Второй подготовительный период характеризуется господством схоластики и теологии в Западной Европе и спорадическими открытиями у арабоязычных народов. Наука на Западе стала придатком теологии (астрология, алхимия, магия и др.). Прогресс техники на Западе совершался очень медленно. Техника почти не нуждалась в систематическом познании природы, а потому не оказывала заметного влияния на развитие естественнонаучных знаний. Но и в это время, хотя и медленно, шло накопление новых фактов, подготовивших переход к следующему периоду, В целом это была переходная полоса между первой и второй фазами общего хода естествознания.
Переход механического и метафизического естествознания, начавшийся с возникновения естествознания как систематической экспериментальной науки в эпоху Возрождения, отвечает времени установления и утверждения капиталистических отношений в Западной Европе (со второй половины 15 века до конца 18 века). Естествознание этого периода революционно по своим тенденциям. Здесь выделяется естествознание начала 17 века (формирование механического естествознания – Г.Галлилей) и конца 17 века – начала 18 века (завершение этого процесса – И.Ньютон). Естествознание было механическим, поскольку ко всем процессам природы прилагался исключительно масштаб механики. Но уже создание в 17-18 вв. в математике анализа бесконечно малых величин (И.Ньютон, Г.Лейбниц) и аналитической геометрии (Р.Декарт), космогоническая гипотеза Канта-Лапласа, атомно-кинетическое учение М.В.Ломоносова, идея развития в биологии К.Вольфа подготовили крушение метафизического взгляда на природу (метафизика «после физики» - философское учение о сверх чувствительных, недоступных опыту основах бытия).
Для создателей классической механики ее законы совпадали с законами мышления. Образ устойчивого мира, связанный с детерминизмом механики, вплоть до ХХ века являлся идеалом теоретической физики и всей науки.
Детерминизм – философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества.
Велика роль закона всемирного тяготения в становлении идеи единства материального мира. Кроме понятия материальной точки возникли представления о колебаниях и волнах, которые стали основой для использования дискретного и непрерывного описаний.
Период открытия всеобщей связи и утверждения эволюционных идей в естествознании характеризуется стихийным проникновением диалектики в естествознание, так что его можно назвать стихийно-диалектическим. Промышленность вступает в фазу крупного машинного производства, начавшегося в конце 18 века – технический и промышленный переворот. Энергетической базой промышленности становится паровой двигатель, и преимущественное развитие механики перестает удовлетворять потребности производства. На первый план выдвигаются физика и химия, изучающие взаимопревращения форм энергии и видов вещества (химическая атомистика). В геологии возникает теория медленного развития Земли (Ч.Лайель), в биологии зарождается эволюционная теория (Ж.Ламарк), палеонтология (Ж.Кювье), эмбриология (К.М.Бэр).
Три великих открытия (вторая треть 19 века) – клеточная теория, учение о превращении энергии и дарвинизм – нанесли окончательный удар по старой метафизике. Затем последовали открытия, раскрывающие диалектику природы полнее: создание теории строения органических веществ (А.М.Бутлеров, 1861 г), периодического закона и периодической системы элементов (Д.И.Менделеев, 1869 г), химической термодинамики (Я.Х.Вант-Гофф, Дж.Гиббс), основ научной физиологии (И.М.Сеченов, 1863 г), электромагнитной теории света (Дж. К.Максвелл,1873 г).
Период “новейшей революции” в естествознании совпал с вступлением капитализма в стадию империализма. В ХХ веке форсируется, прежде всего, развитие физики (атомная энергетика, радиолокация, радиоэлектроника, средства связи, автоматика и кибернетика, квантовая электроника и т.д.). Главной задачей химии становится синтез полимеров, особенно играющих роль стратегического сырья (каучук, искусственное волокно), получение синтетического топлива, легких сплавов и заменителей металлов для авиации и космонавтики. Энергетической базой промышленности в начале 20 века становится все больше электричество, химическая энергия, а после окончания 2-й мировой войны и атомная энергия.
Стимулирующее воздействие на естествознание новых потребностей техники привело к тому, что в середине 90-х годов 19 века началась “новейшая революция” в естествознании, главным образом в физике, а также в химии и биологии. В 1913-1921 гг. на основе представлений об атомном ядре, электронах и квантах Н.Бор создает модель атома, разработка которой ведется соответственно периодической системе элементов Д.И.Менделеева. Это первый этап революции в физике и во всем естествознании. Он сопровождается нарушением первых представлений о материи и ее строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени. Это привело к кризису физики всего естествознания в целом и вызвало основное противоречие естествознания данного периода. Второй этап революции в естествознании начался в середине 20-х годов 20 века в связи созданием квантовой механики и сочетанием ее с теорией относительности в общую квантово-релятивистскую концепцию.
Началом третьего этапа в естествознании было первое овладение атомной энергией в результате открытия явления деления ядра (1939 г) и последующих исследований (1940-1945 гг.), с которыми связано зарождение электронно-вычислительных машин и кибернетики. Полное развитие он получил в середине 20 века. Его особенностью является то, что наряду с физикой теперь лидирует в естествознании целая группа отраслей естествознания: биология (особенно генетика, молекулярная биология) химия (особенно макрохимия, химия полимеров), а также науки, смежные с естествознанием – космонавтика, кибернетика. Если в начале 20 века физические открытия развивались самостоятельно, то с середины 20 века революция в естествознании органически слилась с революцией в технике, приведя к современной научно-технической революции.
Четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научных картин мира, или научных революций, в истории развития науки вообще и естествознания в частности можно выделить три. Если их персонифицировать по именам ученых, сыгравших в этих событиях наиболее заметную роль, то три глобальные научные революции должны именоваться: аристотелевской, ньютоновской и эйнштейновской.
В VI—IV в.в. до н.э. произошла первая революция, в познании мира в результате которой и появилась на свет наука. Исторический смысл этой революции заключается в том, что науку стали отличать от других форм познания и освоения мира, а также в создании определенных норм и образцов построения научного знания. Наиболее ясно наука была осознана в трудах великого древнегреческого философа Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. фактически учение о доказательстве - главном инструменте выведения и систематизации знания. Геоцентрическая система идеальных, равномерно вращающихся небесных сфер с принципиально различной физикой земных и небесных тел была существенной составной частью первой научной революции. Конечно, сейчас мы знаем, что она была неверна. Но неверна - не значит ненаучна!
Вторая глобальная научная революция пришлась на XVI— XVIII вв. Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Это, безусловно, самый заметный признак смены научной картины мира, но он мало отражает суть происшедших в эту эпоху перемен в науке. Их общий смысл обычно определяется формулой: становление классического естествознания. А классиками-первопроходцами признаны: Н. Коперник, Г. Галилей, И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон.
Принципиальные отличия созданной ими науки от античной заключаются в следующем.
- Классическое естествознание заговорило языком математики.
- Новоевропейская наука нашла мощную опору в методах экспериментального исследования явлений со строго контролируемыми условиями. Это подразумевало активное, наступательное отношение к изучаемой природе, а не просто ее созерцание и умозрительное воспроизведение.
- Классическое естествознание безжалостно разрушило античные представления о космосе, как вполне завершенном и гармоничном мире, который обладает совершенством, целесообразностью и пр. На смену им пришла скучная концепция бесконечной, без цели и смысла существующей Вселенной, объединяемой лишь идентичностью законов.
- Доминантой классического естествознания, да и всей науки Нового времени, стала механика.
Таковы особенности второй глобальной научной революции, условно названной ньютоновской.
“Потрясение основ” — третья научная революция — произошло на рубеже XIX-XX вв. В это время последовала целая серия блестящих открытий в физике (сложной структуры атома, явления радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т. д.). Их общим мировоззренческим итогом явился сокрушительный удар по базовой предпосылке механистической картины мира — убежденности в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно описать все явления природы, а универсальный ключ к пониманию происходящего дает механика И. Ньютона.
Если механика Галилея описывала процессы на поверхности Земли, то Ньютон распространил это описание на все тела, движущиеся в инерциальных системах отсчета. Впоследствии Эйнштейн расширил сферу применимости законов физики и на ускоренные системы отсчета вплоть до скоростей, близких к скорости света.
Наиболее значимыми теориями, составившими основу новой парадигмы научного знания, стали теория относительности (специальная и общая) и квантовая механика. Первую можно квалифицировать как новую общую теорию пространства, времени и тяготения. Вторая обнаружила вероятностный характер законов микромира, а также неустранимый корпускулярно-волновой дуализм в фундаменте материи.