Смекни!
smekni.com

Темы контрольных работ. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов II (стр. 6 из 8)

11. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.

Тема 17. Правовая сфера жизни общества.

1. Сущность права: традиционный и либеральный подходы.

2. Взаимоотношение права и политической власти.

3. Объясните понятие «правовое государство». Охарактеризуйте современное правовое состояние нашего общества.

1. Отвечая на вопрос о сущности права, необходимо знать, что правовой институт относится к регулятивной сфере общественной жизни. Сущность права составляют не сами правила поведения (нормы, законы, кодексы) а то, что они призваны регулировать взаимные притязания индивидов, их ожидания и требования адекватного общественного ответа на свои действия и усилия. Если традиционный подход отождествляет право с законом, то есть с его запретительной характеристикой, то либеральный, возникший во второй половине ХУШ века, отвечает принципу «разрешено все, что не запрещено». И здесь первичными оказываются не запреты и ограничения поведения индивида, а его права и свободы. Социальный институт права обязан своим происхождением процессам разделения труда и развития товарного производства, когда между людьми установились отношения взаимозависимости и определенный баланс интересов. Внешним регулятором правовых отношений выступает закон. Студент должен проследить динамику исторического развития права и обосновать его классовый характер.

2. Студенту надо знать, что важной особенностью сферы права является его теснейшая связь с политическим устройством общества и с его главным институтом – государством. Необходимо раскрыть динамику правообразующих принципов в историческом контексте, а так же особенности правосознания, его обыденную и практическую области. А на теоретико-идеологическом уровне правосознания правовые отношения людей, которые выстраиваются через определенные социальные институты.

3. Этот вопрос должен содержать сущностные характеристики правового государства, разработанные первоначально либерально-просветительской мыслью Запада. Студенту надо проиллюстрировать различение права и закона и принципы правового состояния государства и как «работают» эти принципы в современном российском обществе?

Литература

1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия «Золотой фонд российских учебников»). С. 491-500.

2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003. С. 390-396.

3. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч. 1 и П. М., 2002.

4. Виндельбанд В. О свободе воли. СПб., 1994. С. 55.

5. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 104-105, 108-109, 239, 405.

6. Ильин И.А. Наши задачи. Париж; М., 1992. Т. 2. С. 5, 94-96.

7. Ильин И.А. Путь к очевидности. М. 1993.

8. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 417.

9. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. – М.: Пресса. 1991.

10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1999. С. 722- 726.

11. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.

Тема 18. Можно ли с помощью науки решить все проблемы человечества?

1. Наука как система знаний и вид духовного производства.

2. Развитие науки и социальный прогресс.

3. Как Вы понимаете тезис: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»!

1. В первом вопросе следует рассматривать науку как систему знаний и как социальный институт. Дать определение науки, предпосылки ее возникновения и условия ее развития. Наука является относительно поздней формой духовного освоения мира человеком. Она отличается от обыденного познания, имеет свою специфику и функции. Студент должен проследить логику развития науки, раскрыть закономерности научного прогресса и сделать акцент на том, что она развивается через фундаментальные теоретические сдвиги и на базе принципиально новых мировоззренческих установок.

2. В этом вопросе необходимо указать, что наука является социокультурным феноменом. Она включена в систему ценностей, норм, идеалов, характерных для определенной эпохи. Наука включена в господствующую систему экономических, социально-политических и других отношений, причем цели, средства научно-познавательной деятельности и нормы взаимоотношений ее субъектов формируются в зависимости от общественных потребностей и отношений. Знание – это социально значимая сила, элемент производительных сил общества. Студенту следует сделать акцент на вопросе, каковы возможности науки в обеспечении устойчивости и перспектив техногенной цивилизации?

3. В третьем вопросе студенту нужно обратить внимание на детерминированность науки общественными отношениями и потребностями.

В философско-антропологическом плане развитие науки характеризует определенный уровень развития сущностных сил человека, а через формулу Ф. Бэкона «Знание-сила» осуществляется самовозвышение человека, в ней выражено вполне определенное отношение человека к природе и самому себе. В этом плане философия науки является частью системы «человек-техника». Следует указать на то, что по мере роста знания и применения его к решению производственных, социально-экономических проблем повышается зависимость человека от технологической необходимости. Сокровища науки пока не принесли счастья в одинаковой мере всем людям. Наука налагает огромную ответственность на ученых. Большинство изобретений и открытий имеют две стороны созидательную, плодотворную и разрушительную. Все зависит от того, как они будут использованы. Студент должен ориентироваться в этом вопросе и обосновать нравственную компоненту современного научного знания.

Литература

1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия «Золотой фонд российских учебников»). С. 508-516.

2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003. С. 390-396.

3. Введение в историю и философию науки /под ред проф. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2005. – С. 107-145.

4. Гадамер Г.Г. Миф и разум // Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1999.

5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1999. С. 606-612, 756- 762.

6. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М.: Высшая школа, 1992. – 191 с.

7. Ценностные аспекты развития науки. М., 1990.

8. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М. 2004.

9. Эллюль Ж. Технологический бред // Это человек. М., 1995.

10. Философия; Учебник / Под ред. В.П. Горюнова. – М.: Гардарики, 2005. С. 264-285.

11. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.

Тема 19. Общее и индивидуальное в морали.

1. Происхождение, предмет и функции морали.

2. Соотношение морали и нравственности, целей и средств как основного вопроса морали.

3. Исторические типы и нормы морали как условие самосохранения человечества.

1. Необходимо раскрыть содержание понятия морали. Отметить ее всеобщий характер и объяснить почему, в отличие от других проявлений духовной жизни общества, она не является сферой организованной деятельности людей, не институциализирована. Особенностью морали является ее императивность, а также внутренние и внешние регуляторы морального поведения. Мораль является ведущим духовным регулятором

жизни общества. Студент должен знать функции морали, ее социальную роль и иметь представление о том, что изменения в моральном сознании оформляются на эмпирическом уровне, чтобы оптимально регулировать изменяющиеся общественные отношения.

2. Следует отразить дуализм морального сознания. Если мораль работает на идеологическом (теоретическом) уровне общественного сознания и представляет собой область должного (то есть, как мы должны себя вести в тех или иных ситуациях), то нравственность отражает обыденный (эмпирический) уровень и является областью сущего (то есть, как у нас получается поступать тем или иным образом). Коренной вопрос этики – смысл человеческой жизни, который заключается в совпадении основной направленности позиций личности с общими тенденциями развития общества. Основной вопрос морали был поставлен великим моралистом ХУШ века И. Кантом и говорит о соотношении целей и средств во взаимоотношениях людей. Он же сформулировал «золотое правило нравственности», которое студент должен знать и самостоятельно ориентироваться в предложенном материале.

3. Начать надо с того, что всякая мораль социально и исторически обусловлена, то есть качественно разнородные типы общества вызывают появление различных типов морали. Необходимо проследить эволюцию морали в историческом контексте. Завершая ответ на вопрос, следует указать, что моральное поведение ограничивает свободу человека, однако сохраняет его физическую и духовную личность. Для выживания человечества необходимо отказаться от метафизики своеволия в пользу моральной ответственности и своего долга перед обществом.

Литература

1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия «Золотой фонд российских учебников»). С. 526-534.

2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003. С. 390-396.

3. Введение в историю и философию науки /Под ред. проф. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2005. С. 107-145.

4. Гадамер Г.Г. Миф и разум // Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1999.

5. Апресян Р.Г. Идея морали. М., 1995.

6. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.