Смекни!
smekni.com

Методические указания по подготовке к вступительным испытаниям на первый курс Кировской гма в 2011 году (стр. 7 из 19)

ПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ДИКТАНТА

Данный раздел состоит из двух частей. В первой части даны тексты для самостоятельной работы: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Во второй – даны «ключи» для самопроверки.

I) Тексты для самостоятельной работы.

1. Найдите и исправьте ошибки в написании слов.

а) Производные наречия и предлоги.

Жан-Батист Поклен, прославившийся в последствии как драматург Мольер, должен был стать королевским обойщиком, также как его отец. Но он увлекся театром и мечтал учиться, по этому отец отдал его в Клермонтскую коллегию. Закончив учебу (по видимому, это было в 1641 году), Жан-Бастист получил диплом адвоката. Но он явно не стремился проникнуть в глубь своей профессии и по прежнему проводил время в театрах. Королевские обойщики должны были нести службу при дворе. Весной 1642 года Поклен-старший отправил ко двору сына, надеясь мало помалу приучить его к службе. В то же время во дворце сложился заговор против кардинала Ришелье, во главе которого стоял маркиз Сен-Марс. Ришелье имел это ввиду, и, не смотря на то, что маркизу покровительствовал сам король, его обвинили в государственной измене. В ночь на 13 июня маркиза предупредили запиской, что его жизнь в опасности. Утверждают, что это сделал молодой Поклен, хотя ему удалось лишь чуть чуть отсрочить гибель заговорщика.

б) «Н» и «НН», слитное и раздельное написание «НЕ».

Старк шел, наклонив голову в..низ. Владельцы не..многих машин, встрече…ых им по дороге, не..могли видеть лица мужчины в бейсбольной кепке с опуще…ым козырьком и больших темных очках. Если бы эта прогулка совершалась в..близи от оживле…ых пригородов, Старку было бы труднее остаться не..замече…ым. Но здесь дома были разделе…ы иногда целыми полями стриже…ой травы, рядами тесно посаже…ых деревьев или не..высокими каме…ыми стенками. Он прошел возле дома Кларка, где царила атмосфера долговреме…ой пустоты. Газон был покрыт похожей на сено суше..ой травой. Правда, н…где н…было видно газет, оставле…ых почтальоном, но Старк надеялся, что хозяин, чьи финансовые возможности это определе…о позволяли, уехал отдыхать куда..нибудь подальше. Он вошел в аллею, которой были ограниче…ы владения, и перебрался через дорожку, окаймле…ую деревя…ыми колышками. В..первые он смог в..упор посмотреть на дом своего упрямого брата.

в) Вводные слова и предложения.

Алиса сидела со своей сестрой на берегу реки и скучала потому что делать ей было совершенно н..чего а сидеть без дела сами знаете дело н..легкое. Раз-другой она правда сунула нос в книжку сестры однако там н..оказалось н..картинок н..стишков. С горя она начала подумывать хотя сейчас это то..же было дело н..из..легких что конечно н..плохо бы сплести венок как вдруг рядом появился белый кролик. Тут разумеется еще н..было н..чего н..обыкновенного. Алиса даже н..так..уж удивилась что кролик заговорил а сказал он Ай я опаздываю ей казалось что все идет как надо. Кстати потом она решила что н..множко удивиться все-таки стоило.

2. Примерные тексты для диктантов

Преодоление.

Когда (то) в детстве на первом ровном прозрачном и (не) твердом льду зат…нувш…м волжский залив Алексей учился катат…ся на коньках. Матери коньки были (не) (по) карману и кузнец у которого она ст…рала белье сделал по ее про…ьбе маленькие деревя(н) (нн) ые колодочки с мета…ическим полозком из толстой проволоки и дырками по бокам.

С помощью веревок и палочек Алексей пр…креплял эти колодки к стареньким подшитым валенкам. В них (то) и вышел он на тонкий мелодично потрескивающий лед по которому вдоль и поперек с криком и гаком скользила детвора (С,с)аратовских окраин. Мальчишки на коньках прыгали и танц…вали. Как только Алексей спустился на залив лед сейчас (же) выскользнул (из) под него и он пр…больно упал навзнич… Он стал пр…сматриват…ся как катают…ся другие. Нельзя накл…нят…ся чере…чур вперед так (же) как нельзя и откидыват…ся назад. Стараясь держат…ся прямо он (не) раз падал (на) бок. Вернулся с катка он весь в снегу с по…кашивающимися ногами шишками и синяками по всему телу. Как (н..) тужился он с утра и до темной ночи пропадая на льду положение оставалось все то (же).

Но вот однажды в морозный м…тельный день он (н..) ожиданно для себя сделал какое (то) удачное движение и покатился сильно увереннее с каждым кругом. То что (не) заметно копил он в себе все эти маленькие пр…вычки пр…обретенные им как (то) вдруг сложились в единый навык и он уверенно заработал ногами чу…ствуя как все его мальчишеское озорное упрямое существо л…кует и радуется.

То (же) случилось с ним и теперь. Он упорно летал стремясь вновь слит…ся с самолетом. Он часто осознавал что движения машины (не) верны и ощущал гореч… пога…шей надежды. Но вот однажды ощутил вдруг Мересьев что машина ему послушна и что он чу…ствует ее всем своим существом. Это ощущение мелькнуло как молния.

(Б. Полевой)

О вдохновении.

Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека. Душевный под…ем (не) выражается в театральной позе и пр…поднятост... Так (же) как и пр…словутые «муки творчества».

Чайковский утверждал что вдохновение – это состояние когда человек работает (во) всю свою силу как вол а (во) все н… кокетливо помахивает рукой.

Каждый человек хотя (бы) и несколько раз за свою жизнь но п…режил состояние вдохновения – душевного под…ема свежести живого воспр…ятия действительности полноты мысли и сознания своей творческой силы.

Да вдохновение – это строгое рабочее состояние но у него есть своя поэтическая окраска свой я (бы) сказал поэтический по…текст.

Вдохновение входит в нас как сияющее летнее утро только что …бросившее туманы тихой ночи забрызга…ое росой с зар…слями влажной листвы. Оно осторожно дыш…т нам в лицо своей целебной прохладой.

Вдохновение – как первая любовь когда сер…це громко стучит в предчу…ствии удивительных встреч (не) вообразимо пр…красных глаз улыбок и (не) домолвок.

Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно как некий волшебный инструмент и отзывается на все даже самые скрытые самые (не) заметные звуки жизни.

О вдохновени… написано много пр…восходных строк у писателей и поэтов. Тургенев называл вдохновение «пр…ближением бога» оз…рением человека мыслью и чу…ством.

Толстой сказал о вдохновени… пожалуй проще всех. Вдохновение состоит в том что вдруг открывается то что можно сделать. Чем ярче вдохновение тем больше должно быть кр…п…тливой работы для его исполнения… Но как (бы) мы (н..) определяли вдохновение мы знаем что оно пл…д…творно и (н..) должно и…чезнуть бе…следно (н..) одарив собой людей.

(К. Паустовский)

Осень Левитана.

Чем ближе к зрелост.. тем чаще мысль Левитана останавливалась на осен…

Правда Левитан написал несколько пр…восходных весенних вещей но почти всегда это была весна похожая на осень.

Самые мягкие и трогательные стихи книги картины написаны ру…скими поэтами писателями и художниками об осен...

Левитан так (же) как Пушкин Тютчев и многие другие ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года.

Осень снимала с лесов с полей со всей природы густые цвета смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета см…нялись робким золотом пурпуром и серебром. Изменялся (н..) только цвет земли но и самый воздух. Он делался чище холоднее и дали были гораздо глубже чем летом. Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка см…няется в зрелом возр…сте строгостью и благородством.

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осе…ие дни нанесе…ые им на полотно. Левитан оставил около ста «осе…их» картин (н..) считая этюдов.

На них были изображе…ы знакомые с детства вещи стога сена почернелые от сырости маленькие реки кружащие в медле…ых водов…ротах палую листву; одинокие золотые березы еще (н..) обитые снегом; небо похожее на тонкий лед; к…сматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах что (бы) они (н..) изображали лучше всего переда…а печаль прощальных дней сыпл…щихся листьев ув…дающих трав тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца едва заметно прогр…вающего землю.

(К. Паустовский)

О романе «Мастер и Маргарита».

В этой книге ц…рят счас…ливая свобода творческой фантазии и одновреме…о строгость композиц…о…ого архитектурного замысла. Там правит великий бал Сатана и вдохнове…ый Мастер совреме…ик Булгакова пишет свой бе…мертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа а рядом суетятся подл…чают пр…спосабливаются пр…дательствуют вполне земные граждане нас…ляющие Садовые и Бронные улицы 20-30-х годов нашего века. Смех и печаль радость и боль перемеш…ны там воедино как в жизни но в той высокой степени концентрации которая доступна лиш… сказке поэме. «Мастер и Маргарита» и есть (лирико) философская поэма в прозе о любви и нравстве…ом долге о бе…человечности зла об истинном творчестве которое всегда преодоление бесчеловечности всегда прорыв к свету и добру.

Читая «Мастера и Маргариту» порой ощущаеш… будто тени Гофмана Гоголя и Достоевского брод…т (н..) подалеку. Отзвуки легенды о великом инквизиторе звучат в (Е,е)вангельских сценах книги. Фантастические м…стерии в духе Гофмана пр…ображе…ы русским характером и утратив черты романтической мистики становятся горькими и веселыми почти бытовыми. Музыка (Г,г)оголевской прозы возникает как лирический знак трагизма когда течение романа устр…мляется к последнему пр..делу...

Есть в романе и другие мотивы которые ведут к Данте Гете. Но все это Булгаков и только он один обращается к нам переплавив в своей душе (идейно) нравственные искания великих пр…дшестве…иков. Исти…ый талант всегда (не) повторим. Однако тем выше его (не) повторимость чем ближе и глубже он зачерпнул из культуры человечества из духовной традици.. и пр…дставил на наш суд создание устремле…ое в будущее каким мы хотим его видеть в себе.