Смекни!
smekni.com

Методические указания к выполнению лабораторных и курсовых работ для студентов специальности 261000 «Технология художественной обработки материалов» Иркутск 2007 (стр. 3 из 3)

Наконец, иногда сами процессы поверхностного разрушения оказываются интересными. В этих случаях необходимо обращать внимание на их характер и собирать последовательные продукты изменения или разрушения различных минералов, следить за тем, во что превращаются минералы и в какой последовательности происходит это изменение.

Сбор минералов в равнинных областях

Труднее является сбор минеральных тел в местностях с ровной поверхностью, где подавляющая часть пород закрыта сплошным почвенным покровом. В этих местах идут своеобразные процессы разрушения разных пород. Отличаются глины, в которых образуются конкреции, стяжения различных тел. Так, в слоях известняков образуются скопления кремния, жилки кварца и известкового шпата; на дне болот и ручьев осаждаются гидраты окиси железа, болотные руды т.д. В сухом климате на гальках образуются корочки вторичных окислов, называемые “загаром”; в глубинах песков накапливаются слои гипса и т.д.

Совершенно особое значение приобретает собрание коллекционного материала в той местности, где известны добычи каких-либо полезных ископаемых.

Специфические задачи становится перед собирателем минералов в случае присутствия золотоносных песков. В этом случае желательно научиться отмывать пески обычными приемами. В простом ковше отделяют легкие частицы и собирают на дне более тяжелые минералы – шлих. В таком шлихе нередко собираются весьма редкие минеральные виды и ювелирные камни.

Контрольные вопросы к работе

1. В каких геологических условиях образуются крупные кристаллы минералов?

2. Какова специфика работы на осыпях, отвалах и рыхлых отложениях при сборе коллекционного материала?

3. Как должна происходить отработка полостей при сборе коллекционного материала?

4. Какие инструменты необходимы коллекционеру при полевых работах?

5. Какие меры безопасности необходимо соблюдать при полевых работах?

6. Каковы правила сохранения природных материалов при разработке жильных залежей?

7. Какие коллекционные материалы можно обнаружить в равнинных областях с сухим климатом?

8. Какова специфика работы при сборе россыпного вещества в руслах рек и в прибрежной местности?

Лабораторная работа № 8

Оформление коллекционного материала

Список рекомендуемой литературы

Анастасенко Г.Ф. История одной минералогической коллекции. Спб.: изд.СпбГУ, 1993, 160с.

Античные камеи в собрании Эрмитажа: каталог./Сост. О.Я. Неверов. Л.: искусство, 1988, 191с.

Вахромеева Л.Д. Экспозиция минералогического музея (методическое пособие). Иркутск: изд. ИПИ, 1990, 38 с.

Ефимова Е.М. Русский резной камень в Эрмитаже. Л.: изд-во гос. Эрмитаж, 1961, 135с.

Кантор Б.З. Коллекционирование минералов. 2-е издание. М.: недра, 1991, 187 с.

Киевленко Е.Я., Чупров В.И., Драмшева Е.Е. Декоративные коллекционные материалы. М.: Недра, 1987, 223 с.

Брюшкова Л.П. Коллекция геологических музеев как часть культурного наследия /РАН, Гос.геол.музей им. В.И. Вернадского. М.: Наука, 1993, 92 с.

Кантор Б.З. Минералы: полка коллекционера. М.: Хоббинкнига: Аст-Пресс, 1995, 192 с.

Калининградский музей янтаря. Путеводитель. Калининград

Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб.науч.тр./НИИ культуры. М, 1989, 221 с.

Музеи России: поиски, исследования, опыт работы: Сб. науч.тр./Ассоц. музеев России. Спб.: ТОО «Терция», 1995, 116 с.

Ферсман А.Е. Путешествие за камнем. М.: изд.АН СССР, 1960, 392с.

Ферсман А.Е. Краткое руководство к собиранию минералов. Петроград, 1920, 43с.

Выполнение курсовой работы

Задачей курсовой работы является проектирование экспозиционной тематической витрины. Автор работы должен проявить творческий подход к созданию и оформлению самой витрины, но в тоже время необходима и научная разработка при подборе экспонатов, их описании и представлении в экспозиции.

План работы

над созданием экспозиции

1. Начинать проектирование экспозиции необходимо, прежде всего, с определения размера витрины. Здесь нужно собрать информацию по витринам тех музеев, которые посещали во время занятий и самостоятельно.

Большинство витрин по размерам встречается в одном из трех вариантов:

· Большая пристенная витрина (120x180см), имеющая 4-6 полок (пример, витрина “Дальнегорское” музей ИрГТУ);

· Напольная витрина (120x90см), имеющая 3 полки

(пример, витрина “Экология” музей ИрГТУ);

· Средняя между первой и второй (100x120см), имеющая 4-5 полок (пример, витрина “Кристаллы” музей ИРГТУ).

2. Дать общее название экспозиции, согласно которому составить ее описание. Если тематика витрины подразумевает конкретный регион или месторождение, то можно вынести карту, схему, либо геологический разрез представляемого района с легендой и дополнительными пояснениями. В оформлении витрины могут быть использованы фотографии с пейзажем местности.

3. Экспозицию витрины необходимо разбить на подразделы, обусловленные общей тематикой. Такие подразделы будут соответствовать отдельным полкам витрины. К каждому небольшому разделу соответственно составляется свое краткое описание.

4. Определить количество образцов, которое может быть представлено в экспозиции и наиболее полно отразит ее тематику. В зависимости от числа полок и от выбранной темы, количество образцов может варьировать в среднем от 30 до100 штук.

5. Кроме текстов с пояснительными записками и самих образцов, В витрине, либо рядом с ней могут располагаться графики или схемы, помогающие раскрыть данную тему экспозиции. (пример, графики с линиями спектров поглощения некоторых ювелирных камней; рисунки сингоний для наглядного представления морфологии кристаллов и т.п.).

6. Все надписи, тексты, представленные в витрине и подписи образцов необходимо продумать и представить на двух языках: русском и английском, либо русском и немецком.

7. На последнем этапе творческой работы нужно продумать место для образцов. Это могут быть различные подставки, либо часть образцов будет представлено в пробирках и т.д.

Содержание курсовой работы

1. Введение. Указать содержание задания на курсовую работу. Пояснить выбор темы экспозиции, ее значение и особенности.

2. Общий план витрины со схемой вынесения на нее наглядных материалов (рисунков, карт и т.д).

3. Описание каждого раздела экспозиции. Данные описания должны содержать и источники выставляемых образцов. Это могут быть конкретные месторождения; образцы могут быть изготовлены по заказу; если данная экспозиция предполагается как временная, для образовательных целей, то экспонаты могут быть позаимствованы из каких-либо известных автору музеев.

4. Перечень образцов с предполагаемыми подписями на двух языках.

5. Сопроводительный текст, пояснительные записки, которые будут вынесены на витрину, либо рядом с экспозицией.

6. Схемы, карты, рисунки сопровождающие экспозицию. В курсовой работе эти наглядные материалы предоставляются в меньшем масштабе, чем предполагается на выставке.

7. Баланс экспонатов. Заключительная таблица, где подведено количество образцов в каждом подразделе и общее количество экспонатов экспозиции.

8. Литературные источники, которые были использованы при составлении данной курсовой работы.

Примерные темы курсовых работ

1. Минералы побережья озера Байкал.

2. Минералы Слюдянского района.

3. Минералы Восточного Саяна.

4. Мало-Быстринское местоорождение лазурита.

5. Саввинское месторождение магнезита.

6. Минералы карстовых пещер Прибайкалья.

7. Минералы, открытые иркутскими исследователями.

8. Минералы и породы, названные по сибирским географическим понятиям.

9. Мраморы Прибайкалья.

10. Полевые шпаты Прибайкалья и природа их окраски.

11. Разноактивные минералы Сибири.

12. Природные кристаллы Прибайкалья.

13. Халцедоны и агаты Сибири.

14. Нефриты и жадеиты Сибири.

15. Чароит и другие минералы Мурунского щелочного массива.

16. Этапы развития ограночного искусства.

17. Природа окраски ювелирных камней.

18. Ювелирные камни миароловых пегматитов Забайкалья.

19. Минералы группы турмалинов.

20. Поделочные камни используемые в мелкой пластике.

Список литературы

Анастасенко Г.Ф. История одной минералогической коллекции. Спб.: изд.СпбГУ, 1993, 160с.

Вахромеева Л.Д. Экспозиция минералогического музея (методическое пособие). Иркутск: изд. ИПИ, 1990, 38 с.

Барский Л.А. “Принцы” и “нищие” в царстве минералов. М.: Наука, 1988, 158 с.

Кантор Б.З. Коллекционирование минералов. 2-е издание. М.: недра, 1991, 187 с.

Киевленко Е.Я., Чупров В.И., Драмшева Е.Е. Декоративные коллекционные материалы. М.: Недра, 1987, 223 с.

Брюшкова Л.П. Коллекция геологических музеев как часть культурного наследия /РАН, Гос.геол.музей им. В.И. Вернадского. М.: Наука, 1993, 92 с.

О`Донохью М. Путеводитель по минералам для начинающих. Л.: изд. Наука, 1985, 207 с.

Кантор Б.З. Минералы: полка коллекционера. М.: Хоббинкнига: Аст-Пресс, 1995, 192 с.

Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб.науч.тр./НИИ культуры. М, 1989, 221 с.

Рогозина О. Праздник геологов и ювелиров. //Ювелирный мир, 1998, №2, с.54-56.

Сакк А., Кононова Я. Не продается вдохновение. // Ювелирный мир, 1998, с.42-44

Музеи России: поиски, исследования, опыт работы: Сб. науч.тр./Ассоц. музеев России. Спб.: ТОО «Терция», 1995, 116 с.

Ферсман А.Е. Путешествие за камнем. М.: изд.АН СССР, 1960, 392с.