Смекни!
smekni.com

Перспективы процесса укрупнения регионов Центрального федерального округа: на примере Ярославской области (стр. 3 из 11)

Именно наличие эффективной программы развития Ярославской области позволяет нам сделать вывод о том, что область является лидером Центральной России не только в экономическом плане, но и в политико-управленческом. Благодаря наличию собственной стратегии развития, положительный результат которой нами был представлен выше, обеспеченной грамотным политико-административным управлением, область является одним из ключевых субъектов Центрального Федерального округа и способна в процессе укрупнения регионов стать «локомотивом», т.е. тем субъектом, к которому возможно присоединение других регионов[11]. Таким образом, наиболее вероятной моделью изменения политико-территориального статуса Ярославской области нам представляется модель «богатый + бедный» (например, в случае с Костромской областью) или модель объединения двух субъектов сопоставимых по своему экономическому потенциалу (в случае с Тверской областью, которая по экономическим показателям незначительно уступает Ярославской).

2. Проекты преобразования территории Ярославского региона

В новейшей истории Российского федерализма существовало немало проектов преобразования границ территорий субъектов. Несколько из них напрямую затрагивали и Ярославскую область.

Проект Анатолия Лисицына.

Губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын в феврале 2002 года предложил федеральной власти провести эксперимент по укрупнению регионов в Центральном или Северо-Западном федеральном округе по принципу: регион-донор объединяется с дотационными территориями, в результате чего создается самодостаточная территория под управлением назначаемого губернатора[12].

Логика губернатора при необходимости укрупнения была следующей.

«Последние десять лет Россия живет в условиях рынка и свободной конкуренции, у нас работают совсем другие экономические законы. Старая система государственного устройства становится неэффективной и достаточно парадоксальной. Сегодня в стране обостряются противоречия между тремя видами регионов. Первая группа – регионы-доноры. Они самодостаточны, могут по максимуму самостоятельно обеспечить свои нужды за счет развитой промышленности или сельского хозяйства. Вторая группа – регионы-середнячки. Они могут самостоятельно покрыть свои нужды на 60-70 процентов, в остальном рассчитывают на федеральный бюджет. Третья группа самая большая – около половины всех субъектов РФ. Это дотационные регионы, которые от 50 до 80 процентов средств на свое существование получают из Центра.

Противоречия между тремя группами регионов сейчас начинают обостряться, потому что правительство России забирает все больше средств у регионов-доноров для того, чтобы покрыть нужды остальных. Возникает вопросы – что делать и как жить дальше?»[13]

В качестве решения проблемы Анатолий Лисицын предложил изменить принципы государственного устройства России. «Сейчас надо создавать новые, укрупненные территории по принципу объединения «сильного» и «слабых» для достижения их самодостаточности. Главная причина укрупнения регионов – социально-экономическая целесообразность. Не надо просто так объединять соседние территории. Надо проводить четкие расчеты и анализ бюджетов, доходных источников и экономической ситуации в субъектах РФ. Если несколько регионов вместе станут самодостаточной территорией, то необходимо принимать решение об объединении»[14].

Форму эксперимента Анатолий Лисицын предлагал в силу следующих причин: «Поправки в Конституцию по поводу изменения государственного устройства страны в любом случае будут вноситься, но их надо ждать еще несколько лет. Поэтому я предлагаю провести экспериментальное объединение двух-четырех регионов России. Речь не идет о делении существующих регионов, а именно об их объединении в существующих границах. Это необходимо сделать не по указу президента, а после принятия специального модельного федерального закона»[15].

По мнению ярославского губернатора, в случае одобрения идеи создание укрупненной территории позволит отработать в течение 3-4 лет систему органов власти, механизмы взаимодействия, выявит все плюсы и минусы. Через 5-8 лет можно будет говорить о полном переустройстве России.

Первый эксперимент по укрупнению территорий, по мнению Анатолия Лисицына, необходимо проводить в Северо-Западном и Центральном федеральных округах. «В моем законопроекте нет речи об объединении конкретных регионов России, Ярославской, Ивановской или Костромской областей. Укрупнение должно проводиться на основании четкого экономического анализа и расчетов»[16].

Политическая целесообразность проекта: В 2002 году предложение Анатолия Лисицына аналитики и эксперты сочли предвыборным шагом: объединение будет выгодно Лисицыну, так как по его концепции нового руководителя нового региона на должность должен был назначить Президент России. Именно на это назначение надеялся Анатолий Лисицын[17].

Еще один вариант появления проекта Ярославского губернатора – попытка выяснить общественное мнение. Возможно, именно благодаря резкой реакции на это предложение со стороны соседей, инициатива губернатора Ярославской области оказалась невостребованной[18].

Добавил пессимизма в судьбу законопроекта и полномочный представитель президента России в ЦФО Георгий Полтавченко, на поддержку которого надеялся Лисицын. Выступая 3 апреля на пресс-конференции в Москве, он заявил, что законопроект ярославского губернатора противоречит Конституции и другим федеральным законам (что Лисицын сам прекрасно понимает и даже не скрывает). Но главное – укрупнять регионы, по мнению Полтавченко, «сегодня пока рано»[19].

Подтверждает версию о том, что для успешного объединения элит необходимо согласие элит и американский исследователь процесса укрупнения регионов в России Дж. Пол Гуд: «Согласие региональной элиты оказалось решающим фактором для запуска процесса укрупнения и в Пермском, и в Красноярском краях»[20].

После 2002 года Анатолий Лисицын долгое время не возвращался к своей идее укрупнения регионов. Что косвенно подтверждает тезис о том, что это был всего лишь предвыборный ход.

Однако, от идеи объединения федеральный центр отнюдь не отказался, следствием чего явилось что, в январе 2003 года власти Пермской области и Коми–Пермяцкого автономного округа обратились к Президенту России с просьбой оказать содействие в объединении. Президент поддержал их инициативу и в 2005 году на карте России появился новый субъект Федерации – Пермский край.

Возможно, Президент поддержал эту инициативу, а не ярославско-костромскую из–за того, что, в отличие от Ярославля и Костромы, власти приуральских регионов смогли договориться между собой. На наш взгляд, еще одним важным моментом для одобрения Пермского варианта явилось то, что на примере Коми–Пермяцкого округа можно нагляднее изучить действие технологии «сильный+слабый». Кроме того, общественно–политическая структура Коми–Пермяцкого округа, видимо, предоставляла больше шансов на то, что вариант объединения был одобрен всем населением и структурами гражданского общества. В случае с Костромой (краткая характеристика экономического положения Костромской области см. Приложение 15) и Ярославлем могли, вероятно, было бы сильное противодействие именно гражданского общества.

Однако, то, что Анатолий Лисицын не возвращался к теме укрупнения регионов довольно долго, объяснимо и тем, что губернатор был занят другими вопросами: в 2005 году Генеральная прокуратура предъявила ему обвинение в превышении должностных полномочий, и в отношении губернатора долгое время проводились следственные мероприятия.

Тем не менее, и губернатор Лисицын не отказался от своей идеи укрупнения: он возвращался к ней в ряде своих публичных выступлений на протяжении 2004-2006 гг.[21]

Однако, было бы серьезным преувеличением видеть за такими губернаторским проектом только хорошо продуманный пиар. Политический аспект проблемы не должен затмевать экономический и управленческий аспект проблемы. В предложении Анатолия Лисицына предлагается присоединить дотационную область (см. рейтинг дотационности регионов в Приложении). В этом случае банкротство региона действительно может быть предотвращено. Потенциально такая возможность существует. В отношении регионов, неспособных обслуживать собственный внутренний долг, может начаться процедура банкротства[22]. Очевидно, что стойкая бюджетная недостаточность может стать основанием не только для федеральной санации но, в конечном счете, запустить процедуру изменения территориально-политического устройства. Однако, выравнивание уровня жизни в новом регионе потребует от руководства нового региона колоссального напряжения сил. При этом, очевидно, что выравнивание произойдет не за счет значительного повышения уровня развития Костромской области, а за счет значительного снижения уровня развития в Ярославской.

Проект Совета по изучению производительных сил

Пик появления сообщений о новом проекте преобразования территории Ярославской области появилось в конце 2004 года в, когда ряд средств массовой информации[23] был опубликованы выдержки доклада «Государственное территориальное устройство России: экономические и правовые основы»[24]. Основной автор территориальной концепции – академик Академии экономических наук и предпринимательской деятельности (АЭНПД) и Международной академии информатизации, доктор экономических наук, профессор Алеко Адамеску, член ученого совета СОПС.