На выборах в Учредительное собрание надлежало избрать 820 членов (еще 30 мандатов было зарезервировано для жителей пяти оккупированных немцами губерний). Был образован 81 избирательный округ: 72 гражданских округа на территории России, один округ для российских граждан на Китайско-Восточной железной дороге и 8 воинских округов (5 фронтов, 2 флота и экспедиционные войска за границей).
Гражданские округа образовывались преимущественно в составе одной губернии или области, однако были и исключения. Так, все 9 закавказских губерний, областей и округов были объединены в один Закавказский округ. Это было связано с тем, что политические предпочтения избирателей данного региона определялись в основном их национальной принадлежностью (меньшевики у грузин, дашнаки у армян и мусаватисты у азербайджанцев). Однако несовпадение административного деления Закавказья с областями проживания основных народов этого региона не позволило бы адекватно отразить национальные предпочтения в случае разделения его на округа, соответствующие губерниям.
В одни округа были объединены также Терская и Дагестанская области, Кубанская область и Черноморская губерния, обе области, входившие в Степное генерал-губернаторство, три из четырех областей, входивших в состав Приамурского генерал-губернаторства.
С другой стороны, в отдельные округа были выделены Петроград и Москва, из Сыр-Дарьинской области был выделен в качестве самостоятельного Аму-Дарьинский округ, из Астраханской губернии были выделены отдельные Ордынский и Прикаспийский округа, населенные кочевыми народами (киргизами и калмыками).
Такой подход вынудил авторов Положения о выборах Всероссийского учредительного собрания допустить серьезные отступления от принципа равного избирательного права. Число жителей, приходящееся на один мандат, сильно различалось для разных округов5. Наибольшие преимущества получили малонаселенные губернии и области Сибири и Дальнего Востока6. Впрочем, при том состоянии системы учета населения (последняя перепись проводилась в 1897 г., а в ходе войны наблюдались значительные перемещения) не было никакой реальной возможности обеспечить правильное распределение мандатов между территориями.
Среднее количество мандатов на округ получилось около 10. Однако распределение мандатов между округами оказалось крайне неравномерным. В 12 округах, которым выделялись 1–2 мандата, было решено проводить выборы по мажоритарной системе, так как при таком количестве мандатов применять пропорциональную систему невозможно. Но было много округов, где число мандатов не превышало 10, и в этом случае, как мы увидим дальше, принцип пропорционального представительства оказывается сильно искаженным. Наибольшее число мандатов (36) было установлено для Закавказского округа.
Поскольку в каждом округе партийные списки составлялись отдельно, перечень конкурирующих партий и иных групп отличался значительным разнообразием. Лишь пять партий выставили свои списки в большинстве округов: кадеты, энесы7, эсеры, меньшевики и большевики. В национальных регионах выдвигалось множество списков различных национальных партий и группировок (как социалистических8, так и несоциалистических).
Партия эсеров в период выдвижения списков уже переживала момент раскола, который окончательно оформился после Октябрьского переворота. В результате в ряде округов русские эсеры выставили по два списка: в шести округах левые эсеры пошли на выборы отдельно от центристов и правых, еще в нескольких округах правое крыло выдвинуло отдельный список, конкурировавший со списком центристов и левых. Не было согласия и в стане меньшевиков: меньшевики-интернационалисты в некоторых округах объединялись с большевиками; в 12 округах отдельные списки выставила группа “Единство”, представлявшая правое крыло социал-демократов.
Еще большее разнообразие вносила практика объединения партий (и иных организаций) и выставления единых списков. Так, эсеры в большинстве округов блокировались с Советами крестьянских депутатов; меньшевики-интернационалисты, как уже отмечалось, блокировались в основном с большевиками; энесы часто выдвигали совместные списки с группами кооператоров. Украинские эсеры в одних округах блокировались с левыми эсерами, в других – с украинскими меньшевиками и т.д.
Все эти обстоятельства уже сами по себе осложняют анализ итогов голосования. Но самая большая трудность состоит в том, что не существует полной и точной статистики выборов. Голосование проходило в условиях уже начавшейся Гражданской войны; к тому же победившие в этой войне большевики по понятным причинам не были заинтересованы в скрупулезном сборе и сохранении9 электоральной статистики.
Тем не менее благодаря стараниям историков удалось в значительной степени восстановить реальную картину результатов выборов10.
Выборы были назначены на 12 (25) ноября 1917 г. и должны были продолжаться три дня. Фактически в разных округах выборы проходили в разное время: с 29 октября (11 ноября) 1917 г. на Камчатке до февраля 1918 г. на Кубани11. Из 81 округа выборы не были проведены лишь в четырех, еще по двум округам нет сведений. По семи округам сведения неполные.
В целом по 75 округам результаты голосования таковы:
· 39,5% получили эсеры;
· 22,4% – большевики;
· 4,5% – кадеты;
· 3,2% – меньшевики;
· 0,9% – энесы;
· 14,5% – национальные социалистические партии и группы12;
· 9,6% – национальные несоциалистические партии и группы;
· 1,4% – правые партии и группы;
· 3,9% – прочие13.
Интересно посмотреть результаты голосования по округам, охватывающим территорию современной Российской Федерации (45 гражданских округов). Результаты следующие14:
· у эсеров – 51,3%;
· у большевиков – 25,2%;
· у кадетов – 6,3%;
· у меньшевиков – 1,6%;
· у энесов – 1,1%;
· у правых партий и групп – 1,7%;
· у национальных социалистических партий и групп – 4,0%;
· у национальных несоциалистических партий и групп – 4,3%;
· у прочих – 4,6%15.
А вот как распределились 767 мандатов:
· 347 мандатов получили эсеры (45,2%);
· 16 – меньшевики (2,1%);
· 4 – энесы (0,5%);
· 81 – украинские эсеры (10,6%);
· 11 – украинские меньшевики (1,4%);
· 18 – прочие национальные социалистические партии и группы (2,3%);
· 180 – большевики (23,5%);
· 15 – кадеты (2,0%);
· 62 – мусульманские партии и группы (8,1%);
· 16 – прочие национальные партии и группы (2,1%);
· 16 – казаки (2,1%);
· 1 – православная группа (0,1%)16.
Сравнивая результаты распределения мандатов с итогами голосования, мы видим, что совпадение довольно хорошее. Однако наиболее заметные преимущества при распределении мандатов получили эсеры – партия–лидер. Это стало следствием разбиения территории страны на множество округов, а также метода д’Ондта.
Например, эсерам достались все мандаты в Алтайском, Пензенском, Ставропольском и Томском округах – при том, что они получили в этих округах соответственно 87,0, 81,3, 88,8 и 85,2%, а большевики соответственно 6,4, 8,6, 5,4 и 8,1%17.
Характерным примером могут служить меньшевики: получив на территории 74 округов около 860 тыс. голосов, они смогли завоевать здесь лишь 4 мандата. В то же время 662 тыс. голосов, полученных меньшевиками в Закавказье, принесли им 11 мандатов18.
Кадеты, за которых проголосовало в полтора раза больше избирателей, чем за меньшевиков, но которые не имели большинства ни в одном из округов, получили на один мандат меньше, чем меньшевики. Если бы выборы проводились по единому округу, у кадетов могло быть 35 мест.
Вот один из ярких примеров. В Астраханском округе эсеры получили 51,8%, большевики – 18,6, мусульманская группа – 10,5, казачья группа – 7,3, кадеты – 6,7%. Мандаты достались только эсерам (4 мандата, 80%) и большевикам (1 мандат)19.
Таким образом, правила проведения выборов и распределения мандатов усилили политическую поляризацию – практически лишь эсеры и большевики получили в собрании реальное представительство. Следует отметить, что эсеры в период Временной республики представляли центристскую политическую силу (на правом фланге доминировали кадеты). Но после Октябрьского переворота именно эсеры стали главными противниками большевиков на политическом поле.
Ситуация усугубилась еще и территориальным расколом. Большевики лидировали в центральных и западных частях страны: в Витебском, Владимирском, Калужском, Лифляндском, Минском, Московском, Смоленском, Тверском округах, на Балтийском флоте, Северном и Западном фронтах они получили более 50% голосов, чуть меньше 50% (45,1% и 47,9%, соответственно) они набрали в Петрограде и Москве (где их главными конкурентами были не эсеры, а кадеты). Эсеры, напротив, главенствовали в южных и восточных – крестьянских регионах. Все это отнюдь не способствовало национальному примирению, а еще больше разжигало пожар Гражданской войны.
Бесспорная победа эсеров осложнялась тем, что уже после выдвижения списков левое крыло окончательно порвало с центристами и правыми, образовав собственную партию. И эта партия, в отличие от остальных эсеров, пошла на союз с большевиками (как позже стало ясно – временный). Среди членов Учредительного собрания явно преобладали правые эсеры (точнее, центристы), у левых было всего около 40 мандатов. Исследователи до сих пор задаются вопросом: каково было бы соотношение левых и правых эсеров, если бы они везде выставили разные списки? И вообще получили бы эсеры в сумме столько же голосов, если бы повсеместно не было единых эсеровских списков?