Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ижевский государственный технический университет»
Факультет «Физическая культура и спорт»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «физвоспитание»
на тему «Айкидо»
выполнил
проверил
г. Ижевск
2006
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ЧТО ТАКОЕ АЙКИДО? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. МОРИХЭЙ УЭСИБА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
3. СТИЛИ АЙКИДО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
4. ТЕХНИКА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
5. ТРЕНИРОВКИ В АЙКИДО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
6. ДО-ДЗЁ (помещение для тренировки). . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
7. ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗМИНКИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
8. АЙКИДО И ЗДОРОВЬЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
9. АЙКИДО В ИЖЕВСКЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
10. ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Айкидо на нынешний момент является самым молодым из классических национальных боевых искусство Японии. Что же отличает айкидо от десятков других стилей, имеющих гораздо более длительную историю (до нескольких столетий)? Откуда столько приверженцев этого вида? Почему даже само слово айкидо стало нарицательным термином, широко используясь в настоящее время?
ЧТО ТАКОЕ АЙКИДО?
Принципы Айкидо, самого молодого из японских воинских искусств, были раскрыты профессором Морихеем Уэсибой.
Отличительной чертой этого искусства явилось то, что оно сделало огромный скачок от традиционных физических искусств к искусству духа, от относительного воинского искусства к абсолютному, от агрессивных боевых искусств к духовным, которые стремятся к уничтожению конфликтной ситуации.
Ум управляет телом. Именно ум руководит, а тело следует за ним. Айкидо реализует этот принцип и учит, что прежде чем вы соберётесь переместить ваше тело, вы должны обратиться к своему разуму. Обычно после того, как человек впервые наблюдал выступление мастеров Айкидо, он решает, что видел инсценированное представление. "Все чувства говорят вам, что это фальшивка" - говорят такие люди. Опровергать эту точку зрения бесполезно; единственный путь понимания Айкидо проходит через реальную практику.
В большинстве воинских искусств присутствует фигура нападающего врага, и целью тренировок является обучение методом нанесения ему поражения. В Айкидо целью является не поражение соперника, а победа над самим собой. Вот почему говорят, что Айкидо сделало скачок от материальных, физических воинских искусств к духовному военному искусству.
Совершенствование в одном из воинских искусств означает подчинение абсолютным законом Неба и Земли, или Природы, стремление расти в ней вместе с ней. Занятия Айкидо приносят не силу, а справедливость, не победу над врагом, а победу над собой. Когда искусство Айкидо будет отточено, не будет необходимости в поражении противника. И потому, Айкидо действительно сделало скачок от физического воинского искусства к духовному.
В Айкидо каждый прием подчинен законам природы, поэтому при исполнении приемов не должно ощущаться напряжения. Не нарушая законов Природы при любом движении, выигрываем, нарушая – проигрываем. В Айкидо не существует практики применения грубой физической силы. Для того, чтобы управлять противником, используется его собственная сила, а айкидист управляет ей. В связи с этим Айкидо может называться "воинским искусством без боя".
Айкидо не просто искусство самообороны; в его движениях и технике вплетены элементы философии, психологии и динамики. Изучая различные приемы, в то же время тренируется ум, укрепляется здоровье и развивается нерушимое доверие к самому себе.
Принципы Айкидо быстро распространяется по всему миру, потому что люди видят, что способны их понять и применять на практике.
Зал не является единственным местом тренировки. Айкидо учит не столько побеждать соперника, сколько самого себя. Прежде чем пытаться использовать силу вашего оппонента против него, надо научиться использовать полностью собственное Ки. С Востока пришло немало рассказов, повествующих об удивительных видах силы, подобной «массированным ветру или воде» и сметающей все на своем пути. Эту силу называют по-разному, но чаще всего (особенно в Японии) - «ки», а местонахождение этой силы - хара или центр, или танден, или дяньтянь.
Почти все боевые искусства в той или иной степени уделяют внимание этой силе, а также путям и средствам ее развития. Считается, что эта сила есть внутренняя энергия, или присущая энергия, что обладают ею все, но сознательно развили лишь немногие.
В начале само понятие Ки может показаться странным и трудным, но продолжение практики с применением верной техники принесет понимание. Однажды эта точка будет достигнута, и дальше должны последовать обучение и тренировки, дающие возможность почувствовать глубокое удовлетворение от возможности проверить глубокие истины, которым как видно нет конца.
Подобно тому, как природа любит и защищает всякое творение,
и помогает, всякому существу расти и развиваться, Айкидо ведет
каждого посвящающегося ему вперед по прямой и ближней дорожке и
дает возможность учиться мужеству, его истине со всей искренностью...
Айкидо это комплекс в несколько тысяч приемов, использующих большей частью болевые захваты и «замки» рук с последующим броском при активном использовании биоэнергетических возможностей организма. Психофизическую основу Айкидо составил трудоемкий и длительный аутотренинг Уэсибы, сформулировавший еще в двадцатые годы, лозунг: «Подлинное воинское искусство не должно иметь ничего общего ни с грубой физической силой, потребной лишь для того, чтобы свалить противника, ни тем более с каким-либо смертоносным оружием, приводящим мир к разрушению. Подлинное воинское искусство призвано, избегая жестокой борьбы, регулировать всеобщее «ки» (вселенскую биоэнергию), сохраняя мир, позволяя расти и развиваться всему в природе. Таким образом, упражнения в воинском искусстве любого вида не должны иметь целью уничтожение противника, а наоборот — вырабатывать в нас чувство любви и уважения к окружающим». Эти слова перекликаются и с мыслями создателя дзюдо Кано Дзигоро, и с древними поучениями патриархов, призывавшими видеть в противнике «второе я», необходимого партнера в процессе самопознания и самосовершенствования. С практической точки зрения, Айкидо представляет собой синтез многих традиционных боевых искусств Японии и является законченной действенной системой приемов самозащиты как против безоружных, так и против вооруженных нападающих. Удивительное в применении Айкидо состоит в том, что противник не в состоянии определить момент времени и место в техническом действии, где наступает радикальное изменение ситуации.
Почему же утверждается, что Айкидо уникально? Почти каждое боевое искусство может претендовать на то, чтобы считаться эффективным средством самозащиты, и многие из них являются одинаково безопасными для людей молодого и пожилого возраста. Чем же отличается от всех них Айкидо? Отличие заключается в тех весьма важных мотивировках и характерных эффектах, что определяют практику Айкидо, а также в том, что упор на них делается с самого начала! Айкидо — это исключительно искусство самозащиты. Носит чисто оборонительный характер и служит для защиты против ничем не спровоцированной атаки. В Айкидо нет атак! А техника, которую использует айкидист, достигший определенной степени мастерства, не причиняет противнику серьезных повреждений.
В процессе создания своего Айкидо Уэсиба опирался на древнее искусство айки-дзюцу, в котором важное значение придавалось аутогенной тренировке, психофизической саморегуляции с целью концентрации и активизации жизненной энергии - «ки» для повышения адаптационных возможностей организма в экстремальных условиях деятельности и применения этой энергии в конкретных ситуациях единоборства для поражения или нейтрализации противника. Подчеркивая важность регулярных и упорных тренировок в практике психического самоусовершенствования, Уэсиба говорил: «Каждое утро человек, умываясь, очищает свое тело. Но ведь после сна необходимо освежить и сознание, а этого никто не делает». И когда его однажды попросили раскрыть секрет его мастерства, он ответил: «Чистота сознания».
В разработанной Уэсисбой системе самозащиты большой акцент делается на психической и соматической релаксации. Она позволяет сохранять внутреннее равновесие и спокойствие в самых критических ситуациях и использовать атакующую мощь противника против него самого. Ведя его за собой плавными движениями, как бы поддаваясь натиску и противопоставляя силе собственную уступчивость, гибкую податливость, мастер Айкидо в конечном итоге с помощью легких движений искусно заставляет противника двигаться в невыгодном для него направлении и проваливаться в пустоту, не встречая сопротивления, увлекаясь инерцией собственного движения. Сам же мастер Айкидо при любых перемещениях и действиях сохраняет непоколебимую устойчивость, четкую координацию движений и полное духовное спокойствие.
Внешне движения в Айкидо кажутся легкими и изящными, плавными и мягкими, но на самом деле они наполнены внутренней мощью, которая в нужный момент позволяет мастеру Айкидо проявлять огромную силу и скорость. В целом для Айкидо характерны кругообразные движения вокруг своей оси, которые напоминают вращение волчка. Ведя тело противника по округлой траектории, айкидист мощным вращением вокруг собственной оси вовлекает его в свое движение чтобы нарушить равновесие и в случае необходимости усугубить положение болевым воздействием на суставы рук. Разумеется, это требует не только хорошей физической подготовки и искусного владения техническими приемами, но, прежде всего - большой психологической тренированности, позволяющей в совершенстве владеть собой.