Смекни!
smekni.com

Методические указания для студентов зфо нальчик 2008 (стр. 4 из 5)

10. Шешунова С.В. Изображения быта в отечественной классике: на материале романа И.А.Гончарова «Обрыв» // Классика и современность. – М., 1991.

Александр Николаевич Островский

(1923-1886)

Творчество А.Н.Островского и русский реалистический театр. Ранний период творчества, сотрудничество с журналом «Москвитянин».

Творчество А.Н.Островского 1855-1861 годов. Островский и журнал «Современник». «Доходное место»: критика общественных порядков.

«Гроза»: патриархальный мир в драме, особенности сюжетостроения, своеобразие композиции. Образная система драмы. Проблема героя: сопоставительный анализ - Катерина-Варвара, Тихон-Борис. Образ «темного царства» в драме. Оценка драмы «Гроза» русской критикой (Н.Добролюбов, Д.Писарев, А.Григорьев). Драмы и комедии А.Н.Островского 1860-1880-х годов: «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Бесприданница», «Снегурочка», исторические драмы. Проблемы жанра. Связь творчества Островского с фольклором.

Мастерство А.Н.Островского. Островский и Малый театр. Островский-создатель русской национальной драмы, жанровые особенности его драматургии.

Литература

1. А.Н.Островский. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца довольно простоты. Горячее сердце. Бешеные деньги. Снегурочка. Бесприданница. Волки и овцы. Без вины виноватые. (любое издание).

2. Добролюбов Н.А. Темное царство. Луч света в темном царстве. (любое издание).

3. Писарев Д.Н. Мотивы русской драмы. (любое издание).

4. Анастасьев А. «Гроза» Островского. – М., 1975.

5. Вишневская И. Талант и поклонники. – М., 1999.

6. Журавлева А. Островский-комедиограф. – М., 1981.

7. Лакшин В.Я. А.Н.Островский. – М., 1982.

8. Холодов Е. Мастерство Островского. – М., 1963.

9. Штейн А. Три шедевра А.Н.Островского. – М., 1967.

10. Штейн А. Уроки Островского. – М., 1984.

11. Латнева Е. Драма А.Н.Островского «Гроза» как пьеса о грехе // Пушкинские чтения – 2000, СПб, 2000.

12. Сухих И.Н. И давний-давний спор… // Драма А.Н.Островского «Гроза» в русской критике. – Л., 1990.

Николай Алексеевич Некрасов

(1821-1878)

Ранний период творчества поэта («Мечты и звуки»). Н.А.Некрасов –редактор и издатель журналов «Современник» и «Отечественные записки», альманахов «Физиология Петербурга».

Изображение социальных противоречий в лирике Некрасова 40-х годов. Некрасов и «натуральная школа».

Крестьянская тема как основная в лирике 50-60-х годов: «В дороге», «Огородник», «Псовая охота» и другие. Образы выдающихся современников в поэзии Н.А.Некрасова (В.Белинский, Н.Добролюбов, Т.Шевченко, Д.Писарев). Образ Петербурга в поэзии Некрасова. Любовная лирика.

Демократические идеалы Некрасова: «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час». Поэмы «Коробейники», «Мороз, Красный нос».

«Кому на Руси жить хорошо»: критика крепостничества, образы борцов, образ женщины-крестьянки. Образ народного заступника Гриши Добросклонова.

Художественные особенности поэм «Русские женщины», «Дедушка».

Русский критический реализм и творчество Н.А.Некрасова. Русский народ как главный герой поэзии Некрасова. Жанровый состав и стилевое своеобразие поэзии Н.А.Некрасова, ее связь с русским устным народным творчеством.

Роль и место поэзии Н.А.Некрасова в русской поэзии. Проблемы традиций и новаторства.

Литература

1. Н.А.Некрасов. Стихотворения. Коробейники. Мороз, Красный нос.
Дедушка. Русские женщины. Современники. Кому на Руси жить
хорошо. (любое издание).

2. Аникин В. Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – М.,
1973.

3. Бойко М. Лирика Некрасова. – М., 1977.

4. Бухштаб Б. Н.А.Некрасов: Проблемы творчества. – Л., 1989.

5. Захаркин А. Русские поэты второй половины XIX века. – М., 1985.

6. Корман Б. Лирика Н.А.Некрасова. – Воронеж, 1984.

7. Розанова Л. О творчестве Некрасова. – М., 1988.

8. СкатовН. Некрасов: Современники и продолжатели. – М., 1986.

9. Скатов Н. Я лиру посвятил народу своему. – М., 1985.

10. Чуковский К. Мастерство Некрасова. – М., 1971.

Писатели-демократы 60-х годов XIX века

Общая характеристика демократического течения в русской литературе 60-х годов. Материалистическая эстетика Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова. Связь писателей-демократов с журналом «Современник». Особенность художественного решения темы народа в творчестве писателей-демократов. Своеобразие стиля.

Николай Герасимович Помяловский

(1835-1963)

Помяловский-романист («Мещанское счастье», «Молотов»), тургеневские традиции в романной прозе писателя, новаторство. «Очерки бурсы», Д.Писарев о произведении. «Подлиповцы» - жанровые особенности, эпическое начало в повести. Замысел романа «Брат и сестра»: поиск новых жанровых и художественных форм. Произведения Н.Г.Помяловского как своеобразное «предупреждение».

Василий Алексеевич Слепцов

(1836-1878)

Идейная и художественная направленность творчества. «Трудное время» - попытка решения классического вопроса «что делать?». «Владимирка и Клязьма», «Письма об Осташкове», «Питомка» - проблемы традиций и новаторства в творчестве В.А.Слепцова. Особенности стиля Слепцова.

Николай Васильевич Успенский

(1837-1889)

Художественное решение крестьянской темы в рассказах и очерках Н.Успенского: «Очерки народного быта». Сотрудничество с журналом «Современник», публикации рассказов «Хорошее житье», «Грушка», «Змей», «Вечер», «Обоз», «Деревенская газета» и другие.

Н.Г.Чернышевский о творчестве Н.В.Успенского: «Не начало ли перемены?». Роль и место Н.В.Успенского в русской демократической литературе.

Федор Михайлович Решетников

(1841-1871)

«Подлиповцы» - документальная основа и художественно-эпическое начало в повести. Сотрудничество с редакциями журналов «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки». Тема народа в творчестве. Вклад Ф.М.Решетникова в становление беллетристики 60-х годов: «народный реализм в литературе».

Литература

1. Чернышевский Н.Г. Не начало ли перемены? // Полное собрание
сочинений, том 7.

2. Семанова М.Л. Художественное своеобразие повести В.А.Слепцова
«Трудное время». – Л., 1984.

3. Творчество Ф.М.Решетникова // Ф.М.Решетников. Избранные
произведения: в 2-х томах, М., 1956, том 1.

4. Чуковский К.И. Люди и книги. - М., 1960.

5. Ямпольский И. Середина века. – Л., 1974.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

(1826-1889)

Ранний период творчества: повести «Противоречия» и «Запутанное дело». Принципы реализма в «Губернских очерках». Н.Чернышевский и Н.Добролюбов о «Губернских очерках».

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина в 60-х годах. М.Е.Салтыков-Щедрин и революционеры-демократы. «Письма из провинции», «Помпадуры и помпадурши» - художественное решение проблемы народа и бюрократии.

«История одного города» - особенности сатирического реализма. Проблема народа и власти. Стилистические особенности, природа гротеска.

«Господа Головлевы» как общественный, социально-психологический роман. Образная система романа. Иудушка Головлев как тип, Иудушка и Тартюф.

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина в 80-е годы. Сатирические сказки Салтыкова-Щедрина: «Премудрый пискарь», «Карась-идеалист», «Медведь на воеводстве» - проблемы бюрократии, либерализма, обличение царского самодержавия.

Своеобразие жанра литературной сказки. Художественное решение проблемы народной жизни в сказке: «Хозяйственный мужичок», «Коняга», «Путем-дорогой» и др.

«Пошехонская старина» - проблематика, образная система, поэтика. Актуальность романа в период 80-х годов.

Русский критический реализм и сатирическая проза М.Е.Салтыкова-Щедрина. Специфика сатирических жанров. Сатирическая гипербола и фантастическое начало прозы. Связь с фольклором. Особенности стиля.

Литература

1. Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры. – М., 1976.

2. Бушмин А.С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. – Л., 1984.

3. Горячкина М.С. Сатира Салтыкова-Щедрина. – М., 1985.

4. Кирпотин В.Я. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество, М., 1975.

5. Макашин С. Салтыков-Щедрин: Середина пути, 1860-1870-е годы. – М., 1984.

6. Макашин С. Салтыков-Щедрин: Последние годы, 1875-1889. – М., 1989.

7. Николаев Д.П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. – М., 1977.

8. Тюнькин К.И. Салтыков-Щедрин. – М., 1989 (ЖЗЛ).

Николай Семенович Лесков

(1831-1895)

Литературное движение второй половины XIX века и творчество Н.С.Лескова. Демократические тенденции творчества Н.С.Лескова 60-х годов: «Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда». Проблемы нигилизма в романах Леского «Некуда», «На ножах».

Особенности мировоззрения Лескова периода 70-90-х годов, сатирическая направленность произведений: «Железная воля», «Заячий ремиз» и другие. Проблемы положительного героя в творчестве Н.С.Лескова. Произведения о «праведниках»: «Соборяне», «Человек на часах». Тема талантливости и героизма русского человека: «Левша», «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Тупейный художник». Духовные поиски героев, тема добра и красоты.

Русская реалистическая проза второй половины XIX века и творчество Н.С.Лескова. Жанровое своеобразие произведений, структура повествования. Фольклорные мотивы в творчестве Лескова, специфика лесковского сказа. Язык произведений Лескова. Роль и место Н.С.Лескова в русской литературе XIX и XX веков.

Литература

1. Лесков Н.С. Леди Макбет Мценского уезда. Некуда. Левша. Очарованный странник. (Любое издание).

2. Аннинский Л.А. Лесковское ожерелье. – М., 1982.

3. Горелов А.А. Лесков и народная культура. – Л., 1988.