ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТЫХ ИСТИН
Новое - это хорошо
забытое старое.
Древний афоризм
Великие Истины прошлого не ушли безвозвратно от человечества - они были сохранены на Востоке и сейчас возвращаемы для Новой Эпохи. Запад узнал о жемчужинах восточной религиозной философии, таких как священные книги индуизма - Веды, Упанишады, особенно Бхагавад Гита. Да и две великие религии Востока - индуизм (475 млн) и буддизм (260 млн) - являются наименее искаженными религиями мира. Основа этих религий - учения о перевоплощении (сансаре), воздаянии (карме) и долге (дхарме).
Перед началом Новой Эпохи были даны человечеству откровения через посланных для этой цели учеников Махатм - Рамакришну и Вивекананду, Елену Петровну Блаватскую и Елену Ивановну Рерих. О них самих и об их трудах будет рассказано в следующей главе.
В журнале "Техника молодежи" (1980, № 10) опубликованы статьи Е. Андреевой "Эзотерические знания... были ли они?" и В. Губцова "Вниз по лестнице, ведущей вверх". В них говорится о существовании со времен глубокой древности скрытых (эзотерических) знаний различных народов. В книге А. Горбовского "Загадки древнейшей истории" (1971) собран интересный материал об этих эзотерических "знаниях ниоткуда". Эти знания находятся зашифрованными во всех мировых религиях и философиях.
Следует, однако, заметить, что церковь не признает эзотерических
знаний, считает их "еретическими" и замалчивает их.
5. ОТ РАМАКРИШНЫ ДО РЕРИХОВ
(передатчики Учения Махатм)
ДРЕВНЯЯ ИНДИЙСКАЯ ВЕДАНТА
Светлый облик Шри Рамакришны (1836-1886), великого индийского мудреца, и ясный ум его ученика и непосредственного продолжателя Свами Вивекананды (1863-1902), индийского философа и ученого, зазвучали в прошлом веке мощным призывом к духовному синтезу.
Пройдя путями важнейших мировых религий - индуизма, христианства и ислама, - Рамакришна принес весть о Единстве всех религий. Он нашел, что в основе всех религий лежит единая Истина.
Вивекананда встречается с Рамакришной в 1882 г. и с тех пор всю жизнь занимается развитием его идей. Он прозревает духовную нищету Запада, заглушившего грубой материальностью призыв Духа в своей душе. Он утверждается в мысли, что Веданта, вынесенная из Индии в мир, может облегчить людям путь освобождения.
В сознании Вивекананды начинает оформляться идея - навести мост, соединяющий Восток и Запад, оплодотворить молодое тело Запада древним универсальным Духом Востока. Вивекананда выходит послом Индии в мир, прокламируя: "Индия нужна миру, Индия с ее знанием Бога, с ее методом освобождения, с ее накопленным духовным наследием".
В 1893 г. Вивекананда отправляется в Соединенные Штаты Америки на Конгресс религий. Он приветствует самую молодую страну от имени монашеского ордена древнейшей страны. Провозглашает Истину, воспринятую у ног своего Учителя Рамакришны, который опытным путем постиг, что все религии ведут в один Океан Милосердия, что все формы и оттенки - различные аспекты Единой Великой Истины. Знакомит западный мир с древним учением Веданты. Проезжает почти по всей Америке.
Вскоре Вивекананда замечает эгоистические, жестокие черты американской жизни и подвергает их уничтожающей критике. Он резко протестует против лжехристианства и лицемерия многих христианских лидеров. Этой критикой Вивекананда вызывает озлобление "христианских" вождей, которые обрушили на него целый поток грязной клеветы. Так, Америка не смогла осуществить мечту Вивекананды о соединении Запада и Востока. Все побуждения американцев были направлены на удовлетворение материальных нужд. В философии господствующим стали позитивизм и прагматизм.
В 1895 г. Вивекананда пишет курс лекций "Раджа Йога" - книгу, столь восхитившую Льва Толстого. В том же году он принимает приглашение из Лондона, там пишет "Бхакти Йогу", а, вернувшись в Америку, - "Карма Йогу". Затем создает курс "Философии Веданты", вследствие чего в Нью-Йорке организуется "Общество Веданты". В Лондоне появляется "Жнана Йога". В 1897 г. Вивекананда возвращается на родину, выполнив огромную миссию: он положил начало действительному ознакомлению и сближению Запада с Востоком. Впервые ясно и сердечно изложены были перед Западом основы величественного восточного миросозерцания.
Вернувшись на родину, Вивекананда создает организацию "Миссия Рамакришны", задача которой - распространение идей Единства в мире. Она стала центром религиозной активности не только в Индии, она имеет отделения в ряде стран Европы и Америки. Но религия для Вивекананды не заключалась в обрядах и обычаях: он смело очищал живую веру от предрассудков, сокрушал обычаи ранних браков, сожжения вдов и т.п. - религия была для него живым огнем самопожертвования и любви.
Рамакришна и Вивекананда были первыми, кто пробудил индийское самосознание, были первыми индийскими лидерами в полном смысле этого слова. Рамакришна был духовной силой Индии, Вивекананда - его голосом. Продолжателями их дела были Рабиндранат Тагор (1861-1941), Махатма Мохандас Карамчанд Ганди (1869-1948) и Ауробиндо Гхош (1872-1950). В 1911-1916 гг. в России были изданы книги о философии Веданты, о Рамакришне и Вивекананде, также и труды Вивекананды; книги Р. Роллана "Жизнь Рамакришны" и "Жизнь Вивекананды" вышли на русском языке в 1936 г. (собр. соч. т. 19); книга Дж. Неру "Шри Рамакришна и Свами Вивекананда" на английском языке вышла в Калькутте в 1960 г.
ПОДВИГ ЕЛЕНЫ ПЕТРОВНЫ БЛАВАТСКОЙ В ПРОШЛОМ ВЕКЕ
Подвиг русского монаха Сергия, после восьми с половиной веков, был повторен другим русским человеком - Е.П. Блаватской (1831-1891). Уже в детстве перед нею появлялся величественный образ Махатмы - высокого индийца в белой чалме, - всегда один и тот же. В 1851 г. Блаватская едет в Англию, и там в Лондоне происходит ее первая встреча с Махатмой, появлявшимся ей в детстве.
Затем в течение последующих семи лет она три раза пытается проникнуть в Тибет, но безуспешно: в те времена чужестранцам было запрещено въезжать внутрь страны. И только в 1864 г. ей удалось достичь своей цели - она проникла в недоступные недра Центральной Азии. После героических поисков наконец она разыскала там таинственных мудрецов Махатм и стала Их духовной ученицей. Она пробыла там три года в одной из их обителей (ашрамов) в Тибете. Там она получила сокровенные знания о тайнах мироздания.
Блаватская была посланницей Махатм, исполняла Их поручения. Под псевдонимом "Радда-бай" ею были написаны интересные очерки о своем путешествии по Индии и Тибету и о беседах с Махатмами. Эти записки, названные "Из пещер и дебрей Индостана" (вторая серия очерков - "Забытые племена. Три месяца на "голубых горах" Мадраса") печатались в периодике в начале 80-х гг. прошлого века в России. Затем они были изданы отдельной книгой. И до последнего времени ее литературное имя соединяется в России только с этими очерками. Все прочее было написано и издано на английской языке.
Ввиду сильного и настойчиво выраженного желания ее сотрудников основать общество для ознакомления продвинутых сознаний с сокровенным учением всех религий и философий, Махатма К. X. согласился руководить таким обществом, основанным в Нью-Йорке в 1875 г. Блаватской и американским полковником Генри Олькоттом. Появление Теософского Общества имело целью подготовить западный мир к наступлению Новой Эпохи путем распространения высшего знания о тайнах и задачах мироздания. Учение, принесенное Блаватской, сделало свое великое дело пробудило по всему миру многочисленные сознания.
Теософия в переводе с греческого - Божественная Мудрость. Теософия есть научно-религиозная философия, т.е. синтез науки, философии и религии - их согласование. Изучая все религии мира, Теософия находит, что сокровенная часть религий имеет одни и те же основы. Так, Теософия заключает в себе истины, лежащие в основе всех религий. Девиз Теософского Общества - "нет религии выше истины". Существует большая теософская литература.
Труды Блаватской печатались в ее время в Америке и Англии. Помимо многих книг на темы восточной философии и древней мудрости, как "Разоблаченная Изида", "Ключ к Теософии", "Голос Безмолвия", "Перлы Востока" и пр., а также огромного количества статей, она написала капитальнейший труд в трех томах "Тайная Доктрина", т.е. "Сокровенное Знание" (1888) - свод многовековой сокровенной мудрости, синтез достижений эволюции жизни прежних Культур, проблемы будущего развития жизни и человечества; два тома были переведены Е. Рерих и изданы в Риге в 1937 г. Своих трудов Блаватская никогда не приписывала себе, а считала лишь несовершенной передачей порученного ей откровения Махатм.
Но появление нового отдела Шамбалы - а таким стало Теософское Общество - вызвало войну против него темных сил, ибо они не желают наступления светлой эпохи, грозящей уничтожением их силы и влияния. Против Основательницы Общества ополчилось духовенство ортодоксальных религий (особенно иезуиты), а также английские расисты, которым не нравилось большое влияние Блаватской на индийцев. Против нее была организована систематическая кампания - постоянные выпады, инсинуации, клевета. И так посланницу Шамбалы, исполнявшую поручения Махатм, несшую миссию провозвестника Новой Эпохи нападки врагов Света свели в могилу.
К большому сожалению, Блаватская была не понята, не признана и оклеветана и на своей родине. Все началось с враждебного и лживого памфлета Всевол. Соловьева "Современная жрица Изиды", вышедшего в 1894 г. в России. Пущенная им клевета в свое время обошла беспрепятственно всю Россию, и последствия ее тянутся еще и в наше время. По сей день автоматически повторяются без какой-либо аргументации такие эпитеты, как "обманщица", "шарлатанка", "авантюристка".