- акцентуация отдельных черт характера, программирующих алкогольную девиацию;
- неразвитость волевой сферы личности, проявляющаяся в слабой или недостаточной волевой намеренной регуляции поведения (саморегуляция) и взаимодействия с окружением в условиях риска алкогольной аддикции и девиации;
- эмоциональная зависимость, формирование состояния психического комфорта при алкогольной интоксикации и болезненного влечения к употреблению алкоголя с целью вновь ощутить желаемый гедонистический эффект или подавить явления психического дискомфорта.
Перечисленные выше причины играют определяющую роль в появлении алкогольной аддикции и девиации.
1.2 Возрастные, гендерные и профессиональные психологические особенности формирования алкогольной аддикции и их профилактика.
Ключевые слова: подростковая и женская алкогольная аддикции, направления профилактики алкогольной аддикции, этапы формирования аддиктивного поведения военнослужащего.
Мы считаем необходимым в нашей работе проанализировать возрастные, гендерные и профессиональные психологические особенности формирования алкогольной аддикции и содержание их профилактики.
Современные социологические и психологические исследования показывают, что употребление алкоголя широко распространено в молодежной среде. Согласно данных опросов, более 80% подростков и юношей в возрасте 12-24 лет употребляют алкогольные напитки с той или иной частотой. Официальная статистика отмечает, что рост злоупотребления алкоголем в подростковой среде начался в последнее десятилетие XX века. Так за период с 1991 по 2000 годы число впервые диагностированных подростков, больных алкоголизмом выросло в 1,5 раза и составило 10,5 на 100 тыс. подростков.[32,45] По другим данным динамика такова: в 1993 году по официальным данным выявлено - 17,4 алкоголика, в 1998 году - 20,8 алкоголика, в 1999 году - 24,4 алкоголика на 100 тыс. подростков. В современный научный оборот введено понятие детский алкоголизм.[86,87]
По данным других исследователей, к 8-му классу количество подростков регулярно принимающих алкоголь возрастает: 54% учащихся принимают алкоголь раз в месяц, 7% – 2 раза в течение месяца, при этом 11% входят в группу риска по развитию алкоголизма. К 11 классу пристрастие подростков к алкоголю увеличивается: 45% принимают алкоголь один раз в месяц, 20,8% – раз в две недели, 29% – принимают алкоголь не менее одного раза в неделю. 39% подростков 8-11-х классов употребляют алкоголь еженедельно. Всего лишь около 4% учащихся ни разу не пробовали алкоголя и являются абстинентами. Исследователи полагают, что это серьезный повод для беспокойства, поскольку употребление алкогольных напитков с такой частотой вызывает вначале развитие аномального пристрастия к спиртному, а впоследствии алкоголизма.[33]
Во – первых, раннее приобщение к алкоголю, которое как правило, происходит в семье по традиционным поводам: праздник, семейное торжество, лечение вином и другое. Считается по данным статистики, что в 60,5% случаев впервые приобщают детей к алкоголю родители, преимущественно в возрасте до 10 лет. Отягчает раннее приобщение к алкоголю генетическая предрасположенность подростка к формированию аддикции. В дальнейшем алкоголизация переносится из семейного окружения в референтные группы несовершеннолетних.
Наши исследования показали, что основными психологическими механизмами, формирующими алкогольные аддикции и зависимость в подростковом возрасте, являются психологическое подражательство взрослым, стремление снять или уменьшить астенические состояния, трансформация потребностно – мотивационной сферы личности, характеризующаяся десоциализацией ведущих потребностей и мотивов, интеллектуальная и социальная недоразвитость.
В отечественных исследованиях выявлено, что на начальном этапе формирования психологической зависимости у подростков происходит адаптация к алкоголю. Продолжительность начального этапа варьирует от 3- х месяцев до полугода. Для второго этапа характерно систематическое злоупотребление спиртными напитками при повышении толерантности к спиртному и учащении случаев приема алкоголя. Считается, что продолжительность этого периода – до одного года. На третьем этапе, формируется явная психическая зависимость при утрате поведенческого контроля. Отечественные исследователи полагают, что эта стадия, по своим проявлениям соответствует I стадии алкоголизма у взрослых. Существенными отличиями подросткового алкоголизма является его ускоренное формирование и развитие. Подростковые аддикции необходимо своевременно диагностировать и корректировать.
По мнению современных исследователей, профилактика алкогольной аддикции у подростков должна проходить на нескольких уровнях.
Во – первых, на уровне семьи. Означает воспитание в семье и формирование у подростка в процессе индивидуального развития личности разумных потребностей и рациональных путей их удовлетворения при отсутствии вредных для здоровья привычек.
Во – вторых, на уровне школы. Подразумевает приобщение к активному занятию физкультурой и спортом, развитию здорового образа жизни и адекватного типа поведения, обоснованного с позиций физиологии, психологии и гигиены, соответствующего возрастным и личностным особенностям, и обеспечивающего своевременную и эффективную адаптацию подростка к изменениям природной и социокультурной среды.
В – третьих, на уровне государства. Это формирование и выполнение четкой и ясной государственной политики и программы борьбы с алкоголизацией нации. Развитие материальной базы (стадионы, клубы, спортивные площадки, секции) для удовлетворения потребностей индивида в здоровом образе жизни. Ограничение производства спиртных напитков и доступности продажи спиртного. Запрет рекламы алкоголя и пропаганды «культуры пития» в средствах массовой информации. Повышение культурного уровня населения. Развитие сети специализированных диспансеров и профилакториев для лечения лиц, страдающих алкоголизмом.[47,51]
Профилактика подросткового и юношеского алкоголизма имеет особую значимость, так как молодежь это будущее нашего государства. Кроме того, психологические характеристики подростков и юношей, как и физические, определяют качество призывного контингента и эффективность деятельности силовых структур.
Как нами отмечалось выше, необходимо проанализировать гендерные психологические особенности формирования алкогольной аддикции и содержание их профилактики. Это обусловлено феминизаций алкогольной зависимости, то есть отчетливой тенденцией к росту удельного веса женского алкоголизма по отношению к мужскому, с одной стороны и увеличению влияния женщин на развитие социума, государства и цивилизации, с другой стороны. Согласно современной статистике соотношение женщин и мужчин среди больных алкоголизмом в развитых странах Европы и США сейчас находится между 1:5 и 1:2 соответственно, хотя в середине прошлого века оно составляло 1:12 и менее. В нашей стране соотношение в 1991 г. было 1:9, к 1995 составило 1:6, а в настоящее время находится на уровне 1:5 [Егоров А., Шайдукова Л.].
Отличительной особенностью женского алкоголизма является более поздний возраст начала формирования зависимости - в среднем на 5-8 лет позднее, чем у мужчин - и более быстрое прогрессирование болезни. [55,66]
Основные мотивы употребления алкоголя девушками – подростками следующие. Гедонистические - «приятно провести время», субмиссивные - «быть как все», а также атарактические - «желание расслабиться и снять напряжение», или гиперактивационные - «поднять настроение».[59]
В процессе формирования алкогольной аддикции у женщин отмечаются следующие психологические особенности: сужение круга интересов, выраженный аффективный компонент алкоголизма, развитие демонстративного поведения, раздражительности, конфликтности и апатии. Женщины, с выраженной зависимостью, при психологическом исследовании продемонстрировали большую тревожность, фобические расстройства, эмоциональную чувствительность, социальный конформизм, импульсивность, раздражительность, неудовлетворенность предыдущей жизнью и опытом детства [64]. Асоциальное поведение встречается у женщин с алкоголизмом в 1,5-3 раза реже, чем у мужчин [53; 72]. Тенденция к суицидным попыткам в абстинентном состоянии у женщин выражена сильнее.[45,55]