Смекни!
smekni.com

Методические указания к изучению курса «История мифологии» для студентов 1 курса факультета филологии и журналистики (отделения отечественной и романо-германской филологии) ростов-на-дону (стр. 1 из 7)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к изучению курса «История мифологии» для студентов 1 курса факультета филологии и журналистики (отделения отечественной и романо-германской филологии)

РОСТОВ-НА-ДОНУ

2006


Методические указания разработаны доцентом кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики Садовской И.Г.

Печатается по решению кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики РГУ.

Протокол № 5 от 11 апреля 2006 года.

Ответственный за выпуск - Гайбарян О.Е.

ВВЕДЕНИЕ

Что такое мифология? Дать точное определение этому интереснейшему в истории человеческого общества явлению - достаточно сложная задача. Восприятие мира человеком в период существования родовой общины, когда, собственно, и появились мифы, носило непосредственно чувственный характер. Обозначая то или иное явление окружающей жизни, например, огонь (Гефест) как стихию, человек не дифференцировал его на огонь в очаге, лесной пожар, пламя горна и т.д. Впоследствии человеческая фантазия создаст историю возникновения стихии огня и появится рассказ о родителях и деяниях Гефеста. Так рождалось мифологическое мышление с его тенденцией к обобщению, основанное на целостном, син­кретическом восприятии мира. Мифы призваны были ответить на вопросы, всегда волновавшие людей: как, когда, почему и зачем появились земля и небо, звезды, луна и солнце, люди и животные - то есть все то, что составляло огромный и неизведанный мир. Мифы рассказывали о начальном времени возникновения явлений и первопредметов: рождении, смерти, первом огне, первом копье и т.д. Мифы отразили наблюдения человека за природой, а поскольку личность еще не выделяла себя из окружающего мира, то космос представлялся ей живым организмом, очеловеченным и бессмертным.

Следует обратить внимание на уникальность мифологического восприятия мира. Мифология не тождественна философии, хотя в ней мы находим осмысление глобальных проблем бытия; мифология не является литературным жанром, хотя в ней создаются поэтические образы; мифоло­гия не идентична религии, хотя включает в себя различные культы и обря­ды, посвященные богам; мифология не есть историческое повествование, хотя бережно хранит память о великих исторических событиях. Можно сказать, что миф - это и одно, и другое, и третье, и четвертое, и нечто большее, нечто абсолютно универсальное - первая мировоззренческая система, при­званная ответить на самые разнообразные вопросы и поэтому включающая в себя столь противоречивые компоненты.

Подобная уникальная универсальность позволила А.Ф.Лосеву сделать интересный и неожиданный вывод, с которым можно согласиться: «Миф – это чудо». Миф говорит о многом, и из этого тяготения к универсальности вытекает его полифункциональность. Одно из его главных свойств – стремление объяснить возникновение того или другого предмета, обряда, явления; этиологизм (от греч. – «причина», «основание») мифа заложен в самой его природе.

М. Элиаде подчеркивает моделирующую функцию мифа: «Роль мифа в структуре всего человеческого существования неизмерима. Благодаря мифу, понятия реальности, значимости, трансцендентности постепенно обнаруживают свою суть. Благодаря мифу, мир понимается как в совершенстве организованный, разумный и значимый Космос» (М.Элиаде. Аспекты мифа М., 2001. С.161).

Миф связан с ритуалом. Он может быть как основанием исполняемого обряда, так и толкователем (или комментатором) уже сложившегося действия. Древние ритуалы регламентировали общественную жизнь, поэтому сторонники обрядовой теории мифа подчеркивают первичность его «оправдательной» или «законодательной» функции, которую еще называют социально-политической.

Другая родовая черта мифа своими корнями уходит в синкретизм – соединения в мифе сущности и явления, именуемого и имени, который и порождает символизм. Рассказанная мифом история, например, легенда о Нарциссе, не только объясняет происхождения цветка, но становится универсальным знаком, указывающим на явление (в данном случае - черту характера) и символом его определяющим: в приведенном примере - это самолюбование; из мифа придет и синоним этого свойства человеческой натуры - «нарциссизм».

Будучи предельно конкретным, миф всегда говорит о сущностно важном – именно это свойство обеспечило его абсолютную востребованность. Она проявляется и в бесконечной повторяемости мифологических сюжетов в искусстве, их существование в качестве фразеологизмов в языках (Ахиллесова пята, Сизифов труд, и т.д.), в аллюзивности человеческого мышления, привычно использующего для этой цели миф.

По мнению В.М.Найдыш, мифотворчество связано с вечным стремлением человека разгадать «тайну тайн» - законы мироздания. Тайна (или приобщенность к ней) лежит в основе многочисленных союзов, как древних, так и современных. Миф здесь выступает как тайна, соединяющая этнос (этот национальный миф В.М. Найдыш называет «этномифом»). Однако у мифа-тайны, как у двуликого Януса, есть, на наш взгляд, еще одна функция – универсального ключа, с помощью которого человек пытался понять, постичь, проникнуть в запретное. Невозможно представить себе существование человеческого общества, лишенное этого ключа. Когда древние мифы уходили в прошлое, становясь мифологической историей и литературными сюжетами, на их место приходили новые, потому что само мифотворчество – естественное свойство человеческой природы, оно также вечно, как мир вокруг нас и миф о нем - история умирающего и воскресающего бога.

1 ТЕОРИЯ МИФА

На протяжении всей человеческой истории, начиная с Платона и Эвгемера, шло изучение феномена мифа. Студенту следует изучить романтическую теорию мифа Ф.Шеллинга, антропологическую школу (Э.Тейлор, Э.Ленг), представления Вагнера и Ницше, труды Д.Д.Фрезера и Клода Леви-Стросса, З.Фрейда и К.Г.Юнга, символическая теория Э.Кассирера. Обзор упомянутых школ содержится в работе Е.Н.Мелетинского «Поэтика мира».

Студенту необходимо законспектировать статью А.Ф.Лосева «Диалектика мифа». Лучшим пособием является энциклопедическое издание «Мифы народов мира» в 2-х тт.

Литература

Косарев А. Философия мифа. М., 2000.

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 1930.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

Мифы народов мира: В 2 т. М., 1980, а также любое издание.

Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. М., 2002.

Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1976.

Токарев С.А. Ранние формы религии в их развитии. М., 1964.

Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследование в области мифопоэтического. М., 1995.

Фонтенроуз Д. Бэском В. Клакхом К. Хьюмен С. Обрядовая теория мифа. СПб., 2003.

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978

Элиаде Мирча. Аспекты мифа. М., 2005.

2 МИФОЛОГИЯ ЕГИПТА

Египетская мифология является одной из древнейших в мире. Она возникла задолго до объединения Египта, в эпоху Древнего царст­ва ( 3200-2400г. до и. э.), когда не было государственной религии. В круп­ных городах (номах) существовали свои культы, особенно выделялись такие центры как Гелиополь, Гермополь, Мемфис, Фивы. В процессе разви­тия египетского государства отдельные культы (культ Ра, Осириса, Исиды, Хора) на некоторое время становились общенациональными. Во мно­гом это зависело от того, какой из городов оказывался главной резиденцией фараона. Так, когда Мемфис стал столицей Египта, Культ Пта, бога-демиурга Мемфиса, распространяется по всей стране.

Культ животных и растений

Характерной чертой египетской мифологии является культ живот­ных, насчитывающий тысячелетия. У большинства народов он исчезает в процессе антропоморфизации, оставив лишь некоторые черты. В Египте же культ животных не только не исчез, но и сохранил уникальную живучесть - он продолжал существовать даже в эпоху римского завоевания. Боги Египта так до конца и не стали антропоморфными: часто в них наблюдает­ся половинчатость облика. Распространение культов животных неодно­родно - одним поклонялись на всей территории Египта, другим - в неко­торых областях или только в одной местности: культы быка, льва, крокодила, сокола, кошки, змеи, а также животных, которые оли­цетворяли для египтян злые силы (черепаха, свинья).

Культ животных был составной частью всеобщего поклонения ве­ликой природе. Египтяне воздавали почести деревьям и растениям, а са­мым большим почетом был окружен лотос. С лотосом связывали надежды на богатый урожай, лотос символизировал солнце - источник жизни и пер­возданную красоту, лотос - знак царской власти (с ним изображали царей и цариц).

Региональные культы

В Египте эпохи Древнего царства крупные города имели своих бо­гов-покровителей, каждый из которых представлялся либо в образе жи­вотного, либо был антропоморфен, но чаще всего антропоморфизм допо­лнялся зооморфными элементами (например, бог Тот - человек с головой Ибиса, богиня Сехмет - женщина с головой львицы). Местный бог стано­вится центральной фигурой складывающихся о нем мифов, в которых он мыслился как демиург, творец богов и мира. Особенно была распростра­нена группировка в виде триады: бог-отец, богиня-мать и бог-сын. Вообще же облик и функции египетских богов, в отличие от греческих, лишен яс­ности, нестабилен.

Боги Гелиополя: Атум (изначальный бог), Шу (пространство между небом и землей), Тефнут (женское дополнение Шу), Геб (земля), Нут (небо).