Смекни!
smekni.com

Методические указания курса «культурология» Для студентов биологического факультета Ростов на Дону (стр. 3 из 5)

Реформация и ее культурное значение. Протест против пороков папства. Идеология М.Лютера: исключительная власть библии, личная связь человека с Богом. Эволюция лютеранства. Протестантизм: кальвинизм, пуританство. Протестантская этика и дух капитализма (М.Вебер). Трансальпийские процессы как этическая форма перехода к Новому времени. Лютер и Эразм: гуманистические парадигмы эпохи. Немецкая мистика и религиозный утопизм. Борьба за религиозную толерантность. Формирование национальной церкви.

Тема 10. Основные направления и тенденции в культуре Нового времени

Хронологические рамки и культурный смысл понятия «новое время». Основные черты новой культурной эпохи: формирование национальных абсолютистских государств, предпосылки слияния науки и промышленности, географические открытия, колонизация и миссионерство. Новое правосознание. Абсолютистские монархии. Становление ранних форм капитализма. Феномен политической экономии. Правовая мысль. Утопии. Английская революция как культурный феномен: этическая форма перехода к Новому времени. Наука как парадигма знания. Роль математического естествознания в формировании парадигмы. Ньютон и его картина мира. Индивидуальная ответственность и активизм как парадигма личности. "Век философов". Две модели сознания: "cogito" Декарта и "бездна" Паскаля. Борьба рационализма и эмпиризма. Синтез Лейбница. Эстетическая реформа: перспектива в живописи, классицизм и барокко, театр. Рациональная норма и динамика вещества - творческие интуиции века. Технические изобретения: ткацкий станок, прокатный стан, паровая машина. Менталитет «нового человека»: индивидуализм, оптимизм, практицизм, вера в целесообразность, естественность прав, креативность разума.

Тема 11. Особенности культуры 18 века

Национально-государственные формы Просвещения. Французское политическое Просвещение, теоретический характер немецкого Просвещения, социально-экономическое английское Просвещение. Энциклопедизм как культурный феномен. Масонство и оккультизм. Морфологические особенности рококо. Эволюция классицизма. Сентиментализм. История и Природа - новые мифы эпохи. Новая физическая реальность Ньютона. Просветители как миссионеры Разума. Вольтер и Руссо: гуманистические парадигмы эпохи. Персоналии: Бомарше, Давид, Дантон, Леду, Марат, Мирабо, Робеспьер.

Промышленные революции. Укрепление завоеваний буржуазных революций, бурного развития капитализма. Пуританизм как фактор экономического развития. Идеи Просвещения и НТП. Кризис рационализма и предреволюционная эпоха. Революция как культурная эпоха и "прафеномен" новейшего времени. Историческая граница между дворянской и бюргерской культурой. Культурная революция в Германии. Тезис Шлегеля о трех событиях эпохи (французская революция, наукоучение Фихте, "Вильгельм Мейстер" Гете). «Буря и натиск». Музыкальная революция Венской школы.

Немецкая классическая философия. Немецкий романтизм как общеевропейское культурное явление. Общие черты европейской культуры XVIII в.: рационализм, индивидуализм, познавательная преобразовательная деятельность человека, уникальность и суверенность личности. Европа как динамический тип культуры.

Тема 12. Европейская культура 19 века. Художественная культура рубежа XIX-XX веков

Капитализм и его политические структуры. Его консервативные, либеральные и радикальные оппоненты. Наполеон и наполеоновские войны: первые наброски тоталитарных моделей. От Наполеона к Священному Союзу: новый облик Европы. Россия и Европа. Феномен терроризма. Рабочее движение. Формирование “газетной империи”. Кризис рационалистического гуманизма. Реформа культурной аксиологии в 40-х гг. Зарождение редукционизма: философия жизни, антропология, позитивизм, социализм. Идея иррационального базиса как исходная интуиция эпохи. Феномен европейского романа. Психологизм и историзм. Технические открытия века и их влияние на культурное сознание. Всемирные выставки. Экспансия музыки. Феномен европейского романа. Психологизм и историзм. Романтизм как культурно-исторический тип. Кризис культуры. Человек, природа, разум и идея прогресса в культуре 19 в.

Культурные идеалы и культурная практика. Переоценка ценностей в философии и искусстве. Человек и мир в культуре романтизма. Основные черты романтического мировидения: индивидуалистический субъективизм, культ эмоциональности, воображения, интуиции; ирония, двоемирие. Идея художественного синтеза как преодоление фрагментарности, расколотости бытия: синтез философии и искусства, синтез видов и жанров искусства. Поздний романтизм, натурализм, бидермейер. Эклектизм и неостили.

Кризис буржуазного либерализма и рационализма. Развитие научно-технической революции в к.19 века. Переломные феномены века: Вагнер, Ницше, франко-прусская война, Парижская коммуна. "Конец века". Морфология его культурного сознания. Модерн. Русская революция 1905 г. как общеевропейский симптом. Эволюция науки. Кризис классической физики. Теория относительности. Генетика. Теория множеств. Развитие информационной, коммуникационной и военной техники. Неокантианство и культура. Философия жизни. Феноменология. Психоанализ. Художественный авангард начала XX в. Кризис романа: Пруст, Джойс, Андрей Белый. Рождение кинематографа. Союз архитектуры и техники.

Тема 13. Особенности развития культуры ХХ-начала XXI веков

Первая мировая война как общеевропейский культурный кризис. Новый тип милитаризма как сознание и поведение. Позиция "отчуждения". Столкновение рационализма и неомифологии. Распад империй. Осмысление трагедии: 20-е гг. Кризис классических структур западной цивилизации. Первые шаги тоталитаризма: Россия, Германия, Италия. Культурная мифология тоталитарных режимов.

Культура Европы второй половины XX в. Послевоенная Европа и ее культурные ценности. Новые феномены: культура потребления, масса и индивидуум, индустрия развлечений, средства массовой информации, транснациональный капитал, планетарная техника. Контркультура и молодежные движения. Коммерциализация авангарда. Психология военно-политического противостояния. Оружие массового уничтожения и его культурно-психологический эффект. Выход в космос. Распад колониальной системы. Экуменизм и синкретизм религиозных движений. Неоконсерватизм. Правозащитное движение. Постмодерн.

Основные тенденции мировой цивилизации в XXI в. Научно-техническая цивилизация и духовная культура. Технический прогресс как средство усовершенствования общества. Эстетика модернизма: основные течения и направления (кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, концептуализм). Основные проблемы культуры 20 века: многообразие ликов культуры, интеграционные процессы и национальная специфика, менталитет; массовая и элитарная культура. Культуриндустрия: превращение искусства в товар и потребительская психология. Средства массовой информации и художественное творчество. Понятие «постмодерн» в философии, искусстве, религии. Постмодерн как феномен культуры 20-21 веков.

Основные угрозы и опасности для культуры в ХХI веке. Культура и глобальные проблемы современности (экологический кризис, перенаселенность, новые болезни, международный политический терроризм, национальные конфликты, углубление экономического неравенства, некомпетентность и конкуренция правящих политических элит, отсутствие единой идеологии и стратегии мирового культурного развития). Перспективы взаимодействия культуры и природы в ХХI веке.

Тема 14. Основы теории российской культуры

Региональная и историческая технология русской культуры. Понятие культурной самобытности. Соотношение культурной традиции и культурной преемственности с культурным обновлением. Русь и Византия. Софийское начало в русской культуре. Православие и его значение для формирования народного и государственного менталитета, национального самосознания. Право и справедливость в софийском контексте.

Русь и Великая Степь. Идеи Л.Н. Гумилева об этногенезе и культуре. Восток - Запад - Россия как историко-культурная проблема и ее современное значение для цивилизационного самоопределения России. Концепция России как промежуточной стадии цивилизации А. Ахиезера.

Концепция влияния языка на самобытность русской культуры. Идеи Д.С. Лихачева о пространственно-временных особенностях “русского мышления”.

Тема 15. Социодинамика русской культуры

Особенности развития культуры в Киевской Руси до принятия христианства. Язычество, его место и роль в истории культуры восточных славян. Роль Византии и принятия православия в формировании культуры Древней Руси. Христианское мировоззрение. Двоеверие и его культурно-мировоззренческое содержание.

Быт и нравы Древней Руси. Философия, право, мораль в культуре Древней Руси. Традиции народной культуры в средневековой Руси. Скоморошничество как культурно-исторический феномен.

Средневековое русское искусство. Древнерусский фольклор. Героический былинный эпос – вершина устного народного творчества. Летописание на Руси. «Слово о полку Игореве» и древнерусская литература. «Повесть временных лет» Нестора. Житийная литература. Древнерусская живопись. Икона как особый вид сакрального искусства. Художественное наследие А.Рублева. Храм как средоточие духовно-культурной жизни. Архитектура древнерусских храмов.