Тестовые задания рубежного контроля.
Инструкция. Выберете из четырех вариантов ответа на вопрос правильные. ВНИМАНИЕ! Правильных ответов может быть несколько.
1. С точки зрения пионеров науки и первых ее теоретиков цель науки заключается в
а) создании как можно большего числа теорий;
б) выявлении и классификации связей между явлениями;
в) открытии объективных законов действительности и создании на их основе новых технологий;
г) обобщении и классификации эмпирических данных.
2. Классическая «парадигма» науки предполагает
а) различные критерии истинности для естественных и гуманитарных наук;
б) полиференцию (размножение) научных теорий;
в) что научная теория отражает объективные закономерности изучаемых теорий;
г) единые критерии истинности для всех научных дисциплин.
3. Постнеклассическая «парадигма» науки предполагает
а) относительность научных теорий;
б) отсутствие единого критерия истины;
в) эпистемологическое равноправие науки, религии и мифа;
г) необходимость подтверждать научную гипотезу фактами.
4. Научное социально-гуманитарное знание отличается от ненаучного
а) степенью обобщения;
б) языком описания явлений;
в) методологией исследования человека и общества
г) тем, что оно теоретически выражает закономерности социокультурной реальности.
5. Согласно Аристотелю философия
а) есть наука о первоначалах всего существующего;
б) изучает первоначала государственной жизни и человеческой души в отличие от физики, изучающей первоначала природы;
в) является самой бесполезной наукой;
г) – это наука, имеющая первостепенное практическое значение.
6. Какого рода знание об обществе, культуре, истории и человеке представлено, с точки зрения П. Фейерабенда, в мифах
а) вненаучное;
б) донаучное;
в) ненаучное;
г) научное.
7. Можно ли считать курс правоведения, читавшийся на юридических факультетах средневековых университетов, научной дисциплиной социально-гуманитарного цикла?
8. К «натуралистическому» подходу к определению специфики социально-гуманитарного знания принадлежат
а) неокантианство;
б) герменевтика;
в) социобиология;
г) географический детерминизм.
9. В соответствие с принципом механистического детерминизма закон представляет собой
а) всеобщую (генетическую) связь, определяющую возникновение и существование предмета в рамках исторически понимаемого целого;
б) однозначную причинно-следственную зависимость по формуле «Если А, то В»;
в) объективную взаимозависимость;
г) зависимость единичного предмета от системы, в рамках которой он существует.
10. Из «принципа дополнительности» Н. Бора следует, что
а) физическое явление можно рассматривать, не оказывая на него принципиально неустранимого влияния;
б) представление об объективности и надежности методологии классической физики неверно;
в) результаты исследования одного и того же явления естественными и социогуманитарными науками дополняют друг друга;
г) принципы механицизма и системности дополняют друг друга.
11. Объектом социально-гуманитарного знания являются
а) люди;
б) социокультурный феномен, на познание которого направлено исследование;
в) аспект социокультурного феномена, на познание которого направлено исследование;
г) ценности.
12. Сторонники неклассической парадигмы науки считают, что субъект социально-гуманитарных наук:
а) противостоит объекту исследования;
б) оказывает влияние на объект исследования по принципу дополнительности Бора;
в) совпадает с объектом исследования;
г) не оказывает влияния на объект исследования.
13. Согласно концепции «коммуникативной рациональности» Ю. Хабермаса
а) философия выполняет посредническую роль между «экспертными культурами» и обыденным социальным «жизненным миром»;
б) различия между философией и литературой, «экспертными культурами» и повседневной коммуникацией не существенны;
в) философия выполняет функцию обоснования социально-гуманитарного знания;
г) различные дискурсивные практики несопоставимы.
14. С точки зрения сторонников неклассической парадигмы науки предметом изучения СГН являются ценности, поскольку
а) в отличие от естественных наук социально-гуманитарное знание изучает созданную человеком действительность;
б) в историчной и субъективной по самой своей природе сфере культуры отсутствуют объективные каузальные зависимости;
в) ценности выражают объективные закономерности социальной реальности;
г) ценности получают объективное выражение в языковых структурах.
15. Основоположники философии жизни А. Бергсон и В. Дильтей определяли жизнь как
а) способ существования белковых тел;
б) стихийный иррациональный процесс самоутверждения, ускользающий от классифицирующего рассудка;
в) ступень эволюции нашей планеты;
г) объект исследования социально-гуманитарных наук.
16. Критерий истины – это:
а) процедура сравнения различных теории;
б) то, что удостоверяет истинность познания;
в) абсолютно истинное суждение;
г) обоснованное сомнение в истинности
17. Преимущество неклассической «парадигмы» в социально-гуманитарных науках, по мнению ее сторонников, состоит в том, что
а) качественные методы надежнее количественных;
б) изучается внутренний, а не внешний опыт;
в) выявляется причинно-следственные связи психических явлений;
г) социокультурные феномены изучаются целостно.
18. Аврелий Августин рассматривает время
а) в качестве эпифеномена мира
б) как субъективный феномен, существующий в сознании человека
в) как условие божественного творения мира
г) как линейный однонаправленный процесс (прошлое→настоящее→будущее).
19. М. М. Бахтин обозначил понятием «хронотоп»
____________________________________________________________________________________________________________________________________
1 в). 2. в), г). 3 а), б), в). 4 г). 5 а), в). 6 а), б). 7 «нет. 8 в), г). 9 б), в). 10 б). 11 б). 12 б). 13 а). 14 а), б). 15 б), г). 16 б). 17 г). 18 а), б). 19 «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений».
Цель настоящего модуля заключается в углубленном изучении актуальных методологических проблем, основных исследовательских подходов, дисциплинарной структуры и социальной функции социально-гуманитарных наук.
Тема 9. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках (4 часа).
Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение — функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Специфика понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории. Герменевтика — наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям — общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.
Литература.
Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основаниям гуманитарных наук. СПб, 2000.
Библер В.С. На гранях логики культуры. М., 1997.
Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995. С.160-231, 331-343.
Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.
Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Ростов на Дону. 2005.
Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М.,
1991.
Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М. 1987.
Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
Леонтьев В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика. М., 1990.
Мангейм К. Очерки социологии знания. Теория познания — Мировоззрение — Историзм. М., 1998.
Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.
Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М.,1995.
Социальное знание и социальные изменения / Отв. ред. В.Г. Федотова. М., 2001.
Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
Тема 10. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках (2 часа).
Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн) в допонятийных структурах. Диалектика веры и сомнения. «Встроенность» субъективной веры во все процессы познания и жизнедеятельности, скрытый, латентный характер верований как эмпирических представлений и суждений. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л. Витгенштейн). Вера и верования — обязательные компоненты и основания личностного знания, результат сенсорных процессов, социального опыта, «образцов» и установок, апробированных в культуре. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. Совместное рассмотрение веры и истины — традиция, укорененная в европейской философии. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К. Ясперс).