Смекни!
smekni.com

Перспективы процесса укрупнения регионов Центрального федерального округа: на примере Ярославской области (стр. 7 из 11)

Тверская область – типичный старопромышленный регион с текстильно-машиностроительной специализацией. Высокая доля этих отраслей обусловила значительное снижение объемов производства в период кризиса: к 1996 г. в области сохранилось только 34% производства от уровня 1990 г. Последующий экономический рост был значительным только в 1999–2000 гг. на волне благоприятной конъюнктуры для отраслей импортозамещения. В 2005 г. объем промышленного производства составил только 48% от уровня 1990 г. (в среднем по РФ — более 2/3), промышленности области явно не хватает внутренних ресурсов для развития.

Разные темпы спада по отраслям привели к смене специализации на машиностроительно-энергетическую. Самой устойчивой отраслью промышленности является энергетика, представленная такими крупными объектами, как Конаковская ГРЭС и Калининская АЭС, 2/3 электроэнергии направляется за пределы области. Машиностроение постепенно восстанавливает свои позиции: по сравнению с кризисным 1995 г. индекс физического объема продукции вырос к 2002 г. в 1,7 раза, а доля отрасли в промышленном производстве увеличилась с 27,6% в 2000 г. до 33,1% в 2005 г. Однако при достаточно высоких долевых показателях отрасль отличается невысоким технологическим уровнем. Относительно стабильно работают предприятия, производящие конечную продукцию и занимающие заметное положение на российском рынке: ОАО «Тверской вагоностроительный завод» — 60% общероссийского выпуска пассажирских вагонов, ОАО «Тверской экскаватор» — 38,5% производства экскаваторов, Ржевский краностроительный завод и др. Самые большие потери понесли станкостроение и сельскохозяйственное машиностроение.

Промышленность области отличается высокой долей старых отраслей (текстильной, кожевенно-обувной, стекольной и фарфорофаянсовой), предприятия которых созданы еще во второй половине XIX в., их конкурентоспособность невелика. Специфика отраслевой структуры обусловливает низкий экспортный потенциал: по объему внешнеторгового оборота на душу населения область занимает 56-е место в РФ. На Тверь приходится более 40% промышленного производства области, по 10–15% дают районы размещения электроэнергетики (Удомельский и Конаковский), а вклад других центров (Вышний Волочек, Кимры, Ржев, Торжок) составляет от 2 до 5%. Пространственная структура промышленности, подобно расселению, отличается резким контрастом между относительно крупными городами с концентрацией более современных отраслей и обширной периферией, сохраняющей черты раннеиндустриального развития.

Кризис в сельском хозяйстве области оказался еще более длительным и устойчивым, чем в промышленности, по причине убыточности основных отраслей специализации –льноводства и молочно-мясного животноводства. Область – ведущий производитель льноволокна в стране, но его производство с 1996 г. сократилось в 3 раза. Лен уходит с полей не только Тверской области, но и России в целом, поскольку это сложная и трудозатратная культура, сильно зависящая от дотаций. Продукция животноводства, как и в других регионах ЦФО, значительно сократилась, в том числе молока на 45%, мяса на 60% за 1990–2005 гг. Молочная продукция все же находит рынки сбыта, в том числе в столичной агломерации, а производство мяса наиболее убыточно, поэтому поголовье крупного скота сократилось за 1990–2005 гг. почти в 3 раза. Пространственная поляризация агросектора началась еще в советское время, и до сих пор основными «кормильцами» остаются более плотно заселенные и менее постаревшие пригородные районы – Калининский, Торжокский, Бежецкий, Конаковский, Кашинский и Старицкий, на долю которых приходится треть производства молока и мяса.

Приложение 15.

Краткая характеристика социально–экономического развития Костромской области в 2005 году

Душевой ВРП области составляет 60% от среднероссийского — немногим более 5000 долл. на человека по паритету покупательной способности. В Центральном федеральном округе Костромская область опережает только наиболее депрессивные Брянскую и Ивановскую. Как и другие регионы Центра, область испытала сильный спад промышленного производства. Посдефолтный подъем был медленным и относительно небольшим из-за проблем развития ключевых отраслей – лесной и деревообрабатывающей промышленности и машиностроения.

Более трети промышленного производства области дает электроэнергетика, ведущее предприятие которой – Костромская ГРЭС – обеспечивает электроэнергией весь Центр и не испытывала резкого спада. Лесная и деревовобрабатывающая отрасль, пережив сильный спад, остается важнейшей отраслью специализации. Машиностроение исторически связано с традиционными для региона лесной и легкой промышленностью, что и привело к существенному спаду производства в 1990-е гг. Доля текстильной промышленности сократилась особенно сильно – в 3 раза.

По доле занятых первое место (30%) занимает лесная промышленность. Эта отрасль опирается на местные ресурсы: область лесоизбыточна и вывозит до трети заготавливаемой древесины. За счет леса живет и большинство моноспециализированных поселков. Проблемы лесной отрасли, представленной почти повсеместно, связаны с устаревшими технологиями на всех стадиях переработки леса, неглубокой переработкой сырья и произошедшей в 1990-е гг. децентрализацией управления лесным комплексом. Только заготовкой леса сегодня занимаются 24 леспромхоза, не считая более мелких предприятий.

В послевоенный период для расширения площади лесоэксплуатационных участков на территории области активно развивалась сеть узкоколейных железных дорог, которые обеспечивали выход районов лесозаготовки к магистральными железными дорогами и сплавным рекам. В конце 1980–х–1990-е гг. в связи с сокращением объемов заготовок леса и переводом оставшихся участков на автовывоз большинство узкоколеек было разобрано, а чаще разграблено, расположенные на них поселки ликвидированы.

Техническая отсталость лесозаготовительной стадии проявлялась и в молевом сплаве древесины, применявшемся с конца 1920-х гг. вплоть до 1994 г. Он формально удешевлял сырье, но нанес большой урон экологическому состоянию рек. С его прекращением себестоимость костромской древесины возросла и сегодня вновь появляются проекты возобновления сплава леса в плотах.

Большая часть лесопереработки сконцентрировано в нескольких промышленных узлах вдоль железной дороги Санкт-Петербург–Киров и областном центре. Большинство предприятий построено в советский период, в том числе Мантуровский и Костромской (ОАО «Фанплит») фанерные заводы, использующие древесину нехвойных пород, Нейский завод строительных деталей (ЛХК «Неялес»); несколько картонных и бумажная фабрика в Островском районе.

Отрасль постепенно выходит из кризиса, в нее пошли отечественные и иностранные инвестиции. Новый завод «Кроно стар» по производству современных древесных плит создан при участии иностранного инвестора на месте крупнейшего лесокомбината «Шарьялес». Другие проекты, например, создание с участием внешнего инвестора Нейского ЛПК, лишь прорабатываются.

Легкая, прежде всего льняная, промышленность испытала в 1990-х гг. наибольший спад производства. В советский период эта отрасль также потребляла местный лен, поставлявшийся разбросанными по всему юго-западу области льнозаводами. Сегодня отечественного сырья не хватает, к тому же оно годится лишь для производства грубых и технических тканей. С середины 1990-х гг. льняная промышленность работала в основном на давальческом сырье из Западной Европы, Белоруссии, Украины, отправляя за рубеж некрашеную ткань.

Производство тканей сосредоточено в Костроме, наиболее крупные предприятия – «Большая костромская льняная мануфактура», «Льнообъединение им. И.Д. Зворыкина» – сумели найти средства для частичной модернизации и по-прежнему дают до 20% сильно сократившегося объема производства льняных тканей в России. Внешний инвестор пришел на «Костромскую хлопкопрядильную мануфактуру» («Кохлома»). Однако многие льнозаводы не работают, что создает проблемы занятости в небольших поселках, где они являются градообразующими предприятиями.

Кризис местного машиностроения в 1990-х гг. тесно связан со спадом производства основных потребителей его продукции. В начале XX в. первые машиностроительные предприятия в Костроме создавалась для обслуживания основных отраслей специализации — текстильной и лесной, а также речного транспорта (производство деревообрабатывающих станков, оборудования для текстильной промышленности, небольших судов). В советский период появились ориентированные на нужды Нечерноземья завод экскаваторов в Костроме и автокранов в Галиче, производство комплектующих для автостроения (костромские заводы «Мотордеталь», «Пегас»), машиностроительный завод в Нерехте в системе ВПК. Современное состояние этих предприятий остается проблемным, несколько лучше положение только на Галичском заводе, собственником которого стал московский бизнес.

Костромская область исторически известна своими промыслами. Некоторые из них, прежде всего ювелирный и кожевенный, в советский период были преобразованы в артели, а позднее — в промышленные предприятия. Кризис 1990-х гг. не сумела пережить кожевенная промышленность, Галичскому кожевенному заводу (сегодня малое предприятие ОАО «Галичобувь») не помогли никакие реорганизации. А вот ювелирный промысел в Красненском районе, в котором только по данным муниципальной статистики работают около трети всех занятых в экономике, сумел адаптироваться к изменившейся ситуации. Наряду с «Красносельским ювелиром» и «Костромским ювелирным заводом» (эти предприятия созданы в конце 1930-х гг.), в 1990-х гг. в Красненском районе появились еще два малых предприятия. Кроме того, немало мастеров в районе работаю на дому как по лицензии, так и неформально. Это позволяет более гибко реагировать на спрос, хотя и снизило качество выпускаемой продукции. Фирменная филигрань сегодня отошла на второй план, она дорога и не пользуется популярностью, поэтому увеличивается доля ширпотреба в ювелирной продукции.