Наибольшее распространение получили следующие практики:
· различные школы индийской йоги и медитации;
· медитативные практики буддизма (в том числе ламаизма и дзен-буддизма);
· цигун, даосская система работы с энергиями;
· многочисленные школы восточных боевых искусств, главным образом, так называемых внутренних стилей: кунфу, тайцзи-цюань, багуа, синь-и (Китай); айкидо и кэндо (Япония).
Приложение 2
I. ИСТОЧНИКИ
- Книги, издаваемые Современной философско-эзотерической русской школой «Алес»
1. Анопова Е. «Сезам, откройся!». В 2-х томах. – М.: Присцельс, 1994. 1 т. – 168 с., 2 т. - 240 с.
2. Анопова Е. Закон или Открытая Книга Кармы. – 3-е изд. – М.: Когелет, 2000. – 288 с. (1-е изд. – 1996.)
3. Анопова Е. Стучащему, да откроется! – 6-е изд. – М.: Когелет, 2001. – 240 с. (1-е изд. – 1991. Текст написан в 1984.)
4. Анопова Е. Третий Луч – путь к новой Эре: Духовная миссия России. – М.: Когелет, 2001. – 56 с.
5. Ульрих И.В. Нетрадиционная астрология. – 3-е изд., испр. – М.: Присцельс, 1995. – 154 с. (1-е изд. – 1992.)
6. Андреев Д.Л. Роза Мира // Андреев Д.Л. Собрание сочинений: В 3-х т. Т.2. – М.: Моск. рабочий; Присцельс, 1995. – 608 с.
7. Апокрифы древних христиан. – М.: Общество Ведической культуры, 1994. – 70 с.
8. Бейли Алиса А. Трактат о душе. Выдержки из произведений Тибетского Учителя Джуал Кхула и Алисы А. Бейли./ Ред. Васильев Э.В. – М.: ГУМУС, 1998. – 397 с.
9. Бейли Алиса А. Трактат о семи лучах: Эзотерическая астрология. – Киев: Пресса Украины, 1993. – 414 с.
10. Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. В 2-х т. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. Т.1. Наука. – 832 с. Т.2. Теософия. – 832 с.
11. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2-х т. – С.-Пб.: Кристалл, 1998. Т.1. Космогенез. – 864 с. Т.2. Антропогенез. – 992 с.
12. Блаватская Е.П. Теософский словарь (полный). – М.: Ассоциация Духовного Единения «Золотой Век», 1994.
13. Письма Елены Рерих, 1929 – 1938. В 2 т. – Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992. – 444 с.
14. Рерих Е.И. Листы Сада Мории; Община; Агни Йога // Учение Живой Этики. В 3-х т. Т.1. / Сост. Г.Е. Чирко. – С.-Пб.: отделение изд. «Просвящение», 1993. – 586 с.
II. КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
15. Акинчиц И.И. Смысл жизни и нравственный идеал сектантской молодежи // Научный атеизм: идеал и мировоззрение. – Пермь, 1998.
16. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада). – М.: Московский университет, 1986.
17. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. – Ч.1. – М.: ИФРАН, 1999.
18. Баркер Айлин. Новые религиозные движения (пер. с англ.: коллектив авторов). – С-Пб.: Изд. Русского Христианского гуманитарного института, 1997.
19. Боголюбов Н. Тайные общества ХХ века. – С.-Пб., 1997.
20. Булгаков С.В. Православие. Ереси. Секты. Западные вероисповедания. Соборы. – М., 1994.
21. Буриковский А.Л. Новые религиозные сообщества и будущее человечества // Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе. – С.-Пб., 1991.
22. Введение в общее религиоведение: Учеб. / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. – М.: Книжный дом «Университет», 2001.
23. Дворкин А. Сектоведение: Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. – Н. Новгород: Изд. Братства во имя Св. Александра Невского, 2000.
24. Дрейк О. Тайные общества. – С.-Пб., 1991.
25. Егорцев А.Ю. Тоталитарные секты: свобода от совести. – М.: Информационно-миссионерский центр «Сектор», Московское Подворье Свято-Троицкой-Сергиевой Лавры, 1997 – 107с.
26. Ефимов (Игорь, свящ.). Современное харизматическое движение сектантства. – М., 1995.
27. Законодательство РФ о свободе совести, вероисповедания и религиозных объединениях: Сборник нормативных актов. – М.: Феникс, 1994.
28. Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ // Религиоведение. 2001. № 1.
29. Курносов Ю.В. Тайные доктрины вчера и сегодня: (Эзотеризм как культурно-исторический феномен). – М.: Интеллект, 1996.
30. Лобасто Ж. Мистика и практика. – М., 1997.
31. Мартин Уолтер. Царство культов. – С.-Пб.: Логос, 1992.
32. Медведев М., Калашникова Т. Можно ли «диагностировать карму»? – Пермь, 1995.
33. Мистики ХХ века. Энциклопедия. – М., 1996.
34. Митрохин Л.Н. Религии «нового века». – М., 1995.
35. Михайлов Г.А. Особенности религиозной ситуации в России // Религия и право. 1999. № 1.
36. Новые религиозные культы, движения и организации в России: Словарь-справочник. М.: РАГС, 1998.
37. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский Отдел МП РПЦ. – Белгород, 1997.
38. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера. В 2-х т. – М., 1999.
39. Овсянников Р.Н. О практике применения в Московской области Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 1999. № 1.
40. Основы религиоведения: Учеб. / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, М.П. Новиков, и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высш. шк., 1994.
41. Парнов Е. Трон Люцифера. – М., 1985.
42. Пименов А. Непрошедшее прошлое: к характеристике нетеистической религиозности // Религия, магия, миф: совр. филос. исслед. – М., 1989.
43. Порублев Н.В. Культы и мировые религии. – М.: Благовестник, 1994.
44. Православная Церковь. Современные ереси и секты в России. – С.-Пб.: Православная Русь, 1995.
45. Привалов К. Секты: досье страха. – М., 1987.
46. Пуха Н.В. Американская социология религии о типах религиозных организаций // Вопросы религии и теологии. По материалам студенческо-аспирантской конференции не кафедре философии религии и религиоведения МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: МГУ, 1995.
47. Религии народов современной России. – М., 1999.
48. Религиозные объединения в современной России // Аналитические обозрения Центра комплексных социальных исследований и маркетинга. Серия: «Социология», 1996. № 4.
49. Религиозные объединения Московской области: Справочник. – М.: Славянский Диалог, 1998.
50. Русаков Е. Человек, вселенная и эзотерические учения. – М., 1993.
51. Современные ереси и секты в России. – Рязань, 1996.
52. Современные секты в России: Вестник Внецерковного Православного Молодежного Движения. – М.; С.-Пб., 1995.
53. Современные секты и неоязычество в России. Сборник статей. – М., 1998.
54. Сорокин П. Религиозные группы и религиозные перегруппировки // Религия и общество. М., 1996.
55. Тиммонс У. И вот конь бледный (очерки о сектах). – М., 1994.
56. Филлард М. Мистики в ХХ веке. – Харьков, 1994.
57. Фрост Ю. Маргинальные религии. – М., 1999.
58. Христианские партии и самодеятельные объединения: Сб. материалов и док. М., 1990.
59. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. – М.; С.-Пб.,1999.
60. Энциклопедия мистических терминов /Сост. Васильев С. и др. – М.: Локид; Миф, 1998.
61. Annett, Stephen. The Many Ways of Being: A Guide to Spiritual Groups and Growth Centres in Britain. – London: Abacus, 1976.
62. Anthony, D., Robbins, Th. Religions, Families and Brainwashing. – London, 1989.
63. Beckford, James. Cult Controversies: The Societal Response to the New Religious Movements. – London & New York: Tavistock, 1985.
64. Bromley, David G. and Anson D. Shupe. Strange Gods: The Great American Cult Scare. – Boston: Beacon, 1981.
65. Choquette, Diane. New Religious Movements in the United States and Canada: A Critical Assessment and Annotated Bibliography. – Westport CT & London: Greenwood, 1985.
66. Donovan, Peter (ed.). Beliefs and Practices in New Zealand: A Directory, 2nd edition. – Palmerston North NZ: Religious Studies Department of Massey University, 1985.
67. Downton, James V. Sacred Journies: The Conversion of Young Americans to Divine Light Mission. – New York: Columbia University Press, 1979.
68. Galanter, Marc. Cults: Faith, Healing and Coercion. – Oxford University Press, 1989.
69. Lewis, James R. Apostates and the Legitimation of Repression: Some Historical and Empirical Perspectives on the Cult Controversy. – Santa Barbara: The Institute for the Study of American Religion, n.d.
70. Martin, Bernice. A Sociology of Contemporary Cultural Change. – Oxford: Blackwell, 1981.
71. Melton, J. Gordon. The Encyclopedia of American Religions, 2nd edition. – Detroit: Gale, 1987.
72. Needleman, J. In Gods We Trust. – Boston, 1976.
73. Richardson, James T. (ed.). Money and Power in the New Religions. -Lewiston, Queenston & Lampeter: Edwin Mellen Press, 1988.
74. Ritchie, Jean. The Secret World of Cults. Inside the Sects that Take over Lives. – London, An Angus & Robertson book, 1991.
75. Roberts Keith. Religion in Sociological Perspective. Second edition. Belmont, Calif.: Wadsworth Publishing Company, 1990.
76. Roszak, Theodore. Unfinished Animal: The Aquarian Frontier and the Evolution of Consciousness. – London: Faber, 1976.
77. Saliba, John. A. Psychiatry and the Cults: An Annotated Bibliography. – New York: Garland, 1987.
78. Saliba, John. A. Social Science and the Cults: An Annotated Bibliography. – New York and London: Garland, 1990.
79. Shupe, Anson D. and David G. Bromley. The New Vigilantes: Anti-Cultists and the New Religions. – Beverly Hills: Sage, 1980.
80. Stark, Rodney and William Sims Bainbridge. The Future of Religion: Secularization, Revival and Cult Formation, Berkeley: University of California Press. – 1985.
81. Toffler A. The Third Wave. – New York, 1980.
82. Wallis, Roy. The Elementary Forms of the New Religious Life. – London: Routledge & Kegan Paul, 1983.
83. Wallis, Roy. The Rebirth of the Gods? Reflections on the New Religions in the West. – Belfast: The Queen’s Univ. of Belfast, 1978.
84. Westley, Frances. The Complex Forms of the Religious Life. – Chico, CA: Scholars, 1983.
85. Wilson, Bryan. Religion in Sociological Perspective. – Oxford University Press, 1982.
86. Wilson, Bryan. Religious Sects: A Sociological Study. – London: Weidenfild and Nicolson, 1970.
87. Wilson, Bryan. Sects and Society. A Sociological Study of Three Religious Groups in Britain. – London (a.o.), Heinemann, 1961.
[1] Краткую классификацию эзотерических дисциплин, существующих в современном мире, см. в Приложении 1.
[2] Toffler A. The Third Wave. – New York, 1980. Р.310.
[3] Wallis, Roy. The Rebirth of the Gods? Reflections on the New Religions in the West. – Belfast: The Queen’s Univ. of Belfast, 1978. P.7-8.
[4] Toffler A. Ibid.
[5] Кумранские рукописи, или Свитки Мертвого моря – ветхозаветные апокрифы, найденные в 1947 г. на побережье Мертвого моря в районе Хирбет-Кумран.
Новозаветные апокрифы – это тексты, обнаруженные в 1946 г. на западном берегу Нила (юг Египта) в пункте Наг-Хаммади (бывшее греко-римское поселение Хенобоския, или Хенобоскион). Анопова же, безусловно, имеет в виду новозаветные апокрифы, ссылаясь на Апокриф Иоанна, Евангелие от Фомы, Евангелие от Филиппа, но, путая, говорит, что они найдены в 1947 г. «на побережье Мертвого моря в районе Хирбет-Кумран, недалеко от селения Хенобаксиор» (Хенобоскии). Т.е. тут у нее смешались и географические, и хронологические моменты.
[6] Анопова Е. Третий Луч – путь к новой Эре: Духовная миссия России. – М., 2001. С. 36 – 43.