Система показателей «второго поколения» основана на предположении о том, что исполнительная власть функционирует в системе определенных внешних и внутренних ограничений и обладает определенными возможностями для осуществления своей деятельности, характеризуемыми показателями процесса и показателями результативности. Примеры показателей «второго поколения» приведены во Врезке 1.
Страны, где реализуются широкомасштабные реформы государственного управления, сталкиваются с необходимостью мониторинга прогресса реализации программ реформ как таковых, что обуславливает необходимость разработки программных показателей эффективности, нацеленных на измерение прогресса в реализации определенных программных мероприятий и достижении целей преобразований. В Болгарии такие показатели эффективности были разработаны на основе «Стратегии государственного управления – от
вступления к интеграции, 2003 – 2006 гг.» (Врезка 3).Для проведения комплексной оценки прогресса в сфере государственного управления подобные «программные» показатели эффективности, отслеживающие результаты реализации программ реформирования, должны быть дополнены более обобщенными индикаторами, отражающими наличие существенного и долгосрочного эффекта от действий правительства на эффективность государственного управления в целом. Поэтому представляется, что в условиях необходимости мониторинга и оценки масштабного комплекса преобразований, реализуемых в настоящее время в сфере государственного управления в России, целесообразно выработать комплексный подход, который позволил бы увязать различные программы реформ и оценить их эффективность по отношению к целям, определенным Правительством.
2. Подходы к разработке показателей эффективности реформ государственного управления в России
Ряд недавних эмпирических исследований показывает, что качество государственного управления влияет на приток иностранных инвестиций в страну[8], а прозрачность государственных органов и эффективные механизмы внешней подотчетности тесно связаны с показателями экономического роста[9]. Наконец, существует взаимосвязь между качеством государственных услуг и уровнем бедности[10]. Таким образом, повышение эффективности государственного управления является одним из условий обеспечения устойчивого социально-экономического развития и повышения благосостояния населения.
В настоящее время в России реализуется и разрабатывается целый ряд реформ, направленных на совершенствование качества государственного управления как на федеральном, так и на суб-национальном уровнях. Масштабность преобразований в государственном секторе, большое количество взаимосвязанных мероприятий, параллельная реализация реформ в отдельных отраслях государственного управления существенно осложняет задачу мониторинга и оценки результатов реформ. Поэтому для целей разработки системы показателей реформы государственного управления предлагается выделить ключевые направления реформ: административную реформу, реформу государственной службы и бюджетные реформы. В соответствии с таким выделением можно определить основные цели реформы государственного управления на федеральном уровне (Рис. 1). Необходимо отметить, что существует ряд отраслевых программ модернизации, которые способствуют развитию органов государственного управления в отдельных областях (модернизация казначейской системы, налогового администрирования и т.п.).
Стратегическая цель: повышение эффективности государственного управления для обеспечения достижения целей социально-экономического развития | ||||
Цель 1: Создание оптимальной структуры и системы распределения функций ФОИВ для обеспечения эффективной работы органов госуправления и повышения качества госуслуг | Цель 2: Снижение уровня гос. регулирования в экономике | Цель 3: Повышение профессионализма, престижа и конкурентоспособности госслужбы | Цель 4: Повышение эффективности и результативности бюджетных расходов | Цель 5: Укрепление механизмов прозрачности и внешней подотчетности органов госуправления |
Рис. 1 Цели реформы государственного управления[11]
Учитывая ограничения, связанные с использованием международных интегральных показателей государственного управления, представленные в предыдущем разделе, представляется целесообразным рассматривать международные показатели государственного управления в комплексе, предполагая, что возможные отклонения в значениях данных показателей не носят системного эффекта. В то же время, необходимо принимать во внимание, что значения данных показателей во многом носят справочный характер, и анализ динамики данных показателей в отрыве от показателей результативности на уровне целей и задач может привести к ошибочным выводам.
Таким образом, для целей мониторинга и оценки реформ государственного управления наиболее актуальны показатели результативности и индикаторы непосредственных результатов реализации отдельных целей и задач реформы государственного управления. В Таблице 1 представлены предложения по формулировке целей и задач выбранных направлений реформ в сфере государственного управления. Для уровня целей представлены показатели результативности (outcome), отражающие влияние предпринятых мероприятий реформ на достижение их целей. Для уровня задач сформулированы показатели непосредственных результатов (output) проведения отдельных мероприятий в рамках реформ государственного управления .
Предлагаемая ниже схема целей и задач является предварительной и требует уточнения после принятия соответствующих концептуальных и программных документов в области административной реформы. Перечень предлагаемых показателей непосредственных результатов и показателей результативности не является исчерпывающим и во многом учитывает международную практику. Разумеется, опыт различных стран и разработанные диагностические инструменты предлагают гораздо более широкий спектр возможных показателей эффективности государственного управления. Показатели результативности и непосредственного эффекта, включенные в таблицу, были отобраны, так как (а) представляется, что они в большей степени актуальны для российских условий; (б) многие из них были успешно использованы в других странах; (в) показатели основаны на использовании широкого спектра источников данных, в т.ч. данных ведомств, обследований, результатов оценки результатов собственной деятельности, правовых документов и т.д., и поэтому представляют более объективную основу для проведения оценки.