохи родовой общины и мифология города Рима.
Мифология Римской родовой общины
Ранний этап развития римской мифологии представляет сложнейшую проблему для исследователей, поскольку сведения о ней носят отрывочный и неполный характер. Опираясь на существующие немногочисленные источники (священные книги авгуров, сочинения историков и писателей Рима), невозможно реконструировать космогонические мифы и представить римскую мифологию как развивающуюся систему. Ее характерной чертой является отсутствие антропоморфного образа бога, его имени, пола, функции. Обращения к богам в Риме носили следующий характер: «или бог, или богиня, или муж, или женщина, или каким бы другим именем ты не пожелал бы назваться». Поэтому древнюю римскую мифологию часто называют полидемонизмом - продольным соединением непознаваемых сил и воль. Однако с течением времени римляне постепенно наделяли своих богов человеческими чертами. Это относится как к их внешнему облику, так и образу жизни: некоторые из них образовывали супружеские пары (Фавн - Фавна, Либер - Либера).
Римские боги делились на небесных, земных и подземных. Миры людей и богов были строго разграничены и не соприкасались. Боги выражали свою волю молнией, громом, полетом птиц, поэтому для толкования знамений была создана коллегия авгуров, которые угадывали волю богов, наблюдая за поведением птиц. Например, священными птицами Рима были дятел и орел - спутник Юпитера. Среди особо почитаемых зверей следует выделить волка, который у скандинавских и славянских народов олицетворял зло. Римляне же создали множество преданий о волках, среди которых на первом месте находится история волчицы, вскормившей царственных близнецов, Ромула и Рема, и ставшей символом Рима. Волчий праздник (луперкалий) - праздник очищения и плодородия - начинался 15 февраля и был посвящен богу лесов Фавну.
Древнейший римским богом считается Янус, которого изображали с двумя или четырьмя лицами. Возможно, первоначально он был создателем мира, космоса и человеческого рода, богом, который все формирует, всем правит, знает прошедшее и будущее (отсюда и два лица).
В обращении к богам вторым традиционно называлось имя Юпитера. Юпитер - один из древнейших римских богов, которому приписывалось множество функций: повелитель света и неба, грозы и молний; покровитель земледельцев и виноделов, гарант верности и клятвы, дарующий победу в битвах и триумфы.
Супруга Юпитера Юнона - одна из древнейших римских богинь, покровительница брака и материнства, помогающая при родах, мудрая царица-советчица, впоследствии отождествляемая с Герой.
Третьей богиней великой плеяды была Минерва. Ее культ римляне заимствовали у этрусков. Минерва почиталась как богиня мудрости, однако она обладала большими функциями, нежели отождествляемая с ней впоследствии Афина. Под ее опекой находились ремесленники, учителя, актеры, музыканты, врачи.
Кроме Минервы, покровителем ремесленников и торговцев был Меркурий.
Большинство древних римских богов связано с культами рощ и лесов (Фавн, Фавна, Пик и др.). Марс, бог войны, первоначально был связан с культом плодородия и растительности.
Диана - одна из древнейших римских богинь. Первоначально олицетворяла растительность как богиня-мать и хозяйка леса. Ее называли «богиней трех дорог» (в праздники ее изображение помещалось на перекрестках), обладающей тройной властью: на небе, на земле и под землей. Диана считалась и олицетворением Луны. Культ Дианы отождествлялся с культом Весты, богини священного очага городской общины, куриц, дома.
Другой популярной римской богиней была Венера. Первоначально ей поклонялись как богине садов, а ее имя упоминалось как синоним плодов. С распространением предания об Энее Венера стала отождествляться с Афродитой, матерью Энея, став не только богиней красоты и любви, но и прародительницей и покровительницей римлян.
Другая значительная группа богов была связана с фамильными культами. Древний Рим был славен сплоченностью отдельных родов, а во главе каждого стоял патриарх, глава семьи. Закреплению такой традиции способствовал культ Гения. Домашними богами были Лары и Пенаты.
Таковы были древние римские божества, с которыми студенту следует ознакомиться.
С развитием римского государства, а также в связи с завоеванием Средиземноморья и знакомством с греческой культурой, мифологические взгляды римлян в эпоху республики, а затем и империи подвергаются значительным изменениям. В первую очередь происходит отождествление греческих богов с римскими по принципу сходства функций: Юпитер - Зевс, Юнона - Гера, Афина - Минерва и т.д. Образы некоторых богов заметно усложняются: например, Меркурий, бог торговцев, становится и проводником в царство мертвых; Венера, богиня садов, превращается в покровительницу любви и олицетворение красоты. И наконец, если аналог греческого божества в римской мифологии отсутствовал, наблюдалось прямое заимствование. Так случилось с культом Феба-Аполлона, у которого, как известно, не существовало римского дубликата. Однако влияние греческого элемента на римскую мифологию обычно гипертрофируется и переоценивается. Распространение греческой культуры шло «сверху», из аристократических кругов, и не охватывало всех слоев римского общества. Кроме того, центральное место в национальном менталитете занимали мифы об истории Рима.
Мифология города Рима
Ядром римской мифологии является миф о создании города Рима. Считается, что к латинам он проник от этрусков, а затем подвергался значительным изменениям и дополнениям. Его канонический вариант рассказывается Вергилием в «Энеиде». Миф об Энее выполнял несколько важных функций: утверждал римлян преемниками греческой цивилизации (Рим - вторая Троя), потомками богов (Эней - сын Афродиты), которым было предначертано свыше править народами; объяснял некоторые важные события истории нации (война с Карфагеном).
Студенту следует ознакомиться с мифом об Энее, историей создания города Рима Ромулом, а также царствованием первых правителей города (Ромулом, Нумой Помпилием, Туллом Гостилием, Анком Марцием, Тарквинием Древним, Сервием Туллием и Тарквинием Гордым).
Значение римской мифологии
Литература
Замаровский В. Герои и боги античных сказаний. - М., 1994.
Культура древнего Рима. В 2-х томах. - М., 1985.
Легенды и мифы древней Греции и древнего Рима. – М., 1990.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2-х томах - М., 1987.