В то же время существенные изменения, касающиеся участников выборов, были внесены в 2001 г. Федеральным законом “О политических партиях”19. По этому закону единственным видом избирательных объединений на выборах в органы государственной власти стали политические партии, к которым предъявляется ряд требований, в том числе минимальная численность20. Затем новый Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, принятый в 2002 г.21, установил, что в избирательный блок могут входить не больше трех участников, из которых хотя бы один должен быть политической партией. А уже незадолго до начала кампании в избирательное законодательство были внесены изменения, еще более ограничившие круг общественных объединений, которые могут входить в избирательные блоки22.
Списки выдвинули 21 политическая партия и 5 избирательных блоков. Зарегистрированы были 23 списка (18 политических партий и 5 избирательных блоков). Из них 22 списка были зарегистрированы на основании подписей избирателей и один – на основании избирательного залога.
Десять партий и блоков были в той или иной степени преемниками избирательных объединений и блоков, участвовавших в выборах 1995 и 1999 годов. КПРФ и “Партия Мира и Единства” участвовали в этих выборах в той же форме, что и в предыдущих. ЛДПР вновь участвовала в выборах в явном виде. Объединение “Яблоко” и блок “Союз Правых Сил” были преобразованы в партии. Российская экологическая партия “Зеленые” была преемницей “Кедра”, участвовавшего в выборах 1993 и 1995 годов, но снятого с выборов 1999 г. на основании нормы, впоследствии признанной неконституционной. Российская партия пенсионеров в этот раз участвовала в выборах в блоке с Партией социальной справедливости. Аграрная партия России, входившая в 1999 г. в блок “Отечество – Вся Россия”, вновь, как и в 1993 и 1995 гг., выступала самостоятельно.
Списки партий, представленных в Думе третьего созыва, сохраняли высокую степень преемственности. У КПРФ в общефедеральных частях списков 1999 и 2003 годов совпали 10 кандидатов, у ЛДПР – 9, у “Яблока” – 7, у “Союза Правых Сил” – 523. У Партии Мира и Единства в общефедеральных частях списков 1999 и 2003 годов совпали 5 кандидатов, у списка блока “Российская партия пенсионеров и Партия социальной справедливости” со списком Партии пенсионеров – 3, у списка “Зеленых” со списком “Кедра” 1995 г. – 2. В общефедеральных частях списков Аграрной партии России 1995 и 2003 годов совпали также 2 кандидата.
Партия “Единая Россия” образовалась фактически путем слияния прошедших в Думу третьего созыва блоков “Медведь” и “Отечество – Вся Россия”. Общефедеральная часть списка этой партии состояла всего из четырех кандидатов, из которых один входил в 1999 г. в первую тройку списка блока “Медведь”, один возглавлял региональную группу этого блока и один входил в первую тройку списка блока “Отечество – Вся Россия”.
Блок “Родина” формально был образован тремя партиями (Партия российских регионов, Социалистическая единая партия России и “Народная воля”), две из которых были политическими преемниками избирательных объединений, участвовавших в выборах 1999 г. (движения “Духовное наследие” и Российского общенародного союза). В общефедеральной части списка блока были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки КПРФ, блока “Конгресс Русских Общин и Движение Юрия Болдырева” и Российского общенародного союза (но не “Духовного наследия”).
Остальные 13 партий и блоков были, по существу, новичками, хотя некоторые из них имели определенное отношение к избирательным объединениям и блокам, участвовавшим в выборах ранее. Так, Демократическая партия России формально являлась преемником одноименной партии, представленной в Думе первого созыва. В общефедеральной части списка партии было 3 кандидата, входивших в 1993 г. в список ДПР, тем не менее в политическом плане говорить о преемственности не приходится.
В состав блока “Новый курс – Автомобильная Россия” входили партия “Либеральная Россия” (образованная политиками, входившими ранее в партию “Демократический выбор России” и блок “Союз Правых Сил”) и Республиканская партия Российской Федерации, которая в выборах 1993 г. участвовала в составе “Блока: Явлинский–Болдырев–Лукин”, а в выборах 1995 г. – в составе блока “Памфилова – Гуров – Владимир Лысенко”. В общефедеральной части списка блока были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки блока “Союз Правых Сил”, движения “Наш дом – Россия” и объединения “Яблоко”.
Народная партия Российской Федерации была создана депутатами, избранными в Думу третьего созыва по одномандатным округам. В общефедеральной части списка этой партии были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки “Блока генерала Андрея Николаева и академика Святослава Федорова”, движения “Духовное наследие” и партии “Кедр”. В общефедеральной части списка блока “Партия Возрождения России – Российская партия ЖИЗНИ” были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки КПРФ и движения “Женщины России”. В общефедеральной части списка партии “СЛОН” были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки объединения “Яблоко”, блока “Союз Правых Сил” и движения “Социал-демократы”. Во главе списка партии “Развитие предпринимательства” стояли два депутата Государственной Думы первого, второго и третьего созывов, входившие в 1995 г. в список объединения “Яблоко”, а в 1999 г. в список блока “Отечество – Вся Россия”. В общефедеральной части блока “Великая Россия – Евразийский Союз” были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки блоков “Медведь” и “Отечество – Вся Россия”. В общефедеральной части списка Объединенной российской партии “Русь” был кандидат, входивший в 1999 г. в список блока “Отечество – Вся Россия”. В общефедеральной части списка Российской конституционно-демократической партии был кандидат, входивший в 1999 г. в список “Блока генерала Андрея Николаева и академика Святослава Федорова”. В общефедеральной части списка Народно-республиканской партии России был кандидат, входивший в 1999 г. в список блока “Конгресс Русских Общин и Движение Юрия Болдырева”.
Результаты выборов продемонстрировали кризисные явления в развитии российской демократии и избирательной системы. Во-первых, явка оказалась ниже, чем на выборах Думы второго и третьего созывов и практически такой же, как на первых выборах 1993 г. В выборах приняли участие 60 712 299 избирателей или 55,75% от числа зарегистрированных избирателей. В голосовании приняли участие 60 633 179 избирателей или 55,67%.
Во-вторых, вновь 5%-ный барьер смогли преодолеть только четыре списка, в то время как еще четыре списка набрали от 3,1 до 4,3% (табл. 2.4). Списки, допущенные к распределению мандатов, получили в сумме 42 840 540 голосов, что составило 70,66% от числа избирателей, принявших участие в голосовании, или 39,34% от числа зарегистрированных избирателей.
При этом в отличие от второго созыва непредставленной в Думе оказалась праволиберальная часть политического спектра. Все партии, занимавшие эту политическую нишу, не сумели преодолеть 5%-ный барьер, в том числе и представленные в Думе третьего созыва “Яблоко” и “Союз Правых Сил”, вместе получившие более 8%.
“Единая Россия”, консолидированная “партия власти”, за которую проголосовали менее 38%, получила по пропорциональной системе больше половины мандатов (120).
Помимо “Единой России” и думских “старожилов” КПРФ и ЛДПР барьер удалось преодолеть блоку “Родина”. Этот блок смог успешно конкурировать с КПРФ за избирателей левой ориентации и с ЛДПР за патриотический и протестный электорат.
Как и на выборах 1995 и 1999 годов, большая часть объединений и блоков получила менее 1% голосов.
Практика отказа избранных кандидатов от мандатов достигла своего апогея. У “Единой России” от мандатов отказались 37 кандидатов, в том числе занимавшие второе, третье и четвертое места в общефедеральной части С.К. Шойгу, Ю.М. Лужков и М.Ш. Шаймиев. Остальные 34 кандидата входили в первые тройки региональных групп: 24 занимали первые места, 7 – вторые и 3 – третьи. Большинство “отказников” (29) занимали должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, среди остальных – федеральный министр, первый заместитель полпреда Президента в федеральном округе, два председателя законодательного органа государственной власти субъекта Федерации, мэр областного центра, ректор университета и два руководителя крупных предприятий.
2.3.5. Итоги четырех избирательных кампаний
Некоторые числовые данные по четырем прошедшим кампаниям выборов депутатов Государственной Думы приведены в таблице 2.5.
Следует отметить довольно низкий процент голосов, которые в сумме получают списки, допущенные к распределению мандатов – и, соответственно, высокую долю “пропадающих” голосов. Если на первых выборах такие голоса составляли менее 13%, то на последующих ситуация была значительно хуже. В 1995 г. “пропала” почти половина голосов, в 2003 г. – почти треть.
При этом нельзя сказать, что голоса “пропадают” из-за большого числа участвующих в выборах партий и блоков. Так, в 2003 г. число конкурировавших федеральных списков было меньше, чем в 1999 г., а процент “пропавших” голосов оказался в 1,5 раза выше.
Анализ показывает, что значительная доля “пропадающих” голосов связана с партиями и блоками, получающими от 3 до 5% голосов избирателей. В 1995 г. за такие партии в сумме проголосовали 25,1% избирателей, в 2003 г. – 15,0%. Этот факт может служить одним из аргументов в пользу снижения заградительного барьера до 3%.
Анализ состава участников выборов свидетельствует, что партийная система России еще не устоялась. Каждые выборы состав участников кардинально обновляется. Изменяется и состав объединений и блоков, проходящих в Думу. Каждые выборы какая-то из представленных в парламенте партий оказывается “за бортом”, а на ее место приходит одна или несколько новых. Лишь две партии (КПРФ и ЛДПР) сохраняют места в Думе всех четырех созывов.