Смекни!
smekni.com

Докла д (стр. 13 из 26)

Кроме того, нуждающимися в улучшении жилищных условий люди обычно становятся в результате независящих от них жизненных обстоятельств. Было бы несправедливо признавать одних граждан имеющими право на улучшение жилищных условий за счет федерального бюджета, а другим, имеющим такие же заслуги перед обществом, отказывать в аналогичной помощи только потому, что обстоятельства, вследствие которых они стали нуждающимися в жилом помещении, возникли после названных дат, или что они обратились с заявлением о постановке на учет в более позднее время.

В то же время обеспечение жильем ветеранов в общем порядке на сегодняшний день практически нереально по причинам:

нахождения в очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, большого количества людей (некоторые из них состоят на учете еще с начала 1990-х годов);

отсутствия у муниципальных образований свободного жилья;

отсутствия у ветеранов при распределении жилья каких-либо льгот, обусловленных наличием у них звания ветерана.

Поэтому в сентябре 2009 года Уполномоченный по правам человека в Волгоградской области направил Президенту Российской Федерации предложения по совершенствованию законодательства в этой части.
По имеющейся информации, наше обращение не было единственным. Аналогичные письма направлялись и от ветеранских организаций.
Из полученного ответа следовало, что 12 октября 2009 года Президент России поручил Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос об изменении законодательства с целью предусмотреть возможность предоставления жилья ветеранам, вставшим на учет после 01 марта 2005 года[39]. В дальнейшем Федеральным законом от 21 декабря 2009 года №327-ФЗ вносились соответствующие изменения в Федеральный закон «О ветеранах». Также в январе 2010 года внесены изменения в указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов». Исключались ограничительные положения, предоставлявшие право на обеспечение жильем только при условия постановки на учет до 01 марта 2005 года, а также устанавливающие окончательные сроки предоставления жилья ветеранам.

В то же время огорчает, что эти изменения не касались ветеранов и инвалидов боевых действий, а также членов их семей, которые, как и раньше, имеют право на обеспечение жильем только в случае, если встали на учет до
01 января 2005 года. Было бы желательным устранить и это ограничение.

Проводимые в нашей стране мероприятия по обеспечению граждан жилыми помещениями позволили многим улучшить свои жилищные условия. Между тем существуют ограничения, которые не позволяют отдельным малоимущим гражданам получить субсидию из бюджета на решение своих жилищных проблем. В данном случае мы говорим о ситуациях, когда гражданам отказывают в предоставлении государственной помощи по мотивам недостаточности у них имущества и доходов, необходимых для частичной оплаты расходов на приобретение жилого помещения. Такое ограничение, в частности, предусмотрено для молодых семей[40].

Таким образом, установлен имущественный ценз на участие в этой подпрограмме для молодых семей. И это при том, что участником ее может стать только тот, кто стоит на учете в целях последующего получения жилья по договору социального найма. Но если до 01 марта 2005 года на этот учет принимались независимо от уровня доходов, то после указанной даты на учет могут встать только малоимущие граждане, которые не способны выделить из своих доходов средства для оплаты части стоимости приобретаемого жилья или получить кредит для этой цели. Ведь обычно пороговое значение размера дохода на члена семьи, учитываемое при признании малоимущим, приравнивается к прожиточному минимуму. Даже в г. Волгограде он равен
1,5 размера прожиточного минимума.

В силу этого случаются такие ситуации, как у гражданина Ю. (вх.1430 от 21.12.2009г.) – главы многодетной семьи, состоящей из 5 человек (трое из них – несовершеннолетние дети). Ему отказали в государственной помощи исключительно по причине отсутствия доходов, достаточных для оплаты части стоимости жилья, превышающих размер предоставляемой субсидии[41].

Аналогичные аргументы были высказаны и другим многодетным семьям, которые подавали заявление на участие в подпрограмме «Оказание адресной помощи на приобретение жилья отдельным категориям граждан, многодетным семьям и работникам бюджетной сферы на территории городского округа город-герой Волгоград» комплексной муниципальной программы «Жилище» на 2008 – 2010 годы. С заявлениями по этому поводу к Уполномоченным обращались:

- М. (вх.1431 от 21.12.2009г.), одна воспитывающая троих несовершеннолетних детей;

- С. (вх.1295 от 16.11.2009г.), одна воспитывающая пятерых несовершеннолетних детей;

- Со. (вх.1234 от 26.10.2009г.), живущая одна с четырьмя детьми, трое из которых несовершеннолетние.

Требовать от таких семей определенного уровня дохода для того, чтобы они тоже смогли участвовать в финансировании приобретения для них жилья, вряд ли возможно. Поэтому отказывать им в участии в программах, в рамках которых выделяются средства на приобретение нуждающимся жилья, только по причине отсутствия у них определенного уровня доходов или имущества определенной стоимости, представляется неправильным. Считаю перспективным не установление имущественного ценза для участия граждан в названных программах, а установление правила, согласно которому будет индивидуально для каждой нуждающейся семьи, претендующей на получение из бюджета субсидии на приобретение жилья, определяться размер этой субсидии в зависимости от уровня ее доходов.

Иначе малоимущие нуждающиеся в жилье граждане смогут рассчитывать лишь на получение жилья по договору социального найма только в порядке очереди, что практически для многих нереально в нынешних условиях.

В 2009 году отмечен большой рост количества заявлений граждан по вопросу переселения из ветхого жилья. Так, в частности, были жалобы на плохое качество предоставляемых жилых помещений. В г. Волжском таким оказался дом №110 по пр. Ленина. Как сообщали переселенные в него жители (вх.397 от 11.03.2009г.), наружные стены и швы оказались плохо изолированы, а цоколь не был надлежащим образом утеплен. Вентиляция работала плохо, а в ванной комнате ее не было вовсе. Все это привело к снижению температуры до уровня ниже санитарных норм, а также к образованию грибковой плесени. Указанные недостатки были подтверждены, и администрация городского округа город Волжский потребовала от заказчика по строительству жилого дома устранения выявленных недостатков. Желательно, чтобы подобные ситуации не возникали вовсе, а качество жилых помещений, в которые переселяют людей, проверялось заранее.

Очень часто люди не согласны с тем, что жилые помещения предоставляются им в отдаленных районах населенного пункта, где нет транспорта, продовольственных магазинов, аптек, образовательных учреждений для детей (соответствующая проблема стоит в семьях с несовершеннолетними детьми) (вх.461 и 462 от 24.03.2009г.). Конечно, все указанные обстоятельства в Жилищном кодексе Российской Федерации не прописаны как юридически значимые, но, представляется, что при выборе жилого помещения для расселения граждан необходимо учитывать и эти вопросы либо обеспечивать необходимую для нормального проживания граждан социальную инфраструктуру на месте, куда их переселяют. Особая ситуация в случаях, когда дети переселенных семей посещают детские сады. Новая квартира может оказаться за несколько километров от дошкольного образовательного учреждения, которое ребенок уже посещал. Исходя из имеющейся практики рассмотрения аналогичных вопросов, можем утверждать, что, например, в г. Волгограде имеются трудности с обеспечением возможности ребенку посещать детский сад в новом месте жительства, даже несмотря на его значительную удаленность от прежнего. Возможным ответом чиновников в этом случае будет ссылка на наличие у ребенка места в старом детском саде, отсутствие мест в уже сформированных соответствующих по возрасту группах в детских садах по новому месту жительства.

Но чаще всего волгоградцы не согласны с действующим правовым регулированием порядка переселения, а, точнее, с требованиями, предъявляемыми к предоставляемому жилому помещению. Бывает, что людей переселяют из двухкомнатной квартиры в однокомнатную. При этом не принимается во внимание то, что среди переселяемых имеются совершеннолетние лица разного пола, не состоящие между собой в браке. Например, когда проживающие в двухкомнатной квартире наниматель, его совершеннолетняя дочь, ее супруг и ребенок, переселяются все вместе в однокомнатную квартиру.

Такое переселение основано на требованиях статьи 87 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. Сегодня нет положения, согласно которому предоставляемое в этом случае жилье должно включать в себя такое же количество комнат, которое было и в ранее занимаемом жилом помещении. Есть только требование к общей площади жилых помещений – они должны быть равнозначными. Положения о предоставлении жилья лицам, находящимся на учете нуждающихся в жилом помещении, в рассматриваемом случае не применяются, так как правовые основания предоставления жилья в этом случае совершенно иные.

Данное обстоятельство, наряду с нынешней практикой строительства в основном комфортных квартир, с большой долей площади, приходящейся на помещения вспомогательного использования (коридоры, прихожие, кухни, ванны, кладовки и т.п.), приводит к указанной выше ситуации. Следовательно, исполнение ныне действующих нормативных актов, регулирующих порядок переселения граждан из ветхого или аварийного жилья, в отдельных случаях влечет к ухудшению жилищных условий, хотя итоговой целью должно быть их улучшение.