ПРАВО И МОРАЛЬ
В теории права соотношение права и морали рассматривается в плане их единства, различии, взаимодействия и противоречий.
Единство права и морали характеризуют нормативность, универсальность и общность.
Нормативность морали и права заключается в том, что они служат эталоном и критерием оценки поведения людей.
Универсальность права и морали проявляется в том, что они распространяются на все общественные отношения, то есть являются самыми универсальными регуляторами в системе социальных норм.
Общность морали и права заключается в том, что эти социальные институты обслуживают общий экономический базис, идеологию и политику.
Единство права и морали обусловлено объективными и субъективными факторами.
Объективные факторы: экономический базис, который обслуживает право и мораль; идеологическая основа, на которую они опираются; социальные функции, которые они выполняют в качестве , регулятора общественных отношений.
Субъективное единство обусловлено целостностью человека, внутренней нерасторжимостью его правового и нравственного сознания.
Единство морали и права вторично по отношению к общесоциальным процессам. Это значит, что единство морали и права может укрепляться либо ослабляться, быть органичным либо принудительным.
Различив между правом и моралью проявляется в их особенностях:
- по происхождению - нормы права устанавливаются государством; нормы морали складываются в соответствии с нравственными представлениями о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестия и так далее;
- по сфере действия - нормы права регулируют общественные отношения, имеющие государственную значимость; нормы морали не имеют обособленной сферы воздействия, мораль вездесуща - она все оценивает с точки зрения нравственности;
- по форме закрепления - правовые нормы получают закрепление в официальных нормативных актах - законах, указах, постановлениях; нормы морали содержатся в сознании людей и находят отражение в литературе;
- по содержанию - правовые нормы представляют собой детализованные правила поведения, которые предписывают, кто и что должен делать, каким образом, при каких обстоятельствах и с какими последствиями. Нормы морали выступают в виде обобщенных правил и принципов;
- по способу обеспечения - реализация норм права поддерживается принудительной силой государства; мораль обращается только к совести индивида. Санкции позитивного права выступают как мера принуждения. Единственной санкцией морали является нравственное осуждение
Взаимодействие морали и права проявляется в их взаимопроникновении и взаимовлиянии.
Взаимопроникновение состоит в том, что право основывается на морали. Право закрепляет моральные принципы в качестве правовых Требований.
Взаимовлияние проявляется в том, что мораль оказывает активное воздействие на правосознание и тем самым способствует реализации норм права. В свою очередь право поддерживает требования морали юридическими санкциями и тем самым защищает необходимый минимум нравственности.
Противоречия морали и права заключаются:
- в отличии правовых и моральных предписаний;
- в несовпадении моральных и правовых оценок. В одних случаях там, где право налагает запрет, мораль разрешает (самогоноварение). В других случаях -там, где право молчит, мораль осуждает (проституция и другие виды разврата). В третьих случаях нормы права не соответствуют нормам морали, противостоят им (смертная казнь).
Причины противоречий::
- объективные - право по своей природе консервативно, мораль - динамична. Отсюда право отстает от морали и неизбежно содержит пробелы;
- субъективные - право выражает интересы государства, мораль выражает интересы общества.
ПРАВО И ОБЫЧАИ
Государство и право существовали не всегда.
Эти институты сформировались на определенном этапе развития общества. В первобытном обществе не было ни государства, ни права. Их общественные
функции выполняли обычаи, традиции, ритуалы, обряды и мифы, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях
Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода. Эти нормы регулировали определенные способы добывания пищи и брачно-семейные отношения. Мононормы не отделяли право от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями. Формами выражения социальных норм первобытного общества выступали обычаи, традиции, ритуалы, обряды и мифы, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях. Содержание мононормы составляли различного рода табу - запреты совершать определенные действия, тотемы - обязанности сохранять определенные виды животных и регламенты - определенные дозволения. В современном обществе под обычаем в широком смысле подразумеваются все формы привычного поведения: обычаи, традиции, обыкновения и ритуалы, имеющие социальную значимость. Обычаи в узком смысле - нормы, соблюдение которых стало привычным в силу их длительного существования.
В теории права выделяют обычаи, которые складываются на основе других социальных норм: обычаи - нравы, обычаи - религиозные установки, обычаи - права и обязанности. В любом случае обычаи выполняются без размышлений об источнике происхождения. Норма, которая переходит в обычаи, теряет свой оценочный характер, ее выполнение становится привычкой, не требующей внутренней оценки поведения с позиций морали либо права. Государство, которое стремится обеспечить со блюдение норм права, должно использовать сильные стороны обычая, такие как устойчивость, массовость, привычность.
Устойчивость обычаев проявляется в их значительной инерционной силе и повторяемости привычных форм поведения.
Массовость обычаев - исторически обусловленное свойство, появление которого связано с возникновением и формированием стереотипов общественно приемлемого поведения в социальных группах, сообществах и этносах. Массовость обычаев проявляется в их широком распространении среди населения в качестве образцов поведения, воспринимаемых как нормы быта и межличностного общения.
Привычность обычаев означает отсутствие особых механизмов их обеспечения, включающих в себя меры принуждения. Следование привычному образцу поведения обеспечено самим фактом его существования и не требует специальных условий со стороны общества. Обычаи в силу их привычности воспринимаются населением как органическая часть повседневного образа жизни и выполняются без внутреннего сопротивления как правила, получившие всеобщее признание.
Связь обычаев и норм права прослеживается исторически, Государство по мере создания и развития законодательства санкционирует в качестве норм права обычаи, которые отвечают интересам государства, и налагают запрет на обычаи, которые являются пережитками прошлого (тормозят общественное развитие либо имеют негативный характер).
Запретительные меры, применяемые в отношении негативных обычаев, как правило, не дают быстрого результата. Наибольшую устойчивость к средствам правового воздействия обнаруживают питейные обычаи и традиции. Однако вывод о том, что право бессильно изменить обычаи, неверен по существу Право, которое выражает интересы населения и обеспечивает его потребности, со временем входит в привычку. В результате законопослушное поведение становится обычным и массовым явлением.
Юридическая поддержка обычаев или их вытеснение - основные формы взаимодействия обычного права и привычных форм поведения, ставших обычаями, традициями, обыкновениями и ритуалами.
ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И СИСТЕМА ПРАВА
Норма права - это установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения.
Норме права присущи следующие признаки:
- общеобязательность исполнения,
- установление и гарантированность государством,
- формальность,
- многократность применения.
Структура правовой нормы включает в себя составные части: гипотезу, диспозицию и санкцию.
Гипотеза указывает на круг лиц, которым адресована норма, а также на обстоятельства, при которых она реализуется.
Диспозиция есть не что иное, как само правило поведения, которое состоит из прав и обязанностей субъектов (участников) правовых отношений.
Санкция указывает на меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям правовых велений.
Знакомясь с вопросом о правовой норме, ее структуре, важно помнить, что правовая норма и конкретная статья закона не совпадают друг с Другом.
Итак: Структура правовой нормы гипотеза диспозиция санкция
Понятие правовая система в общей теории права служит для обозначения взаимосвязи и взаимодействия права, правосознания, правовой практики и других юридических феноменов, существование которых обусловлено закономерностями развития общества и его. потребностями.
Понятие "правовая система" не следует отождествлять с понятием "система права" и правовой надстройкой.
Система права представляет собой нормативное образование, которое включает в себя нормы права, правовые институты и отрасли права. Правовая надстройка как совокупность правовых взглядов, норм, отношений и юридических учреждений характеризует место правовых явлении по отношению к экономике, определяется экономическим базисом и опосредует его юридически.. Правовая система в отличие от правовой надстройки характеризует взаимосвязь правовых явлений, их функциональное назначение. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.