Смекни!
smekni.com

Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины «Торгово-экономические отношения России в современных условиях» для студентов заочной формы обучения специальности 080115 «Таможенное дело (стр. 12 из 24)

Вступающая в ВТО страна ведет переговоры, касающиеся «ком­мерчески значимых» уступок, которые она намерена сделать членам организации в сфере доступа на ее рынок товаров и услуг, а также по срокам принятия обязательств по соглашениям, действующим в ВТО.

Переговорный процесс о вступлении любой страны в ВТО идет по двум основным направлениям:

1) анализ внешнеторгового законода­тельства и практики его применения на предмет соответствия положе­ниям ВТО.

2) выработка протокола о тарифных уступках (список ус­тупок).

Вступающее государство получает возможность пользоваться всеми существующими в рамках ВТО льготами, что должно со­провождаться встречными уступками в форме снижения ставок тамо­женного тарифа. Эти уступки консолидируются в списке уступок, ко­торый становится неотъемлемой частью Генерального соглашения.

В рамках ВТО идет процесс снижения таможенных тарифов путем внесения изменений в списки уступок, которые являются результатом компромисса, достигаемого в ходе многосторонних торговых перегово­ров. Членами этой организации в настоящее время являет­ся подавляющее большинство стран мира и любое повышение ставки по какой-либо товарной позиции превращается в сложнейший переговор­ный процесс и должно быть компенсировано встречными уступками в тарифной и в нетарифной областях. Закрепленные ВТО ставки таможенных пошлин получили назва­ние связанных. Степень связанности (процент товарных позиций тари­фов, включенных в список уступок, относительно всего числа облагае­мых таможенными пошлинами товарных позиций) является существен­ной характеристикой либерализации торгового режима государства.

В результате завершившегося в 1994 г. Уругвайского раунда многосторон­них переговоров было намечено снижение среднего уровня таможенных пошлин на промышленные товары на 38% в течение пяти лет, упраздне­ние пошлин по 11 группам товаров, увеличение доли связанных пошлин до 97%.в развитых странах и до 91% - в развивающихся.

В соответствии со ст. I ГАТТ в отношении таможенных пошлин действует РНБ. Это означает, что все члены ВТО должны при импорте на территорию страны, к которой относится данный список уступок, освобождаться от обычных таможенных пошлин, превышающих по­шлины, которые установлены и предусмотрены в списке. Таким обра­зом, все связанные ставки представляют собой по сути ставки РНБ. А это значит, что связанная ставка фиксируется государством - чле­ном ВТО не только в отношении других членов организации, ной в от­ношении не являющихся ее членами государств, с которыми у данного государства имеется международное обязательство предоставить РНБ в таможенном обложении взаимного товарооборота. Так, Россия, не являющаяся членом ВТО, имеет соглашения о предоставлении РНБ с более чем 120 странами, большинство из которых - члены ВТО. Соот­ветственно в отношении российских товаров действуют связанные ставки при импорте в эти страны. При этом, однако, Россия, как и любое другое государство, не являющееся членом ВТО, не имеет возмож­ности непосредственно участвовать в многосторонних переговорах, где и определяется ставка РНБ в отношениях между членами ВТО, а следовательно, и возможности добиваться снижения тарифов в стра­нах-партнерах у России ограничены.

Величины связанных пошлин, ставшие результатом Уругвайского раунда многосторонних переговоров, зафиксированы в Маракешском протоколе к ГАТТ-94. Протокол имеет пять приложений: Приложе­ние I «Сельскохозяйственные продукты», Приложение II «Тарифные уступки на базе режима наибольшего благоприятствования по другим товарам», Приложение III «Преференциальный тариф», а также еще два приложения по нетарифным методам регулирования.

После присоединения к ВТО страна получает права члена этой ор­ганизации и дискриминация ее на рынках других стран-членов в прин­ципе должна прекратиться, в противном случае возможно обращение в орган ВТО по урегулированию споров, решения которого обязательны Для всех членов.

Стихийно сложившаяся в мире многообразная практика нацио­нального регулирования торговли услугами отражает большую заинтересованность отечественных поставщиков в ограничении деятельно­сти иностранных конкурентов. Стремление развитых стран полнее ис­пользовать глобальный рынок услуг привело в итоге Уругвайского раунда многосторонних переговоров к заключению Генерального со­глашения по торговле услугами (ГАТС), призванного упорядочить и расширить торговлю услугами. Важной особенностью Соглашения яв­ляется то, что оно, помимо торговли собственно услугами, влияет на международную торговлю товарами, воплощающими услуги (кино­фильмы, звукозаписи, книги, программы для ЭВМ и т.д.), а также на движение капитала, связанное с созданием инфраструктуры за рубе­жом для представления услуг, и миграцию трудовых ресурсов, особен­но высококвалифицированных работников.

Разработка ГАТС происходила по инициативе США в течение поч­ти двух десятилетий и представляла собой сложный поиск компромис­сов между многими странами, различающимися по уровню общего экономического развития и развитости сферы услуг. Судя по большо­му числу ссылок на дальнейшие переговоры, которые затем последова­ли и продолжаются по настоящее время, этот поиск еще нельзя считать полностью завершенным.

В арсенале методов защиты национальных экономик у стран -членов ВТО широкий спектр способов и приемов - от затягивания переговоров и уклонения от исполнения решений арбитражного суда ВТО до прямого запрета на ввоз некоторых товаров и услуг на основании несоблюдения принятых норм, стандартов, технологий изготов­ления.

2. В настоящее время ведутся сложные перегово­ры о вступлении России в ВТО. Пока для России исключены реаль­ные возможности участия в обсуждении проблем, которые ведутся в рамках ВТО по совершенствованию механизма функционирования мирохозяйственных связей (в области торговли, услуг, защиты капита­ловложений, прав интеллектуальной собственности и т.д.).

Одним из основных препятствий для вхождения России в мировую торговлю и присоединения к ВТО остается непризнание или призна­ние ее с оговорками со стороны западных государств как страны с рыночной экономикой. Помимо нерыночной трактовки российской эко­номики существуют и другие препятствия.

Со стороны ЕС в качестве условия вступления России в ВТО выдвинуто ее присоединение к ряду многосто­ронних международных соглашений, в частности относительно госу­дарственных закупок и торговли авиатехникой. Участие в согла­шении о торговле авиатехникой предполагает отказ от субсидий своим предприятиям и снижение импортных пошлин до нуля. Отечествен­ный же рынок авиатехники пока не готов к этому.

Кроме того, члены ВТО настаивают на фиксации уровня госу­дарственной поддержки сельского хозяйства на минимальном уров­не последний трех лет, не превышающем 1 млрд. долл. и принятии обязательств по примеру Китая о неприменении экспортных субси­дий (требование стран Кернской группы, включающей ведущих экспортеров сельхозпродукции, — Австралии, Новой Зеландии, Ка­нады и др.). В тоже время государственные субсидии в США составляют свыше 30 млрд. долл., в Германии в размере свыше 10 млрд. долл. В целом все страны ОЭСР тратят 450 млрд. долл. в год на поддержку сельского хозяйства. Таким образом, развитие российского рынка сельхозпро­дукции при такой слабой поддержке может быть свернуто, не успев начаться.

Следующее требование, противоречащее интересам России и российского бизнеса, - это возможность сохранения дискримина­ционных ограничений на ввоз товаров из России после присоедине­ния к ВТО, в том числе в антидемпинговом законодательстве США, в рамках действующих в настоящее время соглашений о торговле ста­лью, текстилем, спортивным оружием, удобрениями, ураном и неко­торыми другими товарами (требование США, стран ЕС, Индии, Ко­лумбии, Венгрии, Южной Кореи и др.). Это положение в целом про­тиворечит принципу недискриминации, принятому в ВТО, и лишает Россию надежды сэкономить 1- 2 млрд. долл. на отмене антидемпин­говых мер против российских экспортеров. Последнее в обозримом будущем - единственный в цифровом эквиваленте аргумент за всту­пление в ВТО.

Противоречит принципам ВТО и позиция США, которые поддер­живают требование сохранить возможность неприменения на посто­янной основе режима наибольшего благоприятствования с Россией после присоединения к ВТО. Это лишает присоединение всякого смысла, ведь весь расчет и основан на выгодах от применения к России такого же режима, как и к другим странам - членам ВТО.

Процесс присоединения к ВТО сопровождается внедрением в эко­номическую жизнь нашей страны многолетнего опыта, накопленного международным сообществом в регулировании рыночной экономики для обеспече­ния необходимых сдвигов. Использование на пути присоединения к ВТО международного опыта, кроме того, будет способствовать выработке наиболее оптимальных вариантов обеспечения экономической безопасности в условиях рыночного хозяйства.