К тайнам иррационального. Символизм. Экспрессионизм. Примитивизм. Научное мышление в искусстве. Импрессионизм, модерн, фовизм и кубизм. Технологический оптимизм и искусство. Футуризм, дадаизм, поп-арт. Абстракционизм, сюрреализм, новый реализм. Экзистенциализм и деконструктивизм. Культура и антикультура в состоянии постмодерна. Массовая культура. Техногенная культура.
Комментарии:
Эта тема позволяет ввести в рамки культурно-исторического дискурса самые современные произведения искусства. Потому здесь можно брать в качестве материала исследования те произведения искусства, которые пока не получили четкой оценки искусствоведов, и попытаться дать философское обоснование культурно-исторической ценности какого-либо шедевра современной живописи, кинематографии, литературы и т.п. Например, сравнить роман японского писателя Мисимы «Золотой храм» с романом Достоевского «Преступление и наказание». Другой пример, сравнить архитектуру в стиле модерн Петербурга 2000-х годов с модерновой архитектурой Парижа. В данной теме главное помнить, что все объекты культурологической практики, относящиеся к современному искусству, не должны быть исследованы сами по себе, но должны быть рассмотрены в контексте истории культуры.
Форма отчета о практике
Результаты выполненной работы должны быть изложены в реферате. Его объем должен составлять от 7 до 10 машинописных страниц. Он выполняется на листах белой бумаги формата А4 (210 x 297 мм), сшитых по левому краю. Реферат должен состоять из титульного листа, оглавления, введения, основной части (возможно, разделенной на главы), заключения и списка литературы. Страницы реферата нумеруются внизу и посередине каждой страницы арабскими цифрами, начиная со второй страницы. Основной текст следует набирать гарнитурой «Таймс» 14 кегля с межстрочным интервалом 1,5. Верхнее, нижнее, левое и правое поле каждого листа составляет 25 мм. Рукописная версия должна быть написана четким и разборчивым почерком.
На титульном листе указывается полное название министерства, университета, факультета, форма обучения и его сроки, номер группы, фамилия, имя и отчество студента. На второй странице дается оглавление с указанием страниц. Во введении приводится обоснование выбора сюжета. В основной части дается подробное описание каждого из рассмотренных произведений и проводится их сопоставление. В заключении дается собственная оценка рассмотренных произведений и высказывается личное мнение об их роли в культурном процессе. Список литературы должен состоять минимум из трех наименований, оформленных в соответствии с действующей нормой.
Как писать отчет
Только для студентов, которые хотят сдать этот зачет Чернеевскому!
Студент должен выбрать произведение искусства, посмотреть его в оригинале и написать короткий отчет. Затем найти преподавателя по расписанию, прийти за 10 минут до конца занятий этого преподавателя и сдать зачет.
Теперь по порядку.
Произведение искусства:
1. Отчет пишется по произведению (одно для заочников, два-три для очников) изобразительного искусства: живопись, скульптура, графика.
2. Вы должны это произведение увидеть своими глазами (никакие копии, репродукции, картинки в Инете не годятся).
3. Вы должны принести на зачет билет из музея, в котором вы были и видели эту картину. Теоретически можно и без билета, но тогда я задам несколько уточняющих вопросов, например: у какого метро Русский музей? и т.п.
4. Если вы были в Париже в Лувре и смотрели Джоконду в оригинале, то пишите про Джоконду.
5. Желательно не писать про стандартные картины, как то: «Девятый вал» Айвазовского, «Гибель Помпеи», «Христос и Грешница» и т.п. (Я просмотрел уже около пятидесяти отчетов по «Девятому валу»).
6. При выборе произведения искусства берите лучше те, которые произвели на вас сильное впечатление. Как говорил индусский мудрец Рамакришна (19 век): «Люби, остальное приложится». Так что пишите о том, что вы именно любите и не пишите о том, что не любите.
7. (следует из 6 пункта) предполагается, что Вы пред картиной простояли как минимум полчаса и отлично знаете все подробности сюжета, цвета и т.д.
8. Желательно иметь репродукцию картины в отчете, если картина не очень известная, но не обязательно.
План отчета:
1. Кто написал картину (слепил скульптуру и т.п.). Годы жизни художника, основные вехи его жизни (занимает не более 20 % объема работы). Кто был учителем художника, где он учился и т.д.
2. Техника исполнения работы
2.1. В каком стиле написана работа, к какой художественной школе принадлежит. Какое место картина занимает в мировой культуре.
2.2. Техника исполнения. Композиция, перспектива, колорит и т.д.
3. Задачи художника (что он хотел выразить этим произведением искусства, чего хотел добиться от зрителя, о чем думал, что переживал).
4. Ваше личное впечатление от картины, какое место эта картина занимает в вашей жизни.
Примечания:
- процентные отношения четырех пунктов отчета любые. Вы можете написать много о технике исполнения и немного о своем личном впечатлении и т.п.
- третий пункт можно опустить, либо высказать свои предположения в двух предложениях. ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ПУНКТЫ ДОЛЖНЫ ПРИСУТСТВОВАТЬ В ОТЧЕТЕ.
- теоретически, вы можете написать и о фильме, или о прочитанной книге, или о музыкальном произведении, но для этого нужно написать мне по электронной почте cherneevski@nm.ru
и получить от меня согласие. Например, я буду рад посмотреть отчет о фильме «Трасса 60», или о книге «Духлесс» но не приму отчет о «Городе греха». Но имейте в виду, что о фильме или книге гораздо сложнее написать, потому что о картинах полно книг и искусствоведческих сайтов в Инете, а при написании отчета по фильму довольно сложно будет соблюсти все пункты отчета. Про режиссеров мы знаем мало и информацию бывает сложно найти, тем более отнести фильм к какому-либо направлению в искусстве, а без этого отчет не принимается.
- Практикум по культурологии является творческим занятием. Любые творческие начинания (в пределах плана) приветствуются. Желательно, чтобы отчет был написан самостоятельно, полностью своими словами (или хотя бы 4 пункт).
- Практикум по культурологии можно сдать и БЕЗ ОТЧЕТА, если вы прекрасно знаете искусствоведение, но тогда я буду задавать примерно такие вопросы:
- Назовите и опишите 5 картин в корпусе Бенуа в Русском музее.
- Назовите имена 10 великих композиторов и их произведений.
- Назовите 5 имен лауреатов Нобелевской премии в литературе.
- Назовите 10 имен писателей-драматургов
- Сколько живописных картин Да Винчи сохранилось сегодня в мире
- и т.п.