Он придумал сложить каменные блоки в виде лестницы на берегу моря, проделав в торцах ступеней отверстия и соединив их с проходящими внутри пластиковыми трубами. Трубы же, в свою очередь, переходят в резонирующие полости, над которыми находятся другие отверстия. В результате движения волн и ветра воздух над водой перемещается, попадая в торцевые отверстия. В зависимости от того, как происходят эти воздушные колебания – с какой скоростью и с какой силой - получаются различные звуки, доносящиеся из верхних отверстий. К тому же резонирующие полости связаны трубой с морем, и вода, попадающая в них, меняет их объем, внося еще большее разнообразие в звучание уникального инструмента. Орган специально настроен – каждая его труба издает звук определенного тона. В результате получается медитативный звук, который длится непрерывно, превращаясь в вечный концерт, произведения в котором никогда не повторяются (см. прилож.6).
Как сообщает Membrana.ru, архитектор неспроста выбрал именно этот берег - только отсюда в Задаре открывается восхитительный вид на море, а по вечерам - и на головокружительные закаты. Теперь эта картинка дополнена медитативным «морским саундтреком». Изначально одной из главных целей создания хорватского морского органа было вовсе не привлечение туристов. В первую очередь, власти Задара хотели облагородить берег, который был разгромлен во время Второй мировой войны, а затем обнесен унылой бетонной стеной. Однако морской орган стал одной из почитаемых туристами достопримечательностей хорватского побережья.
К «необычным» музыкальным инструментам следует отнести и «поющие вагоны». Феномен звучания этой музыки объясним с точки зрения физики. Когда большой по количеству состав поворачивает на большой скорости, вагоны поезда начинают «петь», издавая протяжные звуки, разные по высоте.
В Корнельском университете создали ради забавы ещё 6 лет назад - летом 1997 года - первую в мире «нанагитару». Длина этой самой маленькой на планете гитары - 10 микрометров - размер клетки крови (см. прилож. 7). Но самое поразительное - то, что на ней можно играть! Первая нанагитара была в 20 раз меньше волоса.
Мы слушаем музыку, сыгранную на струнах, которые в десятки раз тоньше наших волос. Разве не здорово? Есть такие гитары, которые видны только в микроскоп, а играть на ней приходится лучом лазера…
Таким образом, нанатехнологии становятся привлекательнее и понятнее учащейся молодёжи. Исследователи при изучении резонансов частенько сами приходят к «музыкальным аналогиям», поэтому крошечные системы могут напоминать арфы, ксилофоны или барабаны. Или электрогитары, как в нашем случае. Дело ещё в том, что привычная форма нанагитары делает её ещё и хорошим образовательным инструментом.
Выводы
«Космическая музыка» - это музыка любого стиля или направления, энергетика которой проникает в слушателя и способна вызвать эмоции сострадания или причастности тебя к великому свершению, ощущение того, что ты – часть мироздания или песчинка во Вселенной. Энергия музыки как самой тонкой материи искусства, определяющая ее связь с космическим началом, может считаться одним из главных критериев качества современной музыки.
Связь музыкального искусства с космосом в исторической последовательности раскрывается через наследие композиторов-классиков И.С.Баха, Л.В.Бехтовена, песенные циклы советских композиторов о космосе, произведения немецкого композитора-авангардиста Карлхайнца Штокхаузена, творчество рок-музыкантов Джимми Хендрикса, Роджера Уотерса, Дэвида Боуи, фри-джазового исполнителя Сан Ра, творчество космо-рок-группы «Pink Floyd», «Зодиак» и поп-группы «Ундервуд», современные композиции аранжировщика Дидье Маруани и др.
Лев Термен – великий изобретатель и музыкант, чьими «полезными» вещами мы пользуемся и в XXI веке: охранная сигнализация, автоматические двери, автоматы освещения, телевизионная система «Дальновидение», беспилотный летательный аппарат, подслушивающая система «Буран», новые электромузыкальные инструменты.
Самое известное музыкальное изобретение Термена – терменвокс - единственный музыкальный инструмент, играть на котором можно, не прикасаясь к нему. Дальнейшее развитие идея терменвокса получила в инструменте под названием «Терпситон», где частота и амплитуда звука определяются изменением положения всего тела исполнителя. Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах.
При выборе «необычности» музыкальных инструментов важен сам подход к этому выбору, позволяющий найти и вычленить для себя новые музыкально-слуховые представления там, где раньше они таковыми не воспринимались, осуществить поиск новых музыкальных возможностей, восполнить потребность человека в моментах гармонии с помощью определенной музыки, зависящей от конкретных ситуаций.
К «необычным» музыкальным инструментам мы относим следующие: оркестр Майка Свободы, «Овощной оркестр», Хрустальную гармонию, ханг, морской орган, «поющие вагоны», нанагитару, нанаарфу, нанаэлектромеханические системы.
Основными критериями оценки «необычности» музыкальных инструментов являются следующие:
-неповторимость гармоний;
- поиск особого сочетания звуков;
- способность создавать новые музыкально-слуховые представления.
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО СОЗДАНИЮ «КОСМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ»
2.1 Конструкторское решение создания лего-музыкального инструмента
Сделать лего-музыкальный инструмент можно из конструктора Лего, используя блок NXT, датчик ультразвука, датчик касания, два соединительных провода и фотоэлементы.
Форма моего лего-музыкального инструмента напоминает рок-гитару и терменвокс, потому что на нем будет звучать «космическая музыка».
Корпус моего лего-музыкального инструмента собран из деталей лего. Он состоит из блока NXT, с прикреплёнными к нему датчиками (см. схему 1).
Блок NXT имеет четыре порта управления датчиками, из которых два отвечают за управление звучанием инструмента. Датчики прикрепляются к блоку так, чтобы один из них (датчик ультразвука) находился в горизонтальном положении, а другой (датчик касания) в вертикальном. Один из прикреплённых к блоку датчик будет измерять значение подвижной планки, а другой запускать ноты в зависимости от значения планки.
Схема 1
Принцип работы лего-музыкального инструмента
Управляя планкой, двигающейся вперед назад, и нажимая на датчик касания, человек может получить любую ноту. Но, кроме того, надо учитывать, что при управлении планкой нельзя отводить её далеко назад или вплотную прислонять к датчику. Принцип работы лего-музыкального инструмента схематично представлен выше, а его внешний вид виден на фото 1, 2.
Лего-музыкальный инструмент
|
|
Таким образом, принцип работы лего-музыкального инструмента основан на принципе работы терменвокса (на ультразвуковых волнах). Конструкторское решение по созданию лего-музыкального инструмента отличается рядом преимуществ:
-лего-музыкальный инструмент мобилен;
-обладает маленькой массой;
-легок в использовании;
-его конструирование доступно любому ученику, легко повторимо.
2.2 Анализ «космической музыки»
В I главе работы мы доказали, что композиция «Таинственная галактика» рок-группы «Зодиак» и произведения И.С.Баха могут быть отнесены к «космической музыке». Мы решили исследовать данную музыку по наиболее важным для нас критериям и дать их характеристику. Данные по композиции «таинственная галактика» представлены ниже в таблице 1.
Табл.1
Анализ композиции «Таинственная галактика»
Критерии | Характеристика |
Стиль | Поп-рок музыка |
Форма | Период с повторением |
Характер | Загадочный, таинственный |
Динамика | Очень тихая – нарастающая – громкая – убывающая до очень тихой |
Темп | Умеренный |
Мелодия | Вид – поступенная; опевание 3-й ступени Прием развития: 1) – повторение (4 раза) с изменением последнего звука; - варьирование; Нисходящие секвенции; - канон; 2) - мелодия + подголоски; - нисходящие секвенции в другом ритме; -восходящая мелодия по dur-ладу (полностью октава); -нисходящая мелодия с опеванием 5-й ступени и приход к доминанте. |
Лад | Мажор |
Фактура | Гомофонно-гармоническая: - унисонная; - мелодия с сопровождением. |
Инструмен- тальный состав и ритм | 1) Нарастающий шумовой эффект на синтезаторе – лейтмотив на синтезаторе – пунктирный ритм с акцентом на 1-ю долю накладывается на другой ритмический рисунок на электрогитаре; Мелодия на синтезаторе; Ударные на 1-ю долю. 2) - Сложный ритмический рисунок + низкая гармония у электрогитары; - нарастающий шумовой эффект – импровизация на измененный лейтмотив у электрогитары – стихающий шумовой эффект. |
Ассоциативный ряд | Невесомость – приближение к неизвестной планете – приземление космического корабля – открытие новой цивилизации – старт корабля в космическое пространство навстречу новым мирам. |
Синквейн образа | 1.Невесомость. 2. Загадочная, таинственная, волнующая. 3. Притягивает, открывает неизведанное, манит, поражает. 4. Стремление познать Вселенную и покорить галактику велико. 5. Космос. |
Возьмем для сравнения музыку немецкого классического композитора И.С.Баха и проанализируем ее по аналогичным критериям. Данные представлены в таблице 2.