Смекни!
smekni.com

Авторы: Грищенко Анна и Глушко Евгения, 10 класс (стр. 4 из 5)

Донские казаки

Шли казаки на Дон, главным образом, по самому Дону и его притокам. Там и села, вдоль него местами были проложены проездные дороги. Дороги эти назывались военными. Одна из таких дорог лежала на левой, ногайской стороне Донца. Она находилась выше реки Деркула, а затем шла на реку Глубокую, Калитвенец, к Сокольим горам. За горами, за речкой Быстрою лежал первый казачий городок Раздоры. Раздоры были Верхние и Нижние. Нижние Раздоры, или первая станица атаманская, находились под Кобяковым. Это было первое казачье селение, которое встречали татары, шедшие из Крыма, вверх по Дону. Верхние Раздоры, или Донецкие Раздоры, лежали в устье Донца, близ нынешней Раздорской станицы.

От Нижних Раздор шли дороги к Крымскому хану, к Волге, на Золотую Орду и на Кубань.

В низовьях же Дона лежали и еще становища казачьи - Махин остров - на левом берегу, в 5-ти верстах от нынешней Ольгинской станицы. Монастырский и Смагин городки были тоже местом перекрестка дорог, и потому там собиралось немало людей, приходя в низовья Дона, встречались там с остатками населявших когда-то народов. Это были те храбрецы, которые отстояли себе и жизнь и свободу. Они говорили по-татарски - сары-аз-ман, что значит "мы - удалые головы", и оттого пришельцы называли себя сары-азманами. Здесь, в низовьях Дона, жизнь была трудная, пришельцы, смешиваясь с удальцами сары-азманами, вечно воюя, образовали казачьи войска, получили название низовых казаков. Все, кто селился к югу от Верхних Раздор, были низовые казаки. Те, кто селился поверху, севернее Раздор, получили название верхних казаков. Первые городки казачьи были устроены низовыми казаками. И Раздоры, и Монастырский городки были поставлены ими, они прочно держались по Дону. Живя среди чеченцев и черкесов на Кубани, перемешавшись и перероднившись с остатками древних народов, они стали отличатся и видом своим от новых пришельцев. Подвижные и веселые, способные на всякое лихое, смелое дело, они были настоящими казаками.

Выше Раздор казаки стали селиться позднее. Здесь было больше чисто русских, перемешивались и роднились здешние казаки с русскими же, бежавшими из Рязани, здесь было меньше, потому жили спокойней. Верхние казаки были волосом русые и говорили чистым русским языком, не вставляя в свою речь татарских слов.

Так создались два вида казаков: низовые и верховые.

Характер верховых казаков более консервативен, чем у низовых, быстро, до самоотвержения увлекающихся идеей, но и быстро остывающих; верховые менее тщеславны и честолюбивы, чем низовцы, но зато последние, в общем, едва ли не более развиты, чем первые. В частности, наблюдается различие даже между отдельными станциями одного и того же района: каждая из них носит особый Отпечаток и в произношении, и в обрядах, до того разнообразных мелочах, что в чужой станице казак сразу отличит своего земляка. Чуть не каждая станица кроме общеизвестного названия имеет и еще свою особенную, характерную для нее кличку. По своему общительному характеру казаки склонны и к совместному труду, они устраивают артели, или ватаги рыболовные или охотничьи.

Донское казачество составлялось и двумя основными элементами русских и украинцев. Поэтому и обряды, поверья, приметы, сказки и песни казаков имеют и великорусское, и частью малорусское происхождение и варьируются в самых разнообразных сочетаниях не только в разных уездах, но и в станицах. Казачество Дона, находившееся в особых экономических и политических условиях, сохранило и в XX веке заметную систему земледелия вплоть до самых простых форм. Реальным земледелием казаки р. Дона, да и р. Урала стали заниматься с 30-х гг. XIX века.

Рыболовство в Донском войске концентрировалось в низовых станицах и особенно в Елизоветинской и Гниловской. Население последней специализировалось на рыбном промысле, занимается им круглый год и довело лов рыбы до крайних пределов интенсивности. Донские казаки ловили судака, сомов, леща, чехонь, окуня, сельдь. Из пород красной рыбы наибольшее значение имели севрюга и осетр. Казачьи реки Европейской России по богатству и разнообразию рыбных запасов Волга и Дон были уникальны и не знали равных.

Виноградарство и виноделие были тоже развиты на Дону и составляли в низовьях реки значительный сектор экономики. Особенно успешно развивалось виноградарство в станицах Цымлянской, Раздорской и др., лежащих на участке от ст. Цымлянской до Черкесска.

Донские лошади благодаря степному простору еще долгое время сохраняли свои высокие качества, образовав особую, довольно устойчивую породу. Однако с ростом населения, развития земледелия и сокращением угодий прежнее коневодство стало постепенно сокращаться в своих размерах и падать в качественном отношении.

Яицкое войско, переименованное императрицей Екатериной Алексеевной после Пугачевского бунта в Уральское, с середины XVI века обосновалось в среднем и нижнем течении реки Урал.

Войско стало одним из ярких культурных очагов Великой степи, географически целостной, населенной разнообразными народами с разными хозяйственными навыками, социальными организмами.

Первые русские поселения возникли на реке Урал почти одновременно с победой над ногайцами. Только появление значительного количества русских казаков и сооружение нескольких укрепленных пунктов примерно в одно время позволило отбиться от ногайцев и освоить колоссальные пространства степей. Наиболее удобным в стратегическом отношении оказался район, где река Урал круто поворачивает с востока на юг к Каспию и, где образовался полуостров, окаймленный излучиной этой реки при впадении в нее правого притока реки Чаган. Столица уральских казаков располагалась на правом берегу реки Урал, представляющего собой платообразное возвышение, омываемое с трех сторон рекой Уралом и рекой Чаганом, долины которых затрудняли свободный проход к городу. В то же время этот полуостров господствует над прилегающей местностью, и с его крутых обрывистых берегов открывался горизонт степей. Таким образом, географические факторы сыграли исключительную роль в образовании казачьего войска в Прикаспии.

Река Урал, ставшая стержнем войсковой территории, отличалась сравнительно быстрым течением, часто и быстро меандируя, образовывала множество извилин и петель. Прорывая эти петли во время половодья, река отделяла от себя многочисленные старые русла, по-казачьи "старицы" или "старички". Они в свою очередь постепенно отделялись наносами от основного русла и превращались в тупой рукав - "ерик". По реке Урал в XIX столетии растянулись казачьи крепости и форпосты. Город Уральск был войсковой столицей. В 1840 году город стал значительным центром рыботорговли России.

Войско в XIX веке сложилось в монолитный природно-хозяйственный комплекс, со своими промыслами, преимущественно связанными с рыбодобычей, ее переработкой и продажей рыбопродуктов. Казаки создали самую настоящую хозяйственную культуру, напрямую связанную с рекой Уралом и другими реками.

Г.Н. Потанин в начале 60-х годов XIX века посетил войско и восхищался хозяйственной организацией уральской общины. Он считал войсковую организацию уральских казаков примером для организации социальной жизни отдельных областей страны. Уральское казачье войско со всеми угодьями, населением и землей было самой крупной не просто казачьей, а великорусской общиной в мире. Географическая обособленность войска как бы обусловила понятие областничество. До 1917 года каждое казачье войско существовало своей обособленной жизнью, а Уральское исключительно выделялось на географическом и социальном фоне Империи. Всякому наблюдателю бросится в глаза сильная обособленность интересов казаков от остального мира и вместе с тем не менее сильная на первый взгляд солидарность интересов внутри самой общины. Масса казаков, особенно во время одновременного производства, громадным количеством людей войсковых промыслов - рыболовства и сенокоса - действительно сознает в себе нечто целое, солидарное по своим интересам, что и выражается на их языке понятием "войско", равносильным по смыслу "общине", "громаде"; отсюда не пустыми словами и доселе являются "войсковые интересы", стоять за которые, по понятию казаков, долг всякого "природного" казака.

Уральские казаки, главным занятием которых было рыболовство, в конце прошлого века вывозили из войска до 2,5 млн. пудов рыбы. Рыбою собственно и кормятся казаки, как киргизы - овцами, так как сухой климат и отсутствие хорошей воды в степях затрудняют земледелие.

Особую хозяйственно-бытовую и географическую группу составляли поселки илецких казаков с прилегающими соляными копями, принадлежащими войску. В начале нынешнего века Географической комиссией при учебном отделе Общества распространения технических знаний выпущена книга, содержащая значительный очерк о природных ресурсах, территории Уральского войска, укладе казачьих станиц.

Казацкая станица несколько напоминает южнорусское село: 3-4 ряда домов с неправильными улицами и кварталами. Недостаток леса редко позволяет казакам строить бревенчатые избы, к которым они сохранили давнюю любовь. Обыкновенно казацкая мазанка приготовляется таким образом: четыре наружных стены и пятая, делящая дом на две половины, плетутся из кустарника, а затем постепенно их вымазывают глиной, смешанной с коровьим пометом. Когда получалась стена достаточной толщины, то ее обмазывают для красоты белой глиной. Так как дожди в этой местности бывают редко, то на мазанку крыша устраивается плоская. Летом мазанка достаточно хорошо укрывается от жары, а зимой от холода, хотя летом казаки предпочитают спать на открытом воздухе.