Смекни!
smekni.com

Методические указания к выполнению контрольных работ Казань, 2005 (стр. 1 из 3)

Федеральное агентство по образованию Казанский государственный технологический университет

АРХИТЕКТОНИКА ОБЪЕМНЫХ ФОРМ

Часть1

Методические указания к выполнению контрольных работ

Казань, 2005


УДК 6П9.3

Составители: ст.преподаватель Л.А.Сафина,

ч

методист Л.М.Тухбатуллина.

Архитектоника объемных форм. Часть 1: Методические указания к выполнению контрольных работ / Казан. гос. технол.ун-т; Сост.: Л.А. Сафина, Л.М. Тухбатуллина. Казань, 2005г. 22 с.

Приведены общие методические рекомендации по изучению дисцип­лины "Архитектоника объемных форм", задания и методические указания к выполнению контрольных работ.

Предназначены для студентов заочной формы обучения специально­стей 280900 и 281200 при выполнении контрольных работ по курсу "Архи­тектоника объемных форм".

Подготовлены на кафедре "Дизайна".

Печатаются по решению методической комиссии института технологии легкой промышленности, моды и дизайна.

Рецензенты:

Доцент В.В.Хамматова,

Дизайнер мехового дома "Антика" И.В.Акользина.'


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Рекомендации по изучению учебной дисциплины 4

2. Учебная программа 6

3. Методические указания к выполнению контрольных работ 7

4. 'Контрольные задания 8

5. Литература 16

6. Приложение 17

ВВЕДЕНИЕ

Курс "Архитектоника объемных форм" направлен на изучение принци­пов формообразования костюма и закономерностей развития объемно-пространственной формы с учетом средств гармонизации. Рассматриваются различные виды архитектонического творчества, функции архитектонических искусств, а также тектонические структурные системы в костюме, в том числе на примере исторического костюма. Основные теоретические положения формообразования костюма рассматриваются в процессе выполнения геомет­рических и пластических объемно-пространственных тектонических систем из различных материалов. Студенты должны овладеть методами создания обо­лочковой и каркасной систем костюма, знать основные приемы формообразо­вания и композиционного решения драпировок, изучить основные типы скла­док, декоративные свойства поверхности формы.

Цель изучения дисциплины - развитие образного объемно-пространственного мышления, переход от элементарного понимания костюма как набора плоских деталей к профессиональной передаче в реальном объекте основных законов композиции.


1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Неизобразительные пространственные искусства (архитектура, декора­тивно-прикладное искусство и дизайн) являются «архитектоническими искус­ствами», т.е. создающими объемные формы.

Архитектоника (от греческого Architektonike - строительное искусст­во) - художественное выражение структурных закономерностей конструкции предмета (здания, костюма, мебели и т.д.) Архитектоника выявляется во взаи­мосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, в ритмичном строе форм. Отчасти она проявляется и в пропорциях, в цветовом решении произведения. В широком смысле архитектоника - композиционное строение любого произведения искусства, обуславливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

Архитектоника определяет общие закономерности построения формы в дизайне одежды. Красота в дизайне не является свободным полетом фантазии, а всегда обусловлена утилитарными требованиями. Целью архитектоники является получение утилитарно оправданной формы вещи, которая имеет функциональную, конструктивную и эстетическую ценность.

Если живопись, графика, скульптура имеют только одну функцию -
эстетическую, то в промышленном искусстве (дизайне) красота и польза взаи­
мосвязаны. Так, особенностью произведений архитектонического творчества
является их бифункциональность, т.е. все они, от архитектурного сооруже­
ния до аксессуаров к костюму, служат для удовлетворения практических и ду­
ховных потребностей человека.

Бифункциональность проявляется в соотношении утилитарной и ху­дожественной функций. Проектируя костюм, конструктор или. дизайнер дол­жен учитывать не только тенденции моды, но и принцип слияния двух качеств - содержательность (единство утилитарных и эстетических функций) и текто-ничность (единство конструкции и формы).


Изучению тектоники формы посвящается курс «Архитектоника объем­ных форм», который направлен на изучение принципов формообразования костюма и закономерностей развития объемно-пространственной формы с учетом средств гармонизации.

Архитектоника является важнейшей категорией композиции, основ­ным её началом. Значение архитектоники в художественном проектировании обуславливается тем, что она определяет соответствие между формой предме­та, со всеми ее деталями и способами их соединения, свойствами материалов, из которых этот предмет создан, и его конструкцией. Особое внимание следу­ет уделить изучению законов композиции, средств гармонизации формы оде­жды и обуви, таких как: симметрия, асимметрия, ритм, метр, контраст, нюанс, подобие, тождество, пропорции и т.д..

В группе архитектонических искусств наблюдается самое широкое разнообразие используемых материалов. Тектоникой называют зримое отра­жение работы конструкции и материала в форме. Например, конструкция ши­фоновой юбки должна быть такой формы, чтобы не возникало сомнений, что это шифон. Поэтому можно говорить о тектонике «шифоновой юбки», текто­нике кожаных изделий и т.д. Образно говоря, тектоника - это искренность формы в отношении конструкции и материала.

Изучая архитектонику костюма, объектом исследования становится об­леченная в материале форма, которая должна ясно ответить на следующие во­просы-:

- сборная это конструкция или монолитная,

- легкая тонкостенная или тяжелая и массивная,

- несущий это элемент или ненагруженный.

Архитектоника одежды обусловлена тектоникой человеческой фигу­ры. Костюм при всем многообразии форм - это оболочка, подчиняющаяся ло­гике строения фигуры. Таким образом, одежда приобретает смысл, когда ра-ботает взаимосвязанная система «костюм-фигура» как единая объемно-пространственная структура. Пропорции человеческого тела воспринимаются


как образец красоты и гармонии. Поэтому одежда, сконструированная с уче­том архитектоники человека, будет красивой.

Проектируя форму костюма, следует помнить, что поверхность формы модели одежды может полностью или частично повторять рельефный контур поверхности тела человека. В соответствии с этим формы моделей одежды разделяют на: топографические поверхности, повторяющие контур поверх-ности тела человека, геометрические, отличные по форме и не прилегающие к фигуре. Так, форма костюма содержит в себе взаимосвязь не только с про­странством, но и всех ее элементов между собой, она может быть предельно простой, и очень сложной. Архитектоника костюма устанавливает систему связей всех его структурных элементов и имеет решающее значение для дос­тижения подлинной гармонии, что должно являться основной задачей при создании современной одежды.

Курс "Архитектоника объемных форм" направлен на развитие объем­но-пространственного мышления в процессе всестороннего анализа формы предметов (одежды), познания структуры и конструкции. Основное место в данном курсе отводится изучению строения формы одежды в соответствии с законом гармонии и с формой тела человека.

Успешно овладеть курсом можно лишь в том случае, если студент глу­боко изучит теорию, самостоятельно выполнит контрольные задания, закрепит знания во время лекционно-лабораторных занятий.

2. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Темы лекционных занятий:

Тема 1: Аспекты понятия "архитектоника" и "костюм". Тектонические систе­мы костюма. Анализ тектонических систем на примере исторического костю­ма - 1 час.


Тема 2: Простейшие типы кроеной одежды. Основные приемы и формообра­зование драпировок. Ниспадание и драпирование. Варианты композиционного решения драпировок. Основные типы складок- 1 час.

Тема 4: Принципы и средства связи элементов формы. Геометрическое преоб­разование форм на основе симметрии и асимметрии. Пластическая сопряжен­ность. Пропорциональность. Ритмическая и метрическая согласованность. Масштаб. Принципы подобия, контраста, нюанса. Цвет и фактура как элемен­ты композиции костюма-1 час.

Тема 5: Пластические свойства материалов для одежды и обуви. Построение объемно-пространственных структур с учетом пластических свойств материа­лов. Зрительные иллюзии и их влияние на эстетическое восприятие. Типы зри­тельных иллюзий-1 час.

Темы лабораторных работ:

1. Выделение основных структурных элементов формы на примере историче­ского костюма (бумагопластика, коллаж) - 1 час.

2. Выполнение плоскостной композиции с использованием различных про­порциональных членений (материал- бумага)

3. Выполнение драпировок на плоскости и на манекенах. Зарисовка драпиро­вок и складок -1 час.

4.. Построение комплекса форм. Формообразование объектов с элементами комбинаторики - 1 час.

5. Макетирование объемно-пространственной формы методом наколки - 1 час.


3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Каждый студент выполняет одну контрольную работу, состоящую из нескольких заданий. Номер варианта контрольной работы определяется в со­ответствии с последней цифрой номера зачетной книжки. Контрольные рабо­ты состоят из 5 заданий, содержащих теоретические и практические требова­ния к их выполнению.

Предполагается, что каждый вариант студент выполняет за 30-35 часов. Лучше, если задания выполняются студентом постепенно в течение семестра.

Контрольные задания выполняются на отдельных листах формата А4. К теоретическим заданиям необходимо приложить самостоятельные работы: наброски, зарисовки, эскизы. Практические задания выполняются на отдель­ных листах формата АЗ на плотной бумаге. В правом нижнем углу необходи­мо сделать надпись чертежным шрифтом, указав фамилию, имя, номер груп­пы, специальность, номер зачетной книжки.