Смекни!
smekni.com

Темы ов для отчета заочников 2005-2006гг. Понятие о государстве. Признаки государства (стр. 2 из 35)

3) выделившейся из общества и стоящей над ним;

- наличие точно обозначенной территории и разделение населения, проживающего на нем, по административно-территориальным единицам, по которым и осуществляется управление обществом;

- наличие суверенитета - верховенства государ­ственной власти внутри страны и независимость ее на международной арене;

- наличие системы взимания займов, налогов, др. обязательных платежей, которая обеспечивает по­литическую и экономич. независимость государства.

Признаки государства

1.

наличие публичной власти

а) аппарат власти и управления власти

б) аппарат принуждения

2. разделение населения по территориальным единицам

3. суверенитет

4. займы и налоги

В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним.

В широком смысле государство можно рассматри­вать как ассоциацию, члены которой объединяются в политическое сообщество публично с властными структу­рами и отношениями публично-властного характера.

ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

В первобытном обществе не было ни государства, ни права. Родоплеменную организацию общества характеризуют два признака: наличие потестарной власти и существование специфических норм.

Потестарная власть (лат. potestas - мощь, сила) принадлежала вождям, совету старейшин и опира­лась на авторитет вождя и его силу. Эта власть рас­пространялась на эгалитарное общество, члены которого были равны. Первобытное общество, осно­ванное на присваивающей экономике (охота, рыбо­ловство, собирательство), не знало политического деления и не нуждалось в нем. В родовом обществе существовали потестарная власть и половозрастное разделение, необходимое для занятий различными видами хозяйственной деятельности, распределения пищи и вступления в брачные отношения.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей эко­номики и продолжение рода. Эти нормы регулирова­ли определенные способы добывания пищи и брачно-семеиные отношения. Они не отделяли прав от обязанностей: права индивида сливались с его обя­занностями. Формами выражения социальных норм первобытного общества выступали обычаи, тради­ции, ритуалы, обряды и мифы, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуа­циях. Содержание этих норм составляли табу -запреты совершать определенные действия, тотемы -обязанности сохранять определенные виды живот­ных и регламенты - определенные дозволения.

Социальные нормы в первобытном обществе вы­полнялись добровольно в силу привычки, подража­ния и понимания их полезности. К нарушителям при­менялись потестарные санкции, самой суровой из которых было изгнание из общины.

Представители отечественной теории права. отри­цают существование права в родоплеменном обще­стве. Западные ученые оценивают первобытную нормативную систему как право либо протоправо, то есть ступень к праву.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

В общей теории права сложились два основных концептуальных подхода на причины возникновения государства - классовый и экономический

Сторонники классового подхода (К.Маркс, Ф.Энгельс считают, что причиной возникнове­ния государства и права является раскол общества на классы, который возник в результате социально-экономического развития общества. Разделение труда, рост производительности привел к появлению избыточного продукта. Возникла возможность регу­лярного обмена, что привело к появлению частной собственности, а на ее основе - эксплуатации. Об­щество разделилось на имущие и неимущие классы. Возникло государство - публичная власть, стоящая над населением, и право - инструмент управления, опирающийся на государственное принуждение.

Сторонники экономического подхода (А.Б Венюров и др. ) считают, что государство и пра­во сформировались в процессе перехода общества от присваивающей экономики к производящей (4-3 тыс. лет до н.э.). Производящая экономика объеди­нила значительные массы людей, создала новые способы существования (оседлость, производство, обмен), усложнила организацию общества. Из представителей знатных и богатых семей сформировался особый слой людей - аппарат управления. Власть переходила по наследству, либо покупалась. Аппарат управления для решения государственных интересов стал использовать принуждение и насилие. Власть приобрела политический характер.

ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1. Теологическая (божественная) теория утверждает, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира. Основные представители данной теории ученый-богослов Фома Аквинскии (1225-1274), французский философ Жак Маритен (1882-1973).

2. Патриархальная теория - государство происходит из семьи, является результатом разрастания семьи. Гос. власть есть продолжение отцовской власти. Родоначальником ее считается Аристотель. Среди сторонников данной теории выделяются англичанин Р.Фильмер (XVII в.) и русский исследователь, государствовед Н.К.Михайловский (XIX в.).

3. Договорная теория рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора) и различает два вида права: естественное, предшествующее обществу и государству, позитивное, являющееся порождением государства. Основные ее представители: в Голландии - Гуго Гроций (1583-1645) и Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677), в Англии - Томас Гоббс (1588-1679J и Джон Локк (1632-1704), во Франции - Шарль Луи Монтескье (1686-1775) и Жан-Жак Руссо (1712-1778), в России - Александр Радищев (1749-1802).

4. Теория насилия исходит из того, что основные причины происхождения государства и права лежат в завоевании одной части общества другой, что государство и право создаются завоевателями в целях поддержки и упрочения своего господства над побежденными. Основные ее представители нем. фил. К.Каутский (1854-1938), Ф.Дюринг (1833-1921), австрийский государствовед Л. Гумплович (1838-1909).

5. Психологическая теория объясняет возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей: потребностью властвования у одних и подчинения у других, сознание необходимости и потребность послушания повиновения определенным лицам в обществе. Представитель - рус. государствовед, правовед Петражицкий (1867-1931).

6. Расовая теория исходит из тезиса о физиче­ской и психологической неполноценности человеч. рас, о делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государст­ве, а вторые не способны не только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Ее основные представители - француз Ж.Гобино (1816-1882), нем. фил. Ф.Ницше (1844-1890).

7- Материалистическая (марксистская) тео­рия исходит из того, что государственная органи­зация приходит на смену родоплеменной органи­зации, право - на смену обычаям, в силу корен­ных изменений в экономической сфере, разделе­нии труда, связанного с отделением скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия и с появ­лением торговли и обмена, которые привели к быстрому росту производительных сил, к способ­ности человека производить больше, чем это бы­ло нужно для поддержания жизни. В результате в обществе наметились, а затем, по мере разделе­ния труда, произошло имущественное расслоение и социальное неравенство. Общество постепенно расслаивалось на различные устойчивые группы, классы, социальные прослойки.

Марксистская теория выделяет три основные фор­мы возникновения государства - афинскую, римскую, германскую. Афинская (классическая форма) - госу­дарство возникает непосредственно и преимущест­венно из классовых противоречий, развивающихся внутри общества. Римская - родовое общество пре­вращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне этого общества, не­сущим обязанности, но лишенным политических прав плебсом. Победа плебса взрывает строй, на разва­линах которого возникает государство, в котором растворяются родовая аристократия и плебс. Гер­манская - государство возникает как результат за­воевания обширных территорий, для господства над которыми родовой строи не имеет никаких средств. Основные положения этой теории изложены в книге Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собст­венности и государства , вышедшей в свет в 1884 г.

СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА

Суверенитет означает верховенство госу­дарственной власти внутри страны и независи­мость ее на международной арене.

Верховенство проявляется в способности госу­дарственной власти:

- издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения,

- устанавливать и обеспечивать единый правопо­рядок,

- определять права и обязанности граждан, долж­ностных лиц и организаций.

Независимость характеризуется наличием у госу­дарства формального или ограниченного суверени­тета. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашает­ся, а фактически, в силу распространения на них влияния других государств, диктующих им свою во­лю, не осуществляется.

Ограничение суверенитета может быть принуди­тельным и добровольным. Принудительное - может иметь место по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей. Добровольное - может допускаться самим государ­ством по взаимной договоренности с другими госу­дарствами:

- ради достижения определенных, общих для всех целей;

- в случае объединения государств в федерацию и передачи ими части своих суверенных прав феде­рации.