Смекни!
smekni.com

Принципы и задачи кризисной психокоррекции (стр. 3 из 3)

Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации[7].

Распространенность этих расстройств находится в прямой зависимости от частоты стрессовых ситуаций. У 50%–80% лиц, перенесших тяжелый стресс, развиваются клинически оформленные расстройства и нарушения адаптации. В мирное время случаи посттравматических стрессовых расстройств встречаются в 0,5% случаев у женщин и в 1,2% случаев у мужчин. Наиболее уязвимая группа – это дети, подростки и пожилые. Помимо специфических биологических и психологических особенностей у этой группы лиц не сформированы (у детей) или ригидны (у пожилых) копинг–механизмы.

Острая реакция на стресс. Сюда включены транзиторные расстройства значительной тяжести, которые развиваются у лиц без видимого психического расстройства в ответ на исключительно сильные стрессовые жизненные события (природные катастрофы, несчастные случаи, изнасилование и т.п.). Эти расстройства обычно проходят через несколько часов или дней. Клиническая симптоматика полиморфна (вплоть до нарушенного сознания) и транзиторна.

Посттравматическое стресовое расстройство (ПТСР). Возникает как отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие или ситуацию исключительно угрожающего или катастрофического характера, которые способны вызвать дистресс почти у любого человека (катастрофы, войны, пытки, терроризм и т.п.).

К факторам риска развития ПТСР относятся следующие: характерологические особенности личности, зависимое поведение, наличие психотравмы в анамнезе, подростковый возраст, пожилые люди, наличие соматического заболевания.

Необходимость длительного, комплексного лечения лиц, перенесших ПТСР, не вызывает сомнений. При легких случаях ПТСР хорошее действие оказывает психотерапия. Примирить человека с его прошлым – смысл большинства методов психотерапии при ПТСР. Для успешного лечения психотерапевт должен умело реагировать на “сильные аффекты”, которые столь часто обнаруживают больные: эмоциональную лабильность, взрывчатость, ранимость. Психотерапия помогает больному справиться с чувством вины, обрести потерянное чувство контроля над окружающим, справиться с состоянием беспомощности и бессилия. Очень важны группы поддержки, в которых пациенту помогут глубже разобраться в значении травматического события.

Важным этапом психокоррекционной работы является семейное консультирование. Необходимо рассказать родственникам о клинических признаках ПТСР, о переживаниях и чувствах больного, о принципах поведения родственников в данной ситуации. Обязательно необходимо проинформировать их о длительности течения этого заболевания и о возможном “flashbacks”- эффекте. С близкими родственниками также необходимо проведение психотерапевтических сеансов, ибо очень часто поведение больного может способствовать развитию пограничных психических расстройств[8].

Очень важно обучить пациента методам релаксации, так как чувство тревоги и напряжения очень часто сопровождает их длительное время после травмы. На определенных этапах развития ПТСР целесообразно применение фармакотерапии.

Расстройства адаптации. К расстройствам адаптации относятся “состояния субъективного дистресса и эмоционального расстройства, обычно препятствующие социальному функционированию и продуктивности и возникающие в период адаптации к значительным жизненным изменениям или стрессовому жизненному событию. Стрессовый фактор может затрагивать индивидуум или его микросоциальное окружение”.

В целом клиническая картина характеризуется тревогой, беспокойством, анорексией, диссомнией, ощущением собственной неполноценности, снижением интеллектуальной и физической продуктивности, вегетативными расстройствами, повторяющимися воспоминаниями, фантазиями, представлениями о кризисной ситуации (особенно в дневное время). В некоторых случаях возможно драматическое поведение или вспышки агрессивности. Клинические проявления возникают обычно в течение месяца после стрессовой ситуации, а продолжительность симптоматики не превышает 6 месяцев.

Примером клинической динамики адаптивного расстройства может служить реакция горя, последовавшая за смертью значимого человека. По данным статистики после смерти человека резко возрастает заболеваемость и смертность среди его близких родственников (от 40% и выше). Реакция на это событие возможна либо в виде неосложненной реакции горя либо в виде реакции горя в рамках расстройств адаптации.

В связи с закономерностями протекания реакции горя поддерживающую психотерапию целесообразно проводить в течение года. Наиболее перспективно на этом этапе проведение поддерживающей психотерапии в посткризисных группах, работающих по принципу клуба для лиц, переживших кризисную ситуацию. Целесообразно проведение семейной психотерапии с участием членов семьи и близких людей[9].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На пороге ХХI века происходит процесс активного переосмысления системы глобальных приоритетов и ценностей в области психического здоровья человечества. То, что еще недавно считалось неоспоримым и незыблемым, в конце уходящего века уже не является самоочевидным.

Меняется лицо и суть психиатрии. Активно идет процесс, когда психиатрический диагноз в узком смысле утрачивает свое значение, а на первый план выходят такие факторы, как личность пациента, его мировоззренческие позиции и установки, религиозные предпочтения, социокультуральные особенности его бытия и уровень социальной адаптации. Сегодня целью терапии лиц с психическими и поведенческими расстройствами является не только купирование психопатологической симптоматики, но и улучшение качества жизни пациента в новой реальности.

Кризисная психотерапия осуществляется в индивидуальной, семейной и групповой формах. Основными задачами кризисной терапии являются:

1. Кризисная поддержка, включающая:

• установление терапевтического контакта;

• раскрытие переживаний;

• мобилизацию психологических механизмов защиты;

• заключение терапевтического договора.

2. Кризисное вмешательство, включающее:

• рассмотрение неопробованных способов решения кризисной проблемы;

• выявление неадаптивных установок, блокирующих оптимальные способы разрешения кризиса;

• коррекцию неадаптивных установок;

• активизация терапевтической установки;

3. Расширение адаптивных возможностей

• тренинг неопробованных способов адаптации;

• выработка навыков самоконтроля и самокоррекции в отношении неадаптивных установок.

В заключении следует отметить, что, разрабатывая профилактические и реабилитационные программы для лиц с невротическими, связанными со стрессом и соматоформными расстройствами, наряду с клинико-сихопатологическими особенностями пациентов необходимо учитывать, что в каждом возрастном периоде жизни человека возможны кризисные состояния, в основе которых лежат специфические для данной возрастной группы психологические проблемы и фрустрированные потребности.

Помимо этого, развитие личностного кризиса детерминировано культуральными, социально-экономическими, религиозными факторами, а также сопряжено с половой принадлежностью индивида, его семейными традициями и личностным опытом. Особо следует отметить, что для продуктивной психокоррекционной работы с этими пациентами (в особенности с суицидентами, лицами с посттравматическим стрессовым расстройством) необходимы специфические знания в области танатологии (ее психолого-психиатрический аспект)[10].

Очень часто острые и/или хронические стрессы потенцируют и усугубляют развитие возрастного кризиса личности и приводят к драматическим последствиям, профилактика которых является одной из главных задач психиатрии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. – Брест, 1993.

2. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: «Владос-Пресс», 2004.

3. Анцыферова Л. Н. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журнал, №1. – 1994. – Т. 15.

4. Годфруа Ж. Что такое психология. – М, 1992, Том 2.

5. Гордон Д. Терапевтическая метафора – СПб.: 1995.

6. Жизель Ж. Детский стресс и его причины. – М.: «Риполклассик», 2003.

7. Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А. А., Родина А. М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. – СПб., 2001.

8. Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А. А., Родина А. М. Психологическая помощь и коррекция: Методическое пособие к практическим занятиям по курсу. – СПб., 2002.

9. Мастерство психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб., 2002.

10. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – М.: «Академия», 2003.

11. Назаретян А.Л. Психология стихийного, массового поведения. – М.: «Академия», 2005.

12. Носачев Г.Н., Баранов В.С. Семиотика психических заболеваний. – Самара: СамГМУ, 2003.

13. Покрасс М.Л. Терапия поведением. – Самара: 1997.


[1] Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. – Брест, 1993.

[2] Жизель Ж. Детский стресс и его причины. – М.: «Риполклассик», 2003.

[3] Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А. А., Родина А. М. Психологическая помощь и коррекция: Методическое пособие к практическим занятиям по курсу. – СПб., 2002.

[4] Анцыферова Л. Н. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журнал, №1. – 1994. – Т. 15.

[5] Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А. А., Родина А. М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. – СПб., 2001.

[6] Назаретян А.Л. Психология стихийного, массового поведения. – М.: «Академия», 2005.

[7] Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: «Владос-Пресс», 2004.

[8] Мастерство психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб., 2002.

[9] Мастерство психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб., 2002.

[10] Гордон Д. Терапевтическая метафора – СПб.: 1995.