2. Цель, закономерности, движущие силы, периодизация мировой истории.
Основная литература.
Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993. Введение.
Дополнительная литература.
Перов Ю.В., Сергеев К.А. Философия истории Гегеля: от субстанции к историчности // Лекции по философии истории. СПб., 1993. С. 5-53.
Тема 12. Дильтей В. «Введение в науки о духе» (2 часа).
Темы докладов.
1. Социально-гуманитарные науки как самостоятельная сфера знания.
2. Структура и методология «наук о духе».
Основная литература.
Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М. 1987.
Дополнительная литература.
История философии: Запад-Россия-Восток / Под. Ред. Н. В. Мотрошиловой. Книга 3. М., 1997.
Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Ростов н/Д. 2005.
Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М. 1998.
Тема 13. Бахтин М.М. «Формы времени и хронотопа в романе» (2 часа).
Темы докладов.
1. Понятие хронотопа. Типы времени в античной литературе.
2. Время в рыцарском и плутовском романах. Раблезианский идиллический хронотопы.
Основная литература.
Бахтин М.М. «Формы времени и хронотопа в романе» // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
Дополнительная литература.
Микешина Л.А. Значение идей Бахтина для современной эпистемологии // Философия науки. Вып.5. Философия науки в поисках новых путей. М., 1999.
Тема 14. Гадамер Г.Г. «Актуальность прекрасного» (2 часа).
Темы докладов.
1. Проблема понимания в философии классической и современной.
2. Методологические основания философской герменевтики.
Основная литература.
Гадамер Г.Г. Философские основания XX в. // Актуальность прекрасного. М., 1991.
Гадамер Г.Г. Язык и понимание // Актуальность прекрасного. М., 1991.
Гадамер Г.Г. О круге понимания // Актуальность прекрасного. М., 1991.
Дополнительная литература.
История философии: Запад-Россия-Восток / Под. Ред. Н. В. Мотрошиловой. Книга 3. М., 1997.
Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Ростов н/Д. 2005.
Тема 15. Ясперс К. «Философская вера» (2 часа).
Темы докладов.
1. Понятие и содержание философской веры.
2. Философия и нефилософия.
Основная литература.
Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Дополнительная литература.
Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.5-28.
Самостоятельная работа аспирантов и соискателей при изучении курса «Философские проблемы социально-гуманитарных наук»» включает в себя изучение научной, учебной и справочной литературы по 2 модулям.
Самостоятельная работа в рамках первого модуля «Специфика социально-гуманитарного знания» предполагает освоение учебной и специальной литературы, представляющей современные подходы к проблеме своеобразия, предмета, объекта, субъекта социально-гуманитарных наук. Важно соотнести эти подходы с взглядами пионеров науки и классиков философии.
При изучении литературы по второму модулю необходимо, абстрагировавшись от «экзотической» и модной терминологии, критически оценить новизну и эвристичность исследовательских программ современной философии. Другой задачей является рассмотрение того или иного методологического «манифеста» в конкретном контексте – социокультурном и дисциплинарном. Такое целостное освоение методологических программ неокантианства, герменевтики, структурализма, постмодернизма станет хорошей основой применения этих программ в собственном научном исследовании.
Для углубленного изучения каждого модуля, аспиранту необходимо освоить литературу, указанную по каждой теме, а также пройти формы контроля, предлагаемые в настоящем учебно-методическом комплексе. Выполнение указанных выше рекомендаций является основой для усвоения в целом курса и сдачи экзамена.
Задания для самостоятельной работы.
Модуль 1. «Специфика социально-гуманитарного знания» (4 часа).
Тема 1. Социогенез науки (4 часа).
Вопросы и задания.
1. Когда и в связи с чем произошло становление науки в качестве особого социального института?
2. В чем состоит социальная функция науки?
3. Почему в Китае, несмотря на множество технологических открытий, не произошло обособление науки в самостоятельную сферу деятельности?
4. Как определяет миссию науки Аристотель и Ф. Бэкон, П. Фейерабенд?
5. В чем суть философской революции Нового времени?
Литература.
Бэкон Ф. Новый органон. Соч. в двух томах. Т. 2. М., 1978.
Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М. 1987.
История философии: Запад-Россия-Восток / Под. Ред. Н.В. Мотрошиловой. Книга 2. М., 1996.
Мотрошилова Н. В. Познание и общество. Из истории философии XVII –XVIII вв. М., 1969.
Петров М.К. Самосознание и научное творчество. М., 1991.
Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. М., 1984.
Тарнас Р. История западного мышления. М., 1997.
Тема 2. Специфика предмета социально-гуманитарного знания (4 часа).
Вопросы и задания.
1. Прочитайте соответствующие главы учебников по философии науки и статьи, указанные в списке литературы. Чем, с точки зрения их авторов, предмет социально-гуманитарного знания отличается от предмета естествознания?
2. Сопоставьте эти представления с позицией по этому вопросу В. Дильтея, Г. Риккерта, М.М. Бахтина.
3. Чем предмет социально-гуманитарных наук отличается от объекта этих наук?
Литература.
Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. Соч.: В 7 т. Т.5. М., 1996.
Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Ростов на Дону. 2005.
Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? – «Вопросы философии». 2004, № 3.
Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.
Социальное знание и социальные изменения / Отв. Ред. В.Г. Федотова. М., 2001.
Потемкин А.В. Метафилософские диатрибы на берегах кизитиринки. Ростов н/Д, 2003.
Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.
Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
Стёпин В.С. Генезис социально-гуманитарных наук (философский и методологический аспекты). «Вопросы философии». 2004, № 3.
Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2004.
Тема 3. Понятие «жизнь» в социогуманитарных науках (4 часа).
Вопросы и задания.
1. Что представляет собой биосфера Земли? Как она соотносится с ноосферой?
2. Что представляет собой «жизнь» как предмет исследования «наук о духе»?
Литература.
Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991.
Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10.
Дильтей В. Наброски к критике исторического разума. «Вопросы философии». 1988. №4.
Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.
Рубинштейн М.М. О смысле жизни. Часть 1. М., 1927.
Тема 4. Антитеза «объяснение-понимание» в неклассической философии и науке ( 4 часа).
Вопросы и задания.
1. Почему «объяснение» и «понимание» рассматриваются неокантианцами в качестве взаимоисключающих исследовательских подходов?
2. В чем суть проблемы понимания? За что Гадамер критикует методы Гегеля и Дильтея? Возможно ли аутентичное понимание текста, согласно Гадамеру? Какова роль языка в понимании?
Литература.
Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991 С.26-82, 116-147. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М.,
1991.
Дильтей В. Наброски к критике исторического разума. "Вопросы философии". 1988. №4.
Ивин А.А. Интеллектуальный консенсус исторической эпохи //Познание в социальном контексте. М., 1994.
История философии: Запад-Россия-Восток / Под. ред. Н.В. Мотрошиловой. Книга 3. М., 1997.
Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.
Тема 5. Исследовательские программы в социально-гуманитарном знании (4 часа).
Вопросы и задания.
1. Что объединяет ученых, согласно Т. Куну? На основе анализа первых 4 глав книги Т. Куна «Структура научных революций» сформулируйте определение «парадигмы» (определений может быть несколько).
2. Какие открытия в области структурной лингвистики обусловили возникновение методологии структурализма?
3. Определите понятие дискурса. Что является единицей дискурсивного анализа? Каким образом дискурс определяет предмет познания?
Литература.
Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М. 1987. С. 349-423. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. // Языки славянской культуры. М., 2001.
Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991 С.26-82, 116-147.
История философии: Запад-Россия-Восток / Под. ред. Н.В. Мотрошиловой. Книга 3. М., 1997.
Кун Т. Структура научных революций. М. 1975.
Кронгауз М. А. Семантика. М., 2005.
Лось В.А. История и философия науки. Учебное пособие. М., 2004.
Мулуд Н. Структурализм: «за» и «против». Современный структурализм. М., 1973.
Верификации принцип (лат. verus – истинный, facere – делать) - выдвинут неопозитивистами для проверки научной осмысленности предложений. Согласно этому принципу установить истинность или ложность того или иного предложения можно только путем сопоставления его с переживаниями опыта. Если непосредственно нервного импульса такое сопоставление невозможно, то при помощи средств логического вывода следует осуществить переход к предложению, которое можно сравнить с данными опыта. В том случае, если предложение не сводимо к чувственно данному ни непосредственно, ни опосредствованно, оно считается лишенным научного смысла.