Надо сказать, что Термен, кстати, выпускник петербургской консерватории по классу виолончели (1916), не успел ещё стать виртуозом своего инструмента к тому времени, как Наркомпрос командировал его в Европу и США. А потому в Америке, после восторженного признания последовало громкое «фе»: дескать, нельзя так безбожно фальшивить. Обвиняли, кстати, инструмент...Но, как оказалось, всё это были временные неприятности.
Если же говорить об изобретательской деятельности, то это время, пожалуй, можно назвать самым славным периодом его работы. Создаётся клавишный вариант терменвокса (кстати, почему-то он так и не получил особого признания, даром что играть на нём было не в пример легче).
С 1964 по 1967 год Термен на общественных началах, безвозмездно работал в лаборатории Московской консерватории, посвятив все силы разработке новых электромузыкальных инструментов, а также восстановлению всего того, что успел изобрести в 1930-е годы.
Появляется электронная виолончель (см. прилож.4), которую приобрёл сам Леопольд Стоковски. Кроме того Лев Термен создал инструмент под названием «Ритмикон», который воспроизводил звучание разных частот при взаимодействии вращающихся колёс со световыми лучами, и «музыкальную платформу» - «Терпситон» (см. прилож.4). Звуки терпситона генерировались при движениях находившихся на нём танцоров. Из области фантастики? - нет, всего лишь физики.
Принцип действия «терпситона» очень похож на принцип действия «терменвокса», основанного на получении биений звуковой частоты, образуемых при взаимодействии высокочастотных колебаний двух генераторов. У одного из генераторов частота жестко фиксированная, а у второго – переменная. У второго генератора частота зависит от изменения расстояния между обкладками конденсатора колебательного контура. Одной из обкладок конденсатора является изолированная, металлическая пластина, помещенная под полом танцевального зала, а второй обкладкой является тело танцора.
Перемещение танцора в пространстве зала влечет за собой изменение емкости колебательного контура и, соответственно, изменение разностной звуковой частоты. Этот сигнал усиливается и подается на громкоговоритель. Таким образом, достигается преобразование движений танцующего в звуки, которые меняются синхронно с изменением положения тела. Звуковой ряд, получаемый в результате танца, дополняется, в случае необходимости, специально подобранной фоновой музыкой. Еще одной особенностью изобретения является наличие автоматического цветового сопряжения. «Визуальный индикатор звучания» представляет собой панель с лампами, окрашенными в различные цвета. В такт звукам, генерируемым движением танцора, загораются лампы, причем каждой ноте соответствует лампа с определенным цветом. Однако обеспечивается это частично механическим путем.
Язычок, расположенный сзади каждой лампы, вибрирует в тот момент, когда воспроизводится соответствующий ей звук, благодаря чему замыкается цепь, питающая лампу. Звуки, генерируемые движением танцора, отображаются с помощью одновременно загорающихся и гаснущих огней. «Визуальный индикатор звучания» включает в себя два генератора, один из которых дает постоянную высоту звука (ее можно регулировать), а второй - переменный, его работа меняется от движений танцора и изменения емкости металлической пластины, присоединенной к цепи решетки. Далее сигнал подается в смеситель или модулирующую лампу, на звуковой усилитель и ламповую панель. На расположенной вверху панели управления размещены регуляторы громкости и тембра, а также регулятор управления вибратором, контролирующий ламповую панель визуализации нот [2].
«Терпситон» явился новым инструментом, расширившим творческие возможности балетного искусства, а введение светодинамичских средств позволило приблизиться к идее реализации синтеза искусств. Первый вариант инструмента был изготовлен во время пребывания Термена в США. Другой - во время его работы в Московской консерватории (1966-67 гг.).
Еще один экземпляр был сделан для еще совсем юной Лидии Кавиной в 70-е годы и находится в ее распоряжении по сей день.
В 1992 году в Москве был создан «Термен-центр», ставящий главной своей задачей поддержку музыкантов и звуковых художников, работающих в области экспериментальной электроакустической музыки.
Лев Сергеевич Термен, великий изобретатель и музыкант, ушёл из жизни в 1993 году, прожив 97 лет. Про него говорят, что он - один из многих «Фаустов» ушедшего века. Его «полезными» изобретениями мы все мы пользуемся и в XXI веке. В 2006 году Пермский театр «У Моста» поставил спектакль «Термен» по пьесе чешского драматурга Петра Зеленки. Спектакль затрагивает самый интересный и драматичный период жизни Термена - работу в США.
Таким образом, Лев Термен – необыкновенный изобретатель с необыкновенной судьбой. У него была потрясающе долгая жизнь, в которой его ждали и громкая слава, и сотрудничество с ОГПУ, и ГУЛАГ. Его учеником был сам С.П.Королев, конструктор космических кораблей. Будучи разносторонним и талантливым человеком, обладал неординарными способностями, которые воплотились в его изобретениях в различных отраслях науки и искусства.
Умело перенеся знания из области физики в музыку, Термен изобрел ряд новых электромузыкальных инструментов, самый известный из которых - терменвокс. Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией. В настоящее время существуют как серийные, так и мастеровые терменвоксы, а также существуют школы игры на нём.
Сам Лев Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса - «Вокализ» С. Рахманинова.
1.3 Необычные музыкальные инструменты
«Все новое – хорошо забытое старое»,- гласит народная мудрость.
Морская раковина, рог, просверленная морковь. Первые музыкальные инструменты выглядели именно так. Люди использовали то, что производило конкретный звук. Это просто то, что принято называть хорошо забытым старым.
В Клайпеде существует необычный оркестр Майка Свободы, музыканты которого извлекают звуки из любых предметов. Современные и классические музыкальные произведения они исполняют на овощах, посуде, и предметах быта.
Вот другой пример: «Овощной оркестр». Музыканты сами идут на рынок, выбирают подходящие «заготовки» для будущих шедевров, сверлят нужное количество отверстий в моркови, делают необходимые надрезы в сладком перце, вычищают середину тыквы и др. В процессе подготовки сразу же «пробуют» овощной музыкальный инструмент, но не на вкус, а на гармонию звуков. При желании можно добиться от некоторых таких самодельных инструментов повторения звучания симфонических. Например, морковь на слух вполне может заменить флейту, а патиссон в сочетании со сладким перцем – гобой.
Неизгладимое впечатление у зрителей оставляет «Хрустальная гармония». Музыканты Тимофей Винковский, Антон Фадеев и Владислав Никитин исполняют на инструментах хрустальных мелодий: стеклянной арфе, электроконтрабасе, веррофоне и на «бокалах с водой» популярную классическую музыку: Симфонию №40 В.А.Моцарта, «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского и др. Они представляют нам музыку хрустальных сфер, музыку стеклянных колоколов.
Многие знают, что звук, имея волновую природу, способен воздействовать как на внутренний мир человека, так и на его физическую оболочку. С этой точки зрения звук, издаваемый хрустальным поющим сосудом, является, может быть, одним из наиболее сильных. Поскольку он не замутнён никакими механическими посредниками, и идёт от Бога в сердце музыканта и через пальцы сразу же к людям. Кроме того, кристаллы кварца, основного элемента хрусталя, являются транслятором и усилителем звуковых волн, возникающих в процессе игры на этих сосудах. Их звуки вызывают колебания воздуха и резонируют ещё в течение длительного времени после того, как затихла музыка.
Поющие хрустальные сферы наполняют вас и пространство гармонией, тело здоровьем, а душу медлительным спокойствием. Поющие хрустальные колокола до сих пор окружены загадкой, и современные учёные не могут до конца понять природу их лечебных и гармонических звуковых вибраций. Однако нам кажется, что, безусловно, этот звук нам подарен Богом, чтобы вселять в души людей гармонию.
Ноу-хау Феликса Ронера и Сабины Шерер из швейцарского города Берн - инструмент ханг. Он был разработан в 2000 году в результате многолетнего изучения стальной тарелки и многих других резонирующих перкуссионных инструментов со всего света: гонга, гамелана, гатама, барабанов, колокольчиков, музыкальной пилы (см. прилож. 5).
На бернском диалекте немецкого языка слово Hang означает «рука». Этот ударный инструмент состоит из двух соединенных между собой металлических полушарий: стороны DING и стороны GU. На стороне DING расположены 7-8 тональных областей, образующих «тональный круг». Он окружает центральный купол, названный DING (похожий на гонг). На стороне GU находится отверстие размером с кулак для звукового резонанса. На этом отверстии можно играть как на уду или использовать его для модуляции звука DING.
Есть множество способов извлечения звука из ханга: кончиками пальцев, большими пальцами, основанием кисти. Обычно музыкант располагает ханг на коленях, но можно установить его и на барабанную стойку.
В древнем хорватском городе Задар действует уникальный морской орган (Morske orgulje), послушать который приезжает множество туристов. Это сооружение на берегу Адриатики создал архитектор Никола Башич.