Смекни!
smekni.com

Методические указания к курсовому проекту по дисциплине «Проектирование информационных систем» (стр. 2 из 4)

· обработка текстовой информации;

· работа с электронной почтой.

После обоснования состава задач пользователя следует приступить к проектированию пользовательского интерфейса (User InterfaceUI), который включает в себя: меню, экранные формы и отчеты.

К основным принципам проектирования пользовательского интерфейса относятся:

· видимость состояния системы;

· последовательность и стандартизация;

· дружественность.

Видимость состояния системы (правило обратной связи) предполагает наличие информации о ходе процесса обработки данных, например, сколько времени прошло от начала процесса копирования.

Принцип последовательности и стандартизации означает использование одних и тех же средств для выражения схожих образов и выполнения действий, имеющих одинаковую природу. Примером применения принципа последовательности и стандартизации является интерфейс «в стиле Windows».

Дружественность интерфейса предполагает поддержку работы пользователя с помощью справочной системы (Help), сообщений об ошибках и контекстных подсказок.

5. Проектирование иерархического меню. Функциональная часть информационной системы обычно имеет иерархическую структуру, то есть содержит комплексы и, наконец, отдельные задачи. Выбор требуемой задачи в этом случае удобно осуществлять с помощью иерархического меню.

Например, на верхнем уровне иерархии могут находиться такие комплексы задач, как:

· Поддержка (формирование ведения базы данных).

· Обработка (планирование, учет, анализ и т.д.).

· Справки (отчеты, ответы на запросы).

В скобках указаны подкомплексы задач. Пользователю предоставляется возможность последовательно конкретизировать выбор интересующего подкомплекса задач и, наконец, отдельной задачи, которую он собирается решать.

Порядок проектирования меню предусматривает следующую последовательность работ:

· проектирование содержания меню;

· проектирование формы меню;

· программное обеспечение меню.

Проектирование содержания меню должно соответствовать составу задач, приведенных в пункте 4.

Выбор пункта меню может завершаться:

· появлением на экране меню нижнего уровня;

· выполнением команды (например, возвратом в системное меню);

· выполнением процедуры (например, процедуры ввода или вывода информации, функциональной обработки);

· появлением «заглушки» ‑ сообщения о том, что данный пункт еще не реализован, или же другого комментария.

Итоги работы по содержательному проектированию меню могут быть представлены в виде таблицы, пример которой (таблица 2) для АРМ работника склада приведен ниже.

В главном меню следует предусмотреть пункт «Выход», который позволяет вернуться к системному меню, что удобно при отладке системы.


Таблица 2

Содержательное проектирование иерархического меню

Пункт главного меню

Пункт подменю

Экранная форма

для ввода информации

Выходная форма

(отчет)

Помощь Приход Расход Отпуск на сторону Внутреннее перемещение Отпуск по лимитно- заборной карте Справки Остатки материала Движение материалов Выход

‑ Приходный ордер Подменю Товарно-транспортная накладная Требование Лимитно-заборная карта Подменю Наименование Наименование, период

Текст инструкции Приходный ордер

‑ Заглушка Требование Лимитно-заборная карта Отчет о наличие материалов Отчет о движении материалов Системное меню


Рассмотрим вопросы проектирования формы меню.

Иерархическое меню обычно содержит главное меню в виде горизонтально расположенной линейки. Выбор пункта этого меню приводит к появлению всплывающего меню. Все меню, начиная с третьего уровня, называются каскадными. Свое название они получили потому, что располагаются на экране уступами, частично перекрывая друг друга.

Существует ряд правил, которыми следует руководствоваться при проектировании меню. Эти правила соответствуют международным стандартам по проектированию пользовательского интерфейса. Один из этих стандартов ‑ CUA (Common User Access).

Назовем следующие рекомендации:

1. Количество уровней в меню должно быть не более 2–3.

2. Пользователь должен знать, в какой точке иерархического меню он находится, то есть следы предыдущих уровней должны оставаться.

3. Пункты меню не нумеруются.

4. Название пункта горизонтального меню должно быть коротким – из одного слова.

5. Заглавной должна быть только первая буква названия пункта.

6. Пункт меню может быть выбран по первой (выделенной) букве его названия. Если первая буква названия пункта не является уникальной, то можно назначить любую выделенную букву.

7. Для выбора пункта всплывающего меню может быть предназначена «горячая» клавиша (hot key), поскольку путь к нему через главное меню может быть долгим.

8. Пункты, к которым часто обращаются, должны быть расположены в начале меню. Если присутствует пункт «Помощь», то он располагается в начале главного меню, а пункт «Выход» – в конце.

9. Логически взаимосвязанные пункты всплывающего меню объединяются в группы сплошной горизонтальной линией и могут получить свои подзаголовки.

10. При оформлении меню может быть выбрана цветовая схема (color scheme). Вертикальное (всплывающее) меню может быть выделено тенью (shadow).

11. Следует избегать пунктов меню верхнего уровня, не содержащих раскрывающихся меню.

12. Пункты меню, активизирующих диалоговые окна,·должны заканчиваться символом троеточия.


Результат проектирования иерархического меню следует представить в графическом виде в форме дерева (рисунок 1):

Рис. 1. Представление иерархического меню

в графическом виде

1 – имя меню;

1.1; 1.2; …; 1.n – пункты меню 1-го уровня;

1.2.1; …; 1.n.i – пункты меню 2-го уровня.

6. Описание постановки задачи.

Описание постановки задачи предусматривает:

a. Содержательное описание задачи в словесной форме (экономическая сущность задачи, цели, эффективность, периодичность решения, допустимые достоверность и оперативность, связь с другими задачами).

b. Составление информационно-технологической схемы решения задачи с выделением этапов решения и соответствующей входной и выходной информации.

Описание входной информации:

· первичные документы,

· информация, хранящаяся в базе данных.

Описание выходной информации:

· отчеты,

· справки.

c. Написание алгоритма решения задачи. Алгоритм представляется в виде последовательности формул для расчета и логических переходов или блок-схемы.

d. Составление диалоговой модели работы пользователя с АРМ.

e. Описание порядка работы пользователя с выходной информацией для принятия решений.

7. Проектирование базы данных.

В реляционной модели данные представлены в виде таблиц. Таблицы похожи на обычный последовательный файл: строки таблицы – это записи, столбцы ‑ поля записи. Связь между таблицами осуществляется с помощью общих ключевых полей записи.

При проектировании базы данных необходимо определить количество записей, содержащихся в ней, реквизитный состав записей, тип и значность соответствующих полей, учитывая реальные возможности конкретной СУБД.

При этом следует помнить, что обычно СУБД поддерживают пять типов данных:

· символьное (Character),

· числовое (Numeric),

· логическое (Logical),

· дата (Data),

· примечания (Memo).

Состав полей базы данных задается согласно таблице 3.

Таблица 3

Наименование поля

Имя поля

в таблице

Тип данных

Размер поля

Метод контроля

Описание реквизита

Проектирование структуры базы данных в виде датологической модели должно быть представлено с использованием ER-диаграммы. Пример ER-диаграммы базы данных АРМ работника склада приведен на рисунке 2.

8. Проектирование экранных форм.

Экранные формы в настоящее время образуют основу интерфейса в человеко-машинном диалоге.

Порядок проектирования экранной формы подразумевает следующие этапы:

· проектирование содержания экранной формы;

· проектирование ее формы представления (формы экрана);

· программное обеспечение экранной формы.

Содержание экранной формы зависит от ее назначения. По назначению можно выделить четыре класса экранных форм:

· для ввода информации в базу данных, то есть для формирования и ведения базы данных;

· для ввода параметров обработки информации по задаче и идентификаторов запросов (условия выборки);

· для вывода результатов решения задачи и справочной информации;

· комбинированные экранные формы, предусматривающие многоцелевое назначение.

Проектирование сценария диалогового режима решения задачи состоит в разработке взаимосвязанной последовательности экранных форм и правил перехода между ними.

Содержание экранных форм должно отвечать принципу «дружественности»: обозначения реквизитов должны быть представлены на русском языке в соответствии с привычной для пользователя терминологией, процесс ввода должен сопровождаться подсказками и контролем.


Рис. 2. Пример ER-диаграммы базы данных АРМ работника склада в СУБД Access