Смекни!
smekni.com

Докла д (стр. 5 из 26)

Поэтому к Председателю Правительства Российской Федерации направлялось обращение с просьбой рассмотреть данный вопрос и принять меры по устранению указанных различий, в том числе, инициируя рассмотрение вопроса о внесении соответствующих изменений в федеральное законодательство. Департамент кадрового обеспечения Управления организации прохождения службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, которому поручалось изучить поднятую проблему, вместо формулирования предложений по ее устранению, направил в наш адрес ответ о том, что восстановить права П. и оказавшихся в аналогичной ситуации граждан можно только путем внесения изменений в законодательство[22]. Но о сделанных или планируемых реальных шагах в этом направлении не сообщалось. Уполномоченным по правам человека в Волгоградской области принимаются дополнительные усилия по разрешению ситуации.

Другая проблема для многих пенсионеров – это получение документов, необходимых для подтверждения своего права на досрочное назначение трудовой пенсии или для установления обстоятельств, от которых зависит ее размер. Например, отдельные работники ОАО «Калачевская РЭБ флота» (вх.541 от 16.04.2009г.) столкнулись с трудностями в подтверждении права на досрочное назначение трудовой пенсии в силу того, что кадровые службы предприятия в 1990-х годах не уделяли достаточного внимания правильному оформлению документов, отражающих характер и условия работы своих сотрудников. В итоге люди смогли доказать свое право на досрочное назначение трудовых пенсий только в судебном порядке, предоставив в качестве доказательств вместо документов свидетельские показания работников кадровых служб, а также граждан, с которыми они вместе работали.

В этом же ряду большое количество жалоб на невозможность получения архивных справок о заработной плате за 60 месяцев вследствие того, что не сохранились архивы предприятий, прекративших свою деятельность в
1990-х годах. В других случаях архивы сохранились, но находятся у организаций, которые не являются их правопреемниками и не могут выдавать на основании архивных документов какие-либо справки для реализации права на пенсионное обеспечение. Уполномоченный по правам человека оказывает гражданам помощь в реализации их прав, но, к сожалению, не во всех таких случаях имеется возможность добиться получения необходимых архивных сведений.

В связи с этим отметим, что легче данную проблему предотвратить, чем пытаться разрешить ее последствия. Работодатели должны ответственно подходить к исполнению своих обязанностей по ведению и хранению первичной документации, отражающей факт и условия трудовой деятельности людей, а государство должно обеспечить исполнение соответствующих нормативных актов.

Остался нерешенным вопрос о предоставлении женам умерших военных пенсионеров права на получение части пенсии, не выплаченной их бывшим мужьям своевременно в 1995 – 1998 годах. Напомню суть проблемы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1994 года Министру обороны Российской Федерации предоставили право устанавливать военнослужащим, кроме служащих по призыву, оклады по воинской должности с увеличением на 25 процентов за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Министр обороны Российской Федерации таким правом воспользовался и повысил оклады по воинской должности, установив одновременно при этом, что данное увеличение не должно вести к росту пенсий бывших военнослужащих. Хотя согласно действовавшей в то время редакции статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» такое исключение было неправомерно, это положение действовало с
01 января 1995 года по 28 февраля 1998 года.

Лишь 18 октября 2007 года, то есть через 9,5 лет, после многочисленных положительных для военных пенсионеров судебных разбирательств указом Президента Российской Федерации №1373с была фактически признана задолженность перед военными пенсионерами. Но выплачивать ее стали не как часть пенсии, а как единовременную надбавку, которая приравнивалась как раз к невыплаченной доли пенсии. У самих пенсионеров, которые еще в судебном порядке не восстановили свои права, проблем с получением этих денег не возникло. Но многие военные пенсионеры за это время уже умерли, так и не получив невыплаченной своевременно части пенсии. А пережившие их жены права на получение хотя бы доли невыплаченной мужьям при их жизни пенсии не имеют. Ведь придание данной выплате формы самостоятельной надбавки к пенсии исключало возможность получения ее в порядке наследования.

Между тем, если бы пенсия военным пенсионерам в период с 1995 по 1998 годы выплачивалась в полном соответствии с действовавшим в то время законодательством, то указанные денежные средства признавались бы совместной собственностью пенсионера и его супруги. Поэтому представляется справедливым осуществить выплату женам умерших военных пенсионеров если не всей, то хотя бы половины единовременной доплаты. Для этого надо включить этих вдов военных пенсионеров в число лиц, имеющих право на получение предусмотренной указом Президента Российской Федерации от
18 октября 2007 года №1373с единовременной надбавки или ее части.

Все вышеуказанное свидетельствует о том, что, несмотря на принимаемые государством меры, направленные на повышение уровня жизни пенсионеров, остается еще много проблем в данной сфере, которые требуют внимание законодательной и исполнительной власти.


2.3. Практика реализации права на социальную поддержку.

Условно все обращения граждан по вопросам социальной поддержки можно разделить на три группы.

Первая из них – это пожелания граждан об установлении или восстановлении ранее отмененных мер социальной поддержки. Наиболее часто волгоградцы писали о несогласии с решением об отмене бесплатного предоставления автомобиля в качестве средства реабилитации инвалидам, способность к передвижению которых ограничена. Напомню, что Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ внес изменения в ряд нормативно-правовых актов, признав утратившими силу нормы о праве инвалидов на получение бесплатного автомобиля. В дальнейшем указом Президента Российской Федерации от 06 мая 2008 года №685 было предусмотрено предоставление бесплатного автомобиля или денежной компенсации взамен него инвалидам, чья нуждаемость в этом средстве реабилитации была установлена, и которые встали на соответствующий учет до 01 января
2005 года.

Между тем, многие инвалиды, в том числе и инвалиды Великой Отечественной войны, сообщают, что на 01 января 2005 года они были по состоянию здоровья нуждающимися в таком средстве реабилитации, как автотранспорт, но по объективным причинам не могли встать на соответствующий учет. Жительница г. Михайловки С. (вх.263 от 17.02.2009г.), которая принимала участие в войне под г. Сталинградом, на Курской дуге, в Прибалтике, а также в войне с Японией, сообщает, что не смогла своевременно пройти необходимую регистрацию для получения автомобиля по причине длительного нахождения в больницах, где решался вопрос о возможной ампутации ног.

Проживающий в селе Лемешкино Руднянского района инвалид Великой Отечественной войны гражданин Х. (вх.422 от 16.03.2009г.) сообщает, что его никто в 2004 году не уведомлял о необходимости решить вопрос о праве на автомобиль, пройти обследование на предмет установления нуждаемости в нем и встать на соответствующий учет до 01 января 2005 года, так как в дальнейшем такой возможности не будет. Между тем Федеральный закон от
22 августа 2004 года №122-ФЗ, вносивший соответствующие изменения, был официально опубликован 30 августа 2004 года, и имелось время для того, чтобы предупредить нуждающихся в транспортном средстве инвалидов о будущих переменах, а также о действиях, которые нужно совершить для реализации в дальнейшем права на получение автомобиля.

Участница Великой Отечественной войны, инвалид второй группы Г. (вх.268 от 18.02.2009г.) смогла пройти медицинское обследование, необходимое для направления документов в орган медико-социальной экспертизы, который определял нуждаемость инвалида в транспорте, только в конце декабря 2004 года. Передать документы на рассмотрение в органы медико-социальной экспертизы она не успела.

Ветеран Великой Отечественной войны гражданин Л. (вх.1151 от 06.10.2009г.) указывает, что никто ему не сообщал об ограничении срока для постановки на учет нуждающихся в автомобиле, а также не разъяснял порядок решения этого вопроса.

В преамбуле Федерального закона «О ветеранах» определены цели установления правовых гарантий социальной защиты ветеранов, среди которых и обеспечение их активного образа жизни. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» также провозглашает своей целью обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических и других прав и свобод. С точки зрения достижения указанных целей представляется не имеющим значение время возникновения у инвалида обстоятельств, вследствие которых он признан нуждающимся в специальном транспортном средстве, как в средстве реабилитации, а также дата постановки его на соответствующий учет.

Кроме того, несправедливо обеспечивать автомобилем одних инвалидов и отказывать в этом другим только потому, что у одних необходимость в транспортном средстве возникла раньше определенной даты, а у других позже.

Как показывает практика, отмена права на бесплатное получение такого средства реабилитации, как транспортное средство, серьезно ухудшило положение многих инвалидов. Замена этого права ежемесячной денежной выплатой в действительности не является полноценной компенсацией, так как возможность приобрести на эти средства автомобиль отсутствует.