Основные стадии биосоциальной эволюции человека.
Антропологический состав народов мира.
Проблема психосоматических типов в антропологии.
Социальная антропология: актуальность и перспективы развития.
Индивид и общество: проблемы социальной и культурной идентичности.
Современная социальная дифференциация: антропологический подход.
Инкультурация как проблема антропологического анализа.
Философская антропология: специфика и круг основных проблем.
Основные школы социальной антропологии.
Вопросы для самоконтроля
1. Чем вызван в последние несколько лет интерес к антропологии со стороны корпуса социальных и гуманитарных наук?
2. В чем заключается специфика культурно-антропологического изучения человека?
3. Как вы понимаете термин «социокультурный процесс? Каковы точки приложения «социальности» и «культуры»?
4. В чем заключается сущность социальной природы человека? Рассмотрите на конкретном примере.
5. В чем заключается принципиальное отличие представления человека западной и незападными культурами?
Раздел 2. Основные направления и школы социальной антропологии.
Тема 5. Медицинская антропология
1. Основные направления медицинской антропологии.
2. Клиника как дисциплинарный институт.
3. Человек в условиях медикализации современной культуры.
Основные понятия: медикализация культуры, клиника, дисциплинизация, патернализм, власть, медицина как социокультурный институт.
Методические рекомендации
Подготовку к настоящему семинарскому занятию следует начать с ознакомления с основными направлениями медицинской антропологии: этномедицинским, биомедицинским, экологическим, прикладным. В контексте данного курса, медицина, прежде всего, представляет интерес как социокультурный институт, поэтому справедливым видится обращение к клинике как к инструменту дисциплинизации человека в системе властных отношений врач-пациент. Особое внимание также следует уделить антропологической критике медикализации социальных проблем современности.
Литература
Вич Р. Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений// Вопросы философии. 1994. №3.
Иванушкин А. Биоэтика и психиатрия// Вопросы философии. 1994. №3.
Михель Д. В. Воплощенный человек: западная культура, медицинский контроль и тело. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2000.
Огурцов А. П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы// Вопросы философии. 1994. №3.
Панфилова Т. В. Клонирование в свете концепции гуманизма// Общественные науки и современность. 2008. №1.
Сэниор К. Медицина: врачи, колдуны и лекарства. М., 1994.
Субиран Ж.-М. Косметическая хирургия. Почему? Как? Зачем? Ростов н/Д: Феникс, 1995.
Тищенко П. Д. К началам биоэтики// Вопросы философии. 1994. №3.
Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998.
Эрцлиш К. Болезнь и здоровье как объекты социологии// Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т.2 №1 (5).
Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности// Социологические исследования. 1999. №4.
Тема 6. Телесность как социокультурный феномен
1. Тело как культурный артефакт.
2. Феномен телесности и практики исключения.
3. Современное масс-медийное тело и проблема гигиенического идеала.
Основные понятия: феномен телесности, артефакт, идентификация, практика исключения, норма, гигиенический идеал, прекрасное, здоровье, инвалидность.
Методические рекомендации
Изучая курс антропологии, важно иметь в виду, что телесность является не только биологическим феноменом, но также и феноменом социокультурным. Как культурный артефакт тело представляет собой пресечение социальных стратегий, феноменальное воплощение определяющих развитие общества на определенном этапе философских концептов. В этой связи будет считаться удачным рассмотрение телесности как пространства социокультурной идентификации и маркировки, индикатор благополучной социализации или отчуждения. Кроме того, особый дополнительный интерес вызывает анализ современного понимания телесности, сформированного «экранно-глянцевой» масс-медийной культурой, затрагивающий не только эстетический образ человека, но и его сущностное измерение.
Литература
Бодрийар Ж. Америка. СПб.: Владимир Даль, 2000.
Бодрийар Ж. Забыть Фуко. СПб., 2000.
Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.
Евдокимчева М. Адаптация человека в современном культурном пространстве// Вопросы культурологии. 2008. №10.
Еляхов А. Д. Информационное бытие современного человека// Социально-гуманитарное знание. 2008. №3.
Иоселиани А. Д. Техносфера в контексте глобализации /Homo faber. Антропологические истоки техники/ //Социально-гуманитарные знания. 2002. №1.
Кириллова Н. Б. Мифотворчество в медиакультуре// Общественные науки и современность. 2005. №5.
Подорога В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию (материалы лекционных курсов 1992-1994). М.: Ad Marginem, 1995.
Рубчевский К. В. СМИ и проблема развития личности// Философия и общество. 2006. №1.
Тарасенко В. В. Антропология. Интернет: самоорганизация «человека кликающего»// Общественные науки и современность. 2000. №5.
Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
Тема 7. Феномен смерти и мертвого тела.
1.Историко-культурный опыт представления феномена смерти.
2.Становление анатомии как медицинского и социокультурного знания.
3.Культурологические и философские модели восприятия феномена
смерти.
Основные понятия: феномен смерти, умирание, достойное умирание, модели восприятия смерти, анатомия, эвтаназия, биоэтика.
Методические рекомендации
Феномен смерти относится к числу фундаметальных феноменов человеческого существования, без которого знание о природе человека будет страдать поверхностностью. Подготовку к данной теме необходимо начать с изучения исторического опыта представления смерти в различных культурах. При этом важно обратить внимание на архаическое отношение к смерти через традиции трупосохранения и трупоуничтожения как на возможный прототип современных моделей восприятия смерти. Чрезвычайно актуальным будет обращение к западной культуре как к «культуре без смерти», с выявлением в ее рамках кризиса восприятия феномена смерти и постановки проблемы достойного умирания человека. Для наиболее полного освоения проблемы рекомендуется обращение как к философской (Ж Бодрийар), культурологической (Ф. Арьес), так и к художественной литературе (Л.Н. Толстой).
Литература
Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс – Академия», 1992.
Варавва В. В. Метафизика смерти: опыт «апофатической рациональности»// Вопросы философии. 2005. №12.
Грейсон Б., Харрис Б. Консультирование людей переживших околосмертный опыт// Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
Гроф С. За пределами мозга. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Гроф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. М.: «Издательство АСТ», 2002.
Моуди Р. Жизнь после жизни/ Восток и Запад о жизни после смерти. СПб.: Лениздат, 1993.
Розин В. М. Смерть как феномен философского осмысления (Культурно-антропологический и эзотерический аспекты)// Общественные науки и современность. 1997. №2.
Рязанцев С. Танатология – наука о смерти. – Танатология (учение о смерти). СПб.: Астрель, 2005.
Хилимов Ю. В. Кризис восприятия феномена смерти и проблема достойного умирания// Вопросы научной теории и социальной практики.- Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2004.
Хрусталев Ю. М. Эвтаназия: сущность и проблемы, взгляд в будущее// Философские науки. 2003. №7.
Тема 8. Феномен рождения и детства
1.Рождение как биосоциальный феномен. Историческая ретроспектива социокультурных практик рождений.
2.Культурно-антропологические теории детства. Медикализация и педагогизация тела ребенка.
3.Современная субкультура детства.
Основные понятия: феномен рождения: феномен детства, субкультура детства, воспитание, педагогика, педиатрия, школа.
Методические рекомендации
Подготовку к данному семинарскому занятию следует начать с раскрытия рождения как биосоциального феномена. Следуя избранной исследовательской логике, вполне уместным будет обращение к исторической ретроспективе социальных практик рождения. При этом заслуживает отдельного внимания знакомство с концепцией перинатальных матриц С. Горфа, особенно с ее мировоззренческим и социально-антропологическим значением. Раскрытие феномена детства требует обращения к его культурно-антропологическим теориям (М. Мид, Ж. Пиаже и др.), а также к истории медикализации и педагогизации тела ребенка. В настоящее время отмечается высокая динамика возрастающей роли феномена детства в обществе, что находит свое отражение в формировании соответствующей субкультуры. Эта тенденция должна быть учтена при работе над текущей темой.
Литература
Борисов С. В. Ценность детского философствования в социокультурном пространстве// Личность. Культура. Общество. 2005. Вып. 1 (25)
Геннеп А., ван. Обряды перехода: систематическое изучение обрядов. М.: Вост. лит., 2002.
Гроф С. За пределами мозга. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Данилюк А. Я. Развитие педагогической антропологии в контексте русской культурной традиции// Педагогика. 2003. №1.
Зинченко В. П. Детство – ценность, а не объект// Вопросы философии. 2006. №1.
Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
Мальковская И. А. Детство: социокультурная традиция// Социологические исследования. 1995. №4.
Мид М. Культура и мира детства. М.: Наука, 1988.
Ниязбаева Н. Н. Экзистенциальные основания феномена любви в педагогическом взаимодействии// Педагогика. 2006. №8.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.
Тема 9. Феминистская антропология
1.История феминистской антропологии.