Петербург Ф.М. Достоевского.
Годы жизни Ф.М. Достоевского в Петербурге, основные события биографии писателя, связанные с городом: обучение в высшем инженерном училище, начало литературной деятельности, общественные взгляды, участие в кружке Петрашевского, возвращение после тюрьмы и ссылки, журналистская деятельность, жизнь в Петербурге после заграничной поездки. Влияние Достоевского на современников. Петербургские адреса писателя.
Понятие “Петербург Достоевского”. Ранние повести Ф.М. Достоевского “Бедные люди”, “Белые ночи”, “Двойник” - произведения, вводящие тему города в творчество писателя. Прием контраста как ведущий в обрисовке петербургской жизни. Образы маленьких людей в ранних произведениях Ф.М. Достоевского; новаторство писателя в изображении данного типа человека. Самостоятельность образа города в романе "Преступление и наказание". Теснейшая взаимообусловленность жизни города и судеб его жителей - одно из важнейших художественно-философских открытий Ф.М. Достоевского. Значение образа Петербурга, созданного Ф.М. Достоевским, для развития русской литературы.
Петербург и Москва в литературе начала ХХ века
Особенности решения темы Петербурга в русском искусстве начала ХХ века. Новые черты, внесенные в раскрытие темы города русским модернизмом. Отход от социальной тематики, выдвижение на первый план эстетического аспекта в восприятии города. Общность восприятия города представителями разных видов искусства: литературы, живописи, театра. Идея трагической обреченности Петербурга как воплощения городской цивилизации. Значение творчества поэтов-символистов для разработки петербургской темы. Роман А. Белого «Петербург». Идейная структура произведения. Отражение в романе событий эпохи первой русской революции. Связь образной системы романа с русской литературной традицией – произведениями А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского. Специфика приемов создания топоса Петербург в романе.
Тема Петербурга в лирике А. Блока.
Тесная связь поэта и его семьи с Петербургом. Адреса Блока в Петербурге. Специфика раскрытия темы города в лирике поэта, характеризующаяся отсутствием конкретного описания, но наличием “духа” Петербурга. Циклы “Город”, “Снежная маска”. Тема Петра Великого - основателя северной столицы в произведениях Блока. “Двенадцать” - поэма о революционном Петрограде. Значение темы Петербурга в творчестве А.А. Блока.
Тема Петербурга - Ленинграда в поэзии А. Ахматовой. “Петербургское” начало в творчестве А. Ахматовой. Соединенность внутреннего мира и переживаний лирической героини с обликом и настроением города. Личное чувство поэта и его отражение в городском пейзаже (по ранней лирике). Изменение отношения к Петрограду после революции 1917 года. Невозможность отказа от родного города. Поэма “Реквием” - обвинение новой действительности, переосмысление отношения к городу. Патриотический пафос стихов о блокадном Ленинграде.
С Санкт-Петербургом связана целая литературная эпоха. Именно здесь написаны лучшие шедевры русской литературы, которые принесли известность таким выдающимся деятелям, как А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, Н.А.Некрасов, поэтам «Серебряного века» и многим другим. Судьба этих людей неразрывно связана с Санкт-Петербургом, и литературные музеи отражают её в своих экспозициях.
Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Адрес: Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 34. Вход в музей: Литейный пр., 53 (под арку)
Проезд до станций метро – «Владимирская», «Достоевская», «Гостиный двор», «Невский проспект», «Маяковская»
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме расположен в центре Петербурга, в Южном флигеле Шереметевского дворца, шедевра архитектуры русского барокко. Музей открылся в 1989 году, к столетию со дня рождения поэта, и был первым музеем, посвященным тем представителям ахматовского поколения, которые пытались сохранить свой мир, свою личность в условиях тоталитарного государства.
Новое экспозиционное решение 2003 года делит музейное пространство на две части: мемориальную, возвращающую квартире Пуниных - Ахматовой облик 1920-х - 1940-х годов, и литературно-историческую, подчиненную иной экспозиционной логике – sub specie aeternitis (под углом зрения вечности), или – «Я помню все в одно и то же время…» (Ахматова).
Музей-квартира А.А. Блока
Адрес: ул. Декабристов, 57
Санкт-Петербургский музей В.В. Набокова
Адрес: наб. Мойки, 12
Мемориальный музей-квартира Н.А. Некрасова
Адрес: Литейный пр., 36
Музей-квартира Н.А. Некрасова открыт в 1946 г. в квартире великого русского поэта Н.А.Некрасова на Литейном пр. в доме, который за свою многолетнюю историю (с конца XVIII в.) неоднократно менял владельцев. Н.А.Некрасов поселился здесь в 1857 г. и прожил последние двадцать лет жизни. Известный литератор А.А.Краевский и его дочь оказались последними хозяевами дома. Ныне часть экспозиционных помещений музея считается «половиной Краевского». Здесь музей проводит выставки современных петербургских художников и коллекционеров. Экспозиция музея рассказывает о жизни и творчестве Н.А.Некрасова и его современников в послепушкинскую эпоху. В квартире поэта находилась редакция лучших русских журналов 2-ой пол. XIX в.: «Современника», задуманного и издававшегося еще Пушкиным, и «Отечественных записок». Здесь бывал весь цвет российской литературы 2-ой пол. XIX в.: И.Тургенев, Л.Толстой, А.Островский, Ф.Достоевский, М.Салтыков-Щедрин и мн. др. известные поэты и писатели. По словам одного из современников поэта, «история этих комнат есть история литературных отношений целой эпохи, история русской журналистики». В 1985 г. были восстановлены комнаты, где жил соредактор Н.А.Некрасова и его большой друг И.И.Панаев («панаевская половина» музея).Адрес: Санкт-Петербург, Кузнечный пер., 5/2
Интерьеры комнат мемориальной квартиры Достоевских воссозданы по воспоминаниям современников и жены писателя, а также по архивным материалам. Здесь представлены подлинные вещи из семьи писателя, книги, подаренные музею его потомками. Большая литературная экспозиция рассказывает о жизни и творчестве Достоевского.