Таким образом профессор Уэсиба выражал скромно и спокойно свой символ веры.
Когда началась Вторая Мировая Война, профессор Уэсиба, по своим личным соображениям, оставил додзё, построил хижину в горах и занялся крестьянством. После этого он двенадцать лет посвящал себя ментальной тренировка. В течение этого периода он не принимал новичков, но он воспитал несколько учеников, к нему глубоко привязанных, которые навещали его в хижине.
Некоторое время после войны, профессор Уэсиба оставался в горах и посвящал себя на досуге тренировке. Он видел и наблюдал послевоенную мораль и видел, что она находится на низком уровне и что многие самоуверенные японцы, считавшие себя в умственном отношении вышестоящими, утратили самоуверенность после поражения их родины и даже отрицали само существование духа.
Профессор Уэсиба был убежден, что настало время обнародовать Айкидо широким кругам, дать им понять основы Природы и вернуть им еще раз их веру. Он созвал своих бывших учеников к себе и начал распространение учения Айкидо.
Дух универсальной любви и рационального непротивления поняты сегодня всеми народами земли. Можно сказать, что долго лелеянное желание профессора Уэсибы внести хоть малый вклад в мир на земле, было выполнено.
В I960 г. он был удостоен японским правительством Почётной медалью на алом банте.
Айкидо поистине дает возможность познать природу, быть благодарным ей за удивительные дары, за то, что она делает её суть своей сутью и делает нас одним существом с ней. Это старание понять и практически применить законы Природы, выраженные в словах "Ай" и "Ки", образуют фундаментальную концепцию искусства Айкидо.
СТИЛИ АЙКИДО.
Япония чрезвычайно традиционная страна. И, так же как это было и при создании Айкидо, только после смерти основателя произошло отделение мастеров, желающих создать свое Айкидо, таким, каким они его видят.
И, поскольку само происхождение Айкидо подразумевало массу вариантов, исполнение техники разделилось на «мягкие», классический и «жесткие» стили.
К «мягкому» относятся школы, продолжившие дальнейшее развитие в сторону «Ки» (внутренней энергии). Отличаются некоторой оторванностью от боевых искусств как таковых;
«Жесткие» стили это конгломерат Айкидо с «боевыми» школами (типа Дайторю), либо «новоделы» (в связи с невозможностью постичь или нежеланием постигать существующую высокую технику, происходит смена ее на эрзац под вывеской «Нам не нужно японское – мы европейцы. И нам нужна европейская техника, без всяких там «Ки»), либо ранние выходцы из Айкидо (типа Сигала);
Классический стиль, в общем, не делает упор ни на одном аспекте Айкидо, в то же время допуская достаточно широкий разброс по вариантам обучения.
К примеру, что происходит при исполнении одного и того же приема по разным школам: в случае «мягкой» школы будет достаточно экзотическая техника, в случае «классики» рациональная техника (ничего лишнего). В случае «жесткой» школы силовое воздействие на суставы или «болевые» точки.
ТЕХНИКА.
Визитная карточка Айкидо - бросковая техника. Это основа, но не меньшее внимание уделяется технике «укладки» (перевода партнера в положение лежа), и чрезвычайно большое технике «контроля» (удержания). Так же известно заблуждение об отсутствии в Айкидо ударной техники. В японских боевых искусствах есть термин: «Атеми ваза» - техника нанесения ударов. В Айкидо нет желания наносить травмирующий удар. Поэтому, при верном исполнении, существует масса вариантов настроить нападающего против одного направления и, воспользовавшись этим, провести прием по другому направлению. То есть атеми чаще всего играет роль шокового, расслабляющего, отвлекающего удара. Хотя, чем выше уровень занимающегося, тем больше применение атеми входит в привычку, врабатывается как одно из средств для достижения цели – проведения приема. Например: исполнение техники при входе под возможный второй удар (под бьющую руку) обязательно требует нанесения жесткого атеми. Это аксиома Айкидо. Наработка этого идет безусловно. И в случае, если нападающий не защитился, чья вина, даже не обсуждается.
В контексте изучения Айкидо можно рассматривать три варианта работы с нападающим:
Защита от нападения:
Самый стандартный вариант для Айкидо: нападающий нападает, защищающийся защищается.
Защита от защиты от нападения (тренировочные упражнения на чувство партнера. Можно использовать как контрприемы):
Защищающийся нападает и используя неправильное исполнение приема (или провоцируя его) выполняет свой прием. Возможна бесконечная качелеобразная трансформация.
Бесконтактная работа:
Техника, основанная на психологии человека. Пример: если привязать перед ослом ветку зелени, он будет бежать за ней (вместе с ней) «вечно». Дав себе команду что-то сделать, и если цель близка, человек не сможет остановиться. Если протянуть человеку руку и в момент захвата убирать, сохраняя расстояние до захватывающей руки достаточно малым, получится бесконтактная техника. Для исполнения надо очень хорошо чувствовать дистанцию.
Айкидо непременно требует сотрудничества. Плодотворное изучение и освоение его элементов, техники и моральных принципов возможны только в том случае, если, по меньшей мере, два человека готовы с обоюдной пользой взять на себя взаимосвязанные роли берущего (укэ) и дающего (нагэ) знания и опыт. Этот непреложный факт имеет особое значение, и поэтому о нем необходимо никогда не забывать.
Гармония и любовь во взаимоотношениях с ближними, без которых невозможно обойтись во время тренировок, способствуют росту взаимопонимания. Все техническое содержание Айкидо и способы его преподавания служат достижению только благородных целей.
На первой ступени обучения начинающий айкидист, в зависимости от способностей, то или иное время интенсивно занимается изучением простейших технических элементов как то: стойки, исходные положения (позиции), дистанции боя, положения рук, перемещения тела и т. д. - и осваивает приемы сохранения статического и динамического равновесий тела. Он учится контролировать, использовать либо нейтрализовать силы, которые оказывают воздействие на его тело либо изнутри, либо извне.
Эта ступень обучения имеет большое значение для начинающих и требует безраздельного внимания со стороны наставников и учителей. Поскольку эти элементы являются основными составными частями всех применяемых в Айкидо технических приемов, качество их исполнения оттачивается неустанными и многократными тренировками. Только они являются определяющим фактором успеха на пути к мастерству.
Одновременно с ростом теоретических знаний, тело занимающегося проходит ступени физического совершенства. Следует обратить особое внимание нетерпеливых учеников и поверхностных учителей на то, насколько значим первый этап для дальнейшего прогресса в ходе обучения.
Вторая ступень начинается с изучения основных технических приемов Айкидо, которые выполняют как стоя, так и сидя. Вырабатываются навыки применения силы в противоборстве с соперником, но вначале в строго определенных умеренных пределах.
Поскольку, по мере совершенствования навыков, темп атаки становится все стремительней, а техника оборонительных действий все отточенней, наставник начинает предъявлять к демонстрируемым учениками приемам все более и более повышенные требования. Хороший наставник постепенно подводит своих учеников к освоению тех особых элементов и упражнений, которые раньше или позже приближают их к подлинному мастерству. Айкидо можно изучать и постигать как с помощью опыта собственного тела, так и общаясь с наставником и своими партнерами по татами. Об этом основополагающем правиле необходимо периодически напоминать тем ученикам, которые однобоко стремятся к совершенствованию преимущественно в духовном плане. Возможно, они хорошо освоят основные принципы и содержание Айкидо, но никогда не смогут на деле соединить теорию и практику. Если ученик на все атакующие действия соперника научился реагировать уравновешенно, без промедления и соответствующим той или иной ситуации образом (ирими или тэнкан), и его подсознание подготовилось к постижению духовного содержания Айкидо, можно переходить к третьей ступени обучения.
Теперь можно заняться не только совершенствованием и оттачиванием всех многообразных элементов и техники Айкидо, с которым ученик познакомился ранее, но и начинать приобщаться и к другим формам, которые соответствуют его возможностям и способствуют росту его мастерства. К таким, например, относятся основные технические приемы, используемые при вооруженном нападении (изменение дистанции боя, концентрация внимания и усилий, чтобы избежать поражения оружием). Все они способствуют повышению реакции и выносливости, особенно упражнения с несколькими партнерами или нацеленные на отражение атаки в необычном для европейцев положении на коленях. Нельзя пренебрегать также и изучением других основополагающих дисциплин Айкидо: тренировочных поединков с одним или несколькими (вооруженными) нападающими, которые происходят спонтанно, в зависимости от ситуации.
Только постоянное и неустанное повторение всех видов технических приемов Айкидо гарантирует неуклонный рост мастерства. Занятия Айкидо содержат в себе и медитационные элементы, а благодаря этому из изнурительной кропотливой работы превращаются в подлинный путь постоянного совершенствования (до). Благодаря многолетним тренировкам скрытые в Айкидо позитивные духовные силы высвобождаются. Они проникают глубоко в подсознание спортсмена и оказывают благотворное воздействие на все стороны его жизни. Состоявшийся айкидист способен обрести самого себя и трезво определить свою роль и свое место в окружающем мире. Это наделяет его подлинной свободой решать и действовать. Внутренняя уравновешенность, присущая айкидистам, гармония с окружающим миром позволяют мирно разрешать конфликты.