9. В книге Т. Куна «Структура научных революций» слово «парадигма» обозначает
а) совокупность требований науки к образованию
б) совокупность методик и программ, т.е. научно-образовательный стандарт
в) совокупность теоретических и практических методов проведения научного исследования, методологию
г) содержание доминирующей теории и ее методологическое основание.
10. Согласно П. Фейерабенду
а) наука представляет собой одну из форм идеологии
б) понятия меняют свое значение при переходе из одной теории в другую
в) обществу следует избавиться от диктата науки
г) наука способствует демократизации общественной жизни.
11. Гипотеза Сепира-Уорфа утверждает, что
а) язык производен от отношений между людьми и их совокупной деятельности
б) язык объективно обозначает действительность
в) язык определяет мышление
г) язык представляет собой автономную систему.
12. К. Леви-Стросс утверждал, что
а) миф согласуется только с порядком человеческого разума
б) миф согласуется с порядком реальности
в) миф согласуется с порядком воображаемого
г) структурализм интересует не то, как люди мыслят в мифах, а то, как мифы мыслят в людях без их ведома.
13. В структурализме и постструктурализме слово «дискурс» обозначает
а) литературный жанр;
б) социально обусловленную организацию системы речи, а также определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется;
в) неадекватное отражение реальности;
г) символическое соотношение слов и вещей.
14. Постмодернизм утверждает, что
а) текст соотносится с объективной реальностью
б) текст соотносится с текстами и больше ни с чем
в) текст отражает внутренний мир субъекта
г) текст политически ангажирован.
15. Основной целью общественной экспертизы является
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Информационное общество представляет собой
а) общество, в котором наука и умственный труд в целом играют решающую роль, становятся основным фактором производства;
б) индустиальное общество;
в) постинустриальное общество;
г) состояние гипотетического единства человечества в будущем.
Правильные ответы:
1 б). 2) б), в). б), в). 3 а), б), г). 4 а), в). 5 б), в), 6 в), г). 7 б), в). 8 а), б). 9 а), б), в), г). 10 а),б), в). 11 в), г). 12 а), г). 13 б), г). 14 б), г). 15 «вовлечение общественности в процесс анализа, оценки, прогнозирования последствий деятельности основных институтов государства и общества и ее участие в социальном контроле над результатами этой деятельности». 16 а), в).
Программа семинарских занятий по курсу «Философские проблемы социально-гуманитарных наук» ориентирована на освоение аспирантами и соискателями первоисточников – работ, принадлежащих перу известных философов, историков и методологов науки.
Занятие 1. Бэкон Ф. «Новый органон» (2 часа).
Темы докладов.
1. «Новый органон» Ф. Бэкона – манифест науки Нового времени.
2. Ф. Бэкон против Аристотеля: методологическая программа эмпиризма.
Основная литература.
Бэкон Ф. Новый органон. Соч. в двух томах. Т. 2. М., 1978.
Дополнительная литература.
История философии: Запад-Россия-Восток / Под. Ред. Н.В. Мотрошиловой. Книга 2. М., 1996.
Мотрошилова Н. В. Познание и общество. Из истории философии XVII –XVIII вв. М., 1969.
Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. М., 1984.
Тарнас Р. История западного мышления. М., 1997.
Занятие 2. Фейерабенд П. «Наука в свободном обществе» (2 часа).
Темы докладов.
1. «Эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда.
2. Наука как доминирующая идеология.
Основная литература.
П. Фейерабенд. Наука в свободном обществе // П. Фейерабенд. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
Дополнительная литература.
Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Ростов на Дону. 2005.
Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М.,
1991.
Культура: теории и проблемы. М., 1995.
Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.
Тарнас Р. История западного мышления. М., 1997.
Тема 3. Петров М.К. «Самосознание и научное творчество (2 часа).
Темы докладов.
1. Типология культуры М.К. Петрова: архаичный, традиционный и универсально-понятийная способы кодирования социального опыта.
2. Социогенез универсально-понятийного способа трансляции опыта в Греции.
3. Возникновение социального института науки в Европе XVI-XVII вв.
Основная литература.
Петров М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов н/Д, 1992.
Дополнительная литература.
История философии: Запад-Россия-Восток / Под. Ред. Н.В. Мотрошиловой. Книга 2. М., 1996.
Мотрошилова Н. В. Познание и общество. Из истории философии XVII –XVIII вв. М., 1969.
Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М., 1991.
Тарнас Р. История западного мышления. М., 1997.
Тема 4. Поппер К. «Нищета историцизма» ( 2 часа).
Темы докладов.
1. Происхождение, базисные идеализации, познавательные установки и методология «историцизма» в социальных науках.
2. «Ситуационная логика» и «методологический индивидуализм» как альтернатива «пронатуралистическим» доктринам в социальных науках.
Основная литература.
Поппер К.Р. Нищета историцизма. Вопросы философии. 1992, №№ 8-10.
Дополнительная литература.
История методологии социального познания. Конец ХIХ-ХХ вв.
М., 2001.
Микешина Л.А. Философия познания. М., 2002.
Тема 5. Лакатос И. «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ» (2 часа).
Темы докладов.
1. Джастификационизм. Фальсификационизм. Фаллибилизм.
2. Структура и динамика научно-исследовательских программ.
Основная литература.
Лакатос И. Фальсификация и методология программ научного исследования. М., 1995.
Дополнительная литература.
Лакатос И.. Доказательства и опровержения. М., 1967.
Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции. М., 1978.
Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1995.
Ракитов А.И. Философия. Основные идеи и принципы. М., 1985.
Соколов А.Н. Предмет философии и обоснование науки. С.П., 1993
Философия и методология науки. Часть1. М., 1994.
Философия и методология науки. Часть2. М., 1994.
Тема 6. Гуссерль Э. «Кризис европейского человечества» (2 часа).
Темы докладов.
1. Натуралистическая установка и кризис науки в Европе.
2. Роль философии в возникновении «духовной Европы».
Основная литература.
Гуссерль Э. Кризис европейского человечества // Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. М., 2000.С.626-665.
Дополнительная литература.
Соловьев, Э. Ю. История и этика в феноменологии Э. Гуссерля // Вопросы философии. 1976, № 6. С. 128—141.
Шестов, Л. Памяти великого философа (Эдмунд Гуссерль) // Вопросы философии. — 1989, — № 1. — С. 144—161.
Куликов, С. Б. Критика Э. Гуссерлем оснований физико-математического естествознания: релятивистские следствия // Философия науки. Новосибирск, 2005, № 4. С. 3—13.
Тема 7. Вернадский В.Н. «Научная мысль как планетарное явление» 92 часа).
Темы докладов.
1. Научная мысль как геологическая сила в биосфере.
2. Наука в XX в.
Основная литература.
Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991.
Вернадский В. И. О науке. Дубна,1997. Т.1.
Дополнительная литература.
Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М., 1993.
Философия и методология науки: В.И. Вернадский. Учение о биосфере./ М., 2007.
Тема 8. Фуко М. «Археология знания» (2 часа).
Темы докладов.
1. Эпистемология М. Фуко: от археологии к деконструкции гуманитарных наук.
2. Дискурс и дискурсивные закономерности.
3. Формация дискурса.
Основная литература.
Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.
Дополнительная литература.
Автономова Н. С. Концепция «археологического знания» М. Фуко // Вопросы философии. 1972. № 10. С. 142—150.
Автономова, Н. С. От «археологии знания» к «генеалогии власти»// Вопросы философии. 1978. № 2. С. 145—152.
Визгин, В. П. Мишель Фуко — теоретик цивилизации знания // Вопросы философии. 1995. № 4. С. 116—126.
Визгин, В. П. Онтологические предпосылки «генеалогической» истории Мишеля Фуко // Вопросы философии. 1998. № 1. С. 170—176.
Фурс, В. Полемика Хабермаса и Фуко и идея критической социальной теории // Логос. 2002. № 2. С. 120—152.
Тема 9. Уайт. Х. «Историческое воображение в Европе XIX в. Введение» (2 часа).
Темы докладов.
1. Х. Уайт – основоположник постмодернистской историографии.
2. Тропология как инструмент анализа исторического дискурса.
Основная литература.
Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX. Века. Екатеринбург, 2002. Введение.
Дополнительная литература.
Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструкция. Постмодернизм. М., 1996.
Тема 10. Кант И. «Основы метафизики нравственности» (2 часа).
Темы докладов.
1. Обыденное, философское и метафизическое нравственное познание.
2. Как возможна свобода воли человека?
Основная литература.
Кант И. Основы метафизики нравственности. М.1994.
Дополнительная литература.
Асмус В.Ф. И. Кант. М., 1973.
Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М, 1986.
Философия Канта и современность. М., 1974.
Тема 11. Гегель Г.В.Ф. «Лекции по философии истории». Введение (2 часа).
Темы докладов.
1. Концептуально-методологические основания гегелевской «Философии истории».