Смекни!
smekni.com

Философско-эзотерической школы «Алес» (стр. 1 из 10)

СОДЕРЖАНИЕ

0. Введение…………………………………………………………2

1. Глава I. История возникновения и развития

философско-эзотерической школы «Алес»…………………...6

2. Глава II. Общая характеристика вероучения………………….12

2.1. Основы космо- и антропогенеза

§1. Планеты и созвездия. Закон Бытия.

Космические сущности. Учение Третьего Луча……13

§2. Эволюция Земли………………………………….19

§3. Введение в эзотерическую антропологию……...26

2.2. Теория фантомов………………………………………..34

2.3. Теория качеств. Система отклонений человека.

Зоны: Лестница Иакова…………………………….….36

3. Глава III. Школа «Алес» в контексте современных нетрадиционных религиозно-философских течений

3.1. Практическая деятельность в ША. Мотивация

слушателей………………………………………………...41

3.2. Типология ША………………………………………….48

4. Заключение…………………………………………………….52

5. Приложение 1………………………………………………….54

6. Приложение 2………………………………………………….56

7. Библиография………………………………………………….59

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире, как в нашей стране, так и за рубежом, можно наблюдать возрастание в обществе интереса к новым нетрадиционным религиозным движениям. По данным социологов, около 10 % населения России, прежде всего из числа молодежи, студентов, научно-технической и творческой интеллигенции, называют себя приверженцами новых религиозных течений. Так, в настоящее время, сложился и получил широкое распространение интересный социо-культурный феномен – возрождение эзотеризма. Это проявляется в форме массового увлечения оккультными практиками Запада, духовными дисциплинами Востока, шаманизмом и т.п. Появилось множество нетрадиционных консультантов, действующих как в одиночку, так и в рамках разного рода магических салонов, ассоциаций, центров.[1]

В числе объективных и субъективных факторов, способствовавших возрождению эзотеризма, можно выделить следующие: открытый доступ к ранее закрытой информации (обилие эзотерической литературы, как серьезных публикаций, так и оккультного «ширпотреба», множество периодических изданий на данную тему в печатном виде и в Интернет); слабость позиций РПЦ и политизация православия; преобладающие в обществе разобщенность, неустойчивость, отчуждение, социальная фрустрация, чувство бессилия и подавленности, с одной стороны, и инертность, пассивность и безразличие – с другой; деполитизация и деидеологизация населения; кризис академической науки в целом, и медицины в частности; отсутствие традиций психологического консультирования в силу известных политических и идеологических причин.

Хотелось бы отметить, что известный американский футуролог А. Тоффлер, на которого сейчас стало модным ссылаться, был не первым, кто сумел выразить нарастание стихийно формирующегося религиозного плюрализма, емкой фразой «появление рынка спиритуальных товаров».[2] Мало кому известно, что за два года до Тоффлера, в 1978 году, ирландский профессор социологии Рой Валлис, название работы которого можно перевести как «Второе рождение Богов?», писал о новом в то время феномене “salvation commodity” (товары спасения). Последние, по словам Валлиса, «включают набор идей, навыков, техник, которые могут быть выставлены на рынке сбыта [курсив наш. – А.В.], подобно любым другим товарам…»[3] Как видим, американский футуролог просто немного перефразировал ирландца. Сам же Тоффлер, убежденный в том, что массовое появление новых религий – это свидетельство цивилизационного прорыва западных стран в постиндустриальную эпоху, с некоторой тревогой, хотя и с надеждой, взирает на это явление: «В самой гуще спиритуального супермаркета… взойдут семена новой позитивной культуры, соответствующей требованиям нашей эпохи».[4]

Среди яркого разнообразия различных религиозно-философских течений, доказывающего актуальность данной работы, мы выбрали одну типическую школу – Современную философско-эзотерическую русскую школу «Алес» (это ее полное название. В дальнейшем для краткости будем называть ее ША) – для рассмотрения ее учения в религиоведческом ключе. Актуальность данной работы подтверждается еще и тем, что, во-первых, количество слушателей, прошедших курс обучения в «Алес» более чем за десять лет ее существования превышает тысячу человек; во-вторых, вероучение ША является весьма типическим для возникающих в мире в последние десятилетия философско-эзотерических течений, характерной особенностью которых является синкретизм.

Целью нашего исследования будет являться раскрытие сущности феномена эзотерической школы, выяснение его специфики и роли в современной культуре России. Для этого автору необходимо выполнить следующие задачи:

- проследить историю возникновения и развития ША ( Гл. I);

- составить общую характеристику ее вероучения (Гл. II);

- обозначить основные направления практической деятельности данной школы;

- выявить мотивацию слушателей ША;

- определить типологию религиозно-философского учения школы «Алес» в контексте современных нетрадиционных религиозных движений (Гл. III).

Новизной нашей работы будет являться то, что данную школу, как и превалирующее большинство других эзотерических школ, еще никто не рассматривал с религиоведческих позиций. В связи с тем, что эта проблема практически не разработана, основной трудностью исследования является отсутствие историографии по данному вопросу. Кроме того, эзотерический характер используемого материала и терминологии усложняет интерпретацию учения.

Помимо первоисточников (книг, издаваемых ША) и критической литературы, в данной работе использованы материалы личного интервью с преподавателем данной школы (по просьбе которой мы не будем называть ее фамилии); запись лекций и консультаций с преподавателями школы «Алес»; опрос слушателей; а также наш собственный опыт обучения в ША (в течение двух с половиной лет) до занятия религиоведением, т.е. опыт слушателя «изнутри».

Автор сердечно благодарит за помощь в поиске информации и предоставление материалов преподавателей ША, нашего научного руководителя доцента В.В. Винокурова, а также доктора философских наук, профессора И.Я. Кантерова.

Глава I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКО-ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ «АЛЕС»

В данный момент нам не представляется возможным точно обозначить тот фон, на котором возникло учение Современной философско-эзотерической русской школы «Алес», поскольку десять лет назад – а именно столько уже существует данная организация, – да и вплоть до настоящего времени никто еще не выразил подлинного интереса к подсчету, изучению с научной точки зрения и классификации философско-эзотерических школ в России. И даже если бы выразил, обязательно столкнулся бы с основной в этой области трудностью – как найти организацию, если она осуществляет свою деятельность «подпольно»: не имеет юридической регистрации, не делает себе кричащей рекламы? Одной из таких школ является ША. Ее нет ни в одном из имеющихся на сегодняшний день справочников по новым религиозным движениям.

Школа «Алес» открыла двери для своих слушателей в декабре 1991 года. У истоков ее возникновения стояли четыре человека: Е.И. Анопова, И.В. Ульрих, А.В. Дроздов, А.П. Морозов. Эклектическое учение, созданное ими, вобрало в себя элементы (как лексические, так и концептуальные) теософии Елены Блаватской, систем мировоззрения Даниила Андреева, Алисы Бейли, Елены Рерих, а также христианства (см. Библиография: Источники), хотя скорее гностический его вариант, так как Анопова часто ссылается на тексты Наг-Хаммади, правда, путая их с Кумранскими

рукописями.[5]

Поскольку, в связи с отсутствием юридической регистрации, статус организации официально определен не был, создатели ША дали ей такое название, по их словам, условно, чтобы хоть как-то обозначить ее для слушателей. Первоначально в названии значилось просто «эзотерическая», позже, в 1996 году, добавили «философско-эзотерическая», вероятно, в связи с тем, что круг интересующихся философией в то время (судя по обилию литературы по данной тематике на прилавках книжных магазинов) заметно расширился.

АЛЕС – это, согласно учению данной школы, подлинное «энергетическое» имя Земли; но об этом мы поговорим позже. Понятия «русская» и «современная» в названии ША не указывают на то, что есть еще зарубежная «Алес» (хотя некоторые из их книг, в частности «Стучащему, да откроется!», «Нетрадиционная астрология», в 1993 году переводились на английский язык) или что ранее существовала еще какая-нибудь ША (т.е. не современная). «Русская» просто подчеркивает мировое значение России, русской метакультуры[6] (вслед за Д. Андреевым[7]). Понятие же «современная» претендует на принятие во внимание новых, появившихся уже в последнее время запросов и требований человека в области духовного поиска.

Пять – шесть лет назад, еще в тот период, когда автор данной работы сама посещала ША, школа насчитывала более ста слушателей. «Очевидцы» утверждают, что число обучавшихся в едва появившейся на свет «Алес», т.е. десять лет назад, было практически таким же. В настоящее время, учитывая тот факт, что контингент постоянных посетителей сменился на процентов восемьдесят (как минимум), общее число слушателей не превышает 90 – 100 человек. Сейчас существуют две рабочие группы, насчитывающие по 40 – 50 обучающихся каждая. Как раньше, так и в настоящее время, группы делятся на «первый год обучения» и «продолжающих» (тех, кто занимается уже более года, вплоть до десятилетия).[8] В каждой группе занятия проводятся один раз в неделю.

Сейчас новичкам читается начальный курс лекций, включающий следующие моменты:

- основные положения Учения Третьего Луча (в этом учении, как считают в ША, воплощена «новая интегральная система эзотерических и метафизических знаний»);