Смекни!
smekni.com

Методические указания по проведению самостоятельной работы студентов (стр. 4 из 9)

Литературный музей-центр К.Г.Паустовского

Проезд: ст. м. "Текстильщики" (выход на Люблинскую ул.), тролл. 38 до конечной ост. "Ветеринарная академия"




Основная экспозиция посвящена жизни и творчеству К.Г.Паустовского и размещена на первом этаже здания. Здесь собраны мемориальные вещи, рукописи, уникальные фотографии, книги с автографами. На втором этаже особняка устраиваются тематические выставки. Здание музея входит в комплекс живописного парка князей Голициных "Влахернское - Кузьминки".


Дом-музей А.Н.Островского

Москва, ул. М. Ордынка, 9 Проезд: ст. м. "Третьяковская"




Музей был открыт в 1984 г. в доме, где родился драматург А.Н.Островский. Коллекция музея состоит из личных вещей драматурга и его семьи, друзей-актеров; предметов материальной культуры России прошлого столетия, а также материалов, отражающих историю Москвы. В экспозиции представлены материалы сценического воплощения пьес А.Н.Островского на сцене русского театра - эскизы декораций и костюмов, фотопортреты актеров, афиши, рукописи.


Дом-музей Б.Л.Пастернака

Московская область, Одинцовский район, п. Переделкино, ул. Павленко, д. 3
Проезд: Киевская ж/д до ст. "Переделкино" (выход на левую сторону к церкви до городка Писателей), далее пешком 15 мин.




Подмосковный поселок Переделкино тесно связан с именем Бориса Пастернака. Здесь он жил практически постоянно с 1936 года до своей смерти (1960 г.). В доме сохранена прижизненная обстановка. Поддерживается вид усадьбы, как это было при поэте. В этом доме Борис Леонидович Пастернак жил с 1939 по 1960 г.
Созданный весной 1941 г. цикл стихов «Переделкино» Пастернак считал тогда «лучшим из всего когда-нибудь написанного». Здесь он закончил роман «Доктор Живаго», переводил Шекспира и Гете, работал над циклом стихов «Когда разгуляется...». В этом доме Борис Пастернак скончался 30 мая 1960 г., похоронен на местном, ставшем сегодня мемориальным, кладбище.

Дом-музей К.И.Чуковского

Московская область, (Киевская ж/д), городок писателей "Переделкино", ул. Серафимовича, д. 3
Проезд: от Киевского вокзала до ст. "Переделкино"





Интерьер дома полностью воссоздан таким, каким он был в последние годы жизни писателя. Фотографии, графика, живопись, собрание книг напоминают нам о связях К.И.Чуковского с крупнейшими представителями русской культуры первой четверти ХХ века - Л.Репиным, А.Блоком, Б.Маяковским, Л.Андреевым, А.Куприным, Б.Григорьевым, К.Коровиным и многими другими.

Дом-музей М.М.Пришвина

Московская область, Одинцовский район, п/о "Санаторий Поречье", д. Дунино, д. 2
Проезд: Белорусская ж/д до ст. Звенигород, далее авт. (15 минут) до конечной ост. - Санаторий "Поречье", от м. Молодежная, маршрутка № 121 до ост. "Лесные Дали"

Мемориальный дом М.М.Пришвина расположен в пятидесяти километрах от Москвы под городом Звенигородом в деревне Дунино. В этом доме писатель провел свои последние годы: с 1946 по 1954-й год. Деревенский дом с верандой, аллеи, поляна и сад вместе с прилегающим лесом, спускающимся к Москва-реке, во многом сохранились такими, какими были они при Пришвине. Усадьба, основанная еще в XIX веке, интересна своей историей. Здесь жили и бывали известные общественные деятели, выдающиеся представители отечественной культуры. В экспозиции музея представлены свыше четырехсот мемориальных экспонатов: предметы быта, личные вещи, книги, автографы записных книжек, дневников и рукописей, фотографические и изобразительные материалы.

Петербург – центр образования и просвещения. Возникновение и рост Санкт-Петербурга, роль Петра I в развитие российского просвещения. Создание учебных и научных учреждений, музеев, публичных библиотек.

Образ Петербурга в литературе ХVIII века.

Интерес писателей ХVIII века к Петербургу как символу государственной власти, величия и мощи России. Связь представления о городе с образом Петра Великого. "Петрида или Описание стихотворное смерти Петра Великого, Императора Всероссийского“ Антиоха Кантемира - первое произведение, содержащее описание Петербурга. Идея быстроты течения времени в Петербурге, ее выражение в произведениях Ф. Прокоповича, В. Тредиаковского. Формирование взгляда на Петербург как город, в котором реализуются идеи прогресса в науке и искусстве. Стремление связать новую русскую столицу с развитием мировой цивилизации, попытка показать ее превосходство над всеми остальными городами. Произведения М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова и И.Ф. Богдановича. Появление сатирических мотивов в изображении петербургской жизни в произведениях Д. Фонвизина. Г.Р. Державин о жизни «вельможного Петербурга». Черты классицизма в стихотворных произведениях о Петербурге. Образ столицы в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

Тема Петербурга в лирике поэтов первой трети ХIХ века.

Изменение подхода к раскрытию темы города с изменением общей ситуации в развитии литературы. Постепенный отход от парадно-торжественного изображения Петербурга. Тенденции в лирике первой трети ХIХ века, посвященной Петербургу: а) бытовой круг жизни обитателя города в стихотворениях Д.Давыдова, Е. Баратынского; б) преобладание сатирических мотивов в произведениях поэтов, близких к декабристскому кругу (А.Бестужев-Марлинский, К. Рылеев, А. Одоевский; в) описание города как центра просвещения, науки и искусства, уподобление самого Петербурга памятнику мировой культуры (П.Вяземский).

А.С. Пушкин и Петербург. Петербургский период в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Активное участие в литературной жизни Петербурга в 1817-1820 гг. Кружки “Арзамас” и “Зеленая лампа”. Творческая деятельность этого периода. А.С. Пушкин в Петербурге в 1827-1831 гг. Последний период жизни поэта в городе.

Отражение быта светского общества столицы в первой и восьмой главах “Евгения Онегина”. Противоречивость позиции поэта по отношению к Петербургу, отразившаяся в лирике (“Город пышный, город бедный...”) и поэме “Медный всадник”. Восхищение Петербургом и деяниями его основателя, продолжение традиции, заложенной в произведениях ХVIII века. Неповторимость облика Петербурга, запечатленная во вступлении к поэме. Новаторство А.С. Пушкина в изображении судьбы обыкновенного обитателя Петербурга. Идея столкновения маленького человека с могуществом государственной власти, воплощенной в городских образах. Гуманистический пафос поэмы. Влияние образов поэмы на последующее раскрытие темы Петербурга в русской литературе. Музей- квартира А.С. Пушкина на Мойке.

Тема Петербурга в произведениях Н.В. Гоголя.

Первые впечатления писателя от знакомства с Петербургом. Особенности жизни поэта в Петербурге с 1829 по 1832 годы. Смена сфер деятельности, многообразие интересов. Признание в литературных кругах, последовавшее за публикацией «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Взаимоотношения Н.В. Гоголя с А.С. Пушкиным, В.Г. Белинским, В.А. Жуковским. Новаторство Н.В. Гоголя в раскрытии темы города. Отражение неприятия петербургской действительности в повестях “Невский проспект” и “Портрет”. Обобщенный образ петербуржца, созданный Гоголем в “Записках сумасшедшего” и “Шинели”. Роль фантастики в петербургских повестях.

Изображение Петербурга в творчестве Н. А. Некрасова.

Суровые испытания, выпавшие на долю поэта в начале пребывания в столице. Раннее осознание социальных контрастов петербургской жизни. Автобиографическая основа незавершенного романа “Жизнь и похождения Тихона Тростникова”. Н.А. Некрасов как один из зачинателей “натуральной школы”. Альманахи “Физиология Петербурга”(1845) и “Петербургский сборник” (1846). Судьбы петербургских бедняков в стихотворении “Еду ли ночью по улице темной...”, цикле “На улице”. Антитеза Петербург - провинция в творчестве Некрасова. Цикл “О погоде” - произведение, наиболее полно и объемно передающее образ Петербурга. Особенности тематики стихотворений, подчеркнутая реалистичность изображения, художественные средства, используемые поэтом. Новаторство Н.А. Некрасова в раскрытии темы Петербурга. Адреса Н.А. Некрасова в Петербурге. Дом-музей Н.А. Некрасова.