Смекни!
smekni.com

Методические указания по философии для поступающих в аспирантуру Санкт-Петербург 2010 г (стр. 2 из 6)

Философское мировоззрение как теоретическое миропонимание, направленное на поиск предельно общих оснований бытия и познания. Социально-исторические и научно-теоретические предпосылки возникновения философии.

2.2 Специфика структура и назначение философского знания.

Предмет философии, круг ее проблем. Изменение предмета философии в ходе исторического развития.

Структура философского знания. Онтология, гносеология, аксиология, философская антропология, социальная философия и пр. Философия и научные знания о природе, обществе, человеке. Философия и религия.

Место и роль философии в жизни человека и в духовной культуре общества.

2.3 Особенности древнеиндийской философии, ее основные направления и школы.

Антропоцентризм и мифогенный характер религиозно-философских учений Древней Индии.

«Веды» как основа древнеиндийской культуры и философии. Содержание основных понятий индийского мировоззрения (Атман и Брахман, майя, йога, сансара, карма, нирвана). Познание как самопознание.

Ортодоксальное (астика) и неортодоксальное (настика) направления индийской философии, их школы. Материализм и гедонизм философии чарваков.

Человек, его жизнь, смерть и бессмертие в концепции буддизма.

2.4 Особенности древнекитайской философии и ее основные школы.

Специфика культуры Древнего Китая, ее основные ценности и понятия (Ян и Инь, Дао и пр.), их влияние на формирование и развитие философии. Возникновение конфуцианства и даосизма.

Этико-политическое учение Конфуция: идея порядка; концепция идеальной личности («благородного мужа»); система социальной иерархии и учение об «исправлении имен». Конфуцианство и западноевропейская культура.

Учение о мире и человеке в учении Лао-Цзы. Понятие «Дао» и принцип «не-деяния». Даосизм в современном мире.

Главные идеи легизма (школы законников).

2.5 Специфика и значение древнегреческой философии; первые (досократические) школы.

Гносеогенный характер древнегреческой натурфилософии, ее связь с наукой.

Проблема первоосновы, первоначала мира в материалистических учениях. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Материализм и диалектика Гераклита Эфесского. Элейская школа: проблемы бытия (Парменид) и движения (апории Зенона). Идеалистические тенденции в пифагореизме.

Атомизм Левкиппа и Демокрита и его последующее развитие в древнегреческой философии.

Значение древнегреческой философии для дальнейшего развития западноевропейской философской мысли.

2.6 Антропологический поворот в античной философии (Сократ и софисты).

Смещение основной проблематики древнегреческой философии в V в. до н.э. с натурфилософских проблем на антропологические.

Софисты. Проблема истины и гносеологический релятивизм. Протагор: «Человек есть мера всех вещей». Понятие «софистика» в современной культуре.

Сократ: основные принципы его философии и философствования. Учение о человеке. Проблема истины. Рационалистическая этика. Сократ и софисты.

2.7 Система объективного идеализма Платона.

Платон и Сократ. Учение Платона как первая система объективного идеализма. «Мир вещей» и «мир идей», учение о человеке. Теория познания как «теория припоминания». Концепция «идеального государства».

Академия Платона. Платон и Аристотель. Влияние Платона на последующее развитие философской мысли.

2.8 Философское учение Аристотеля: основное содержание и историческое значение.

Аристотель, его труды и учение. Энциклопедизм Аристотеля.

Аристотель и Платон, критика учения об «идеях». Онтология Аристотеля: учение о

материи и форме, о движении, причинности. Понятие целевой причины. Идея перводвигателя. Учение Аристотеля об обществе и государстве.

Место и роль идей Аристотеля в последующем развитии философии и науки.

2.9 Античная философия эпохи эллинизма (скептицизм, кинизм, эпикуреизм, стоицизм).

Общественно-политический кризис греческих полисов в 1У в. до н.э. и переориентация философии на определение принципов личного поведения. Возникновение философского скептицизма (Пиррон из Элиды, Секст Эмпирик).

Кинизм как теория и образ жизни (Антисфен и Диоген Синопский).

Материализм, атомизм и гуманизм философии Эпикура. Эпикуреизм и этическое учение стоиков: проблема судьбы.

Скептицизм, кинизм, эпикуреизм и стоицизм в философии и культуре последующих эпох.

2.10 Специфика, проблематика и основные этапы развития философии западноевропейского Средневековья.

Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии. Радикальное изменение системы ценностей. Аскетизм и духовность как нравственный идеал. Теоцентризм.

Средневековая патристика. Христианский неоплатонизм Августина Аврелия. Первенство Бога над миром, воли над интеллектом, веры над разумом. Проблема социального прогресса в работе «О Граде Божьем».

Средневековая схоластика: основные идеи и принципы. Спор об универсалиях. Номинализм и реализм. Фома Аквинский как представитель «высокой схоластики». Христианский неоаристотелизм, принцип «гармонии веры и разума»; соотношение науки, философии и религии.

Значение средневековой философии. Неотомизм в современной культуре.

2.11 Характерные черты и основные направления развития философии эпохи Возрождения.

Основные черты эпохи: формирование светской культуры, антропоцентризм, гуманизм, индивидуализм, возрождение античных идей и идеалов.

Натурфилософия и естественнонаучная мысль Ренессанса. Пантеизм Николая Кузанского и Джордано Бруно. Гелиоцентризм (Николай Коперник). Критика религиозной картины мира.

Социально-политическая мысль. Утопические концепции идеального общества (Томас Мор, Томазо Кампанелла). Проблема соотношения морали и политики в работе Николо Макиавелли «Государь».

Религиозная философия. Мартин Лютер: возникновение протестантизма; принципы индивидуализма и гуманизма в религии.

Историческое значение ренессансной философии.

2.12 Научная революция XVI-XVII вв. и возникновение философии Нового времени.

Социокультурные предпосылки возникновения философии Нового времени: развитие капитализма, ранние буржуазные революции в Европе, новые географические открытия, прогресс в развитии естествознания. Формирование механико-материалистической метафизической картины мира. Деизм.

Френсис Бэкон – родоначальник философии Нового времени («Новый органон», Новая Атлантида»). Осмысление науки как социального феномена. Анализ причин научных заблуждений (учение об «идолах»). Обоснование эмпиризма. Метод индукции.

Развитие идей Ф.Бэкона в философии Томаса Гоббса («Левиафан»).

2.13 Рационализм в гносеологии Нового времени.

Проблема обоснования достоверности научного знания. Рене Декарт: «cogito ergo sum», принцип методологического сомнения. Учение о «врожденных идеях». Дедукция как метод построения научной теории. Учение о субстанции, дуализм.

Рационализм в последующем развитии новоевропейской философии. Пантеизм и картезианство Бенедикта Спинозы. Онтологический плюрализм Готфрида Лейбница («Монадология»).

Критика рационализма с позиций сенсуализма.

2.14 Материализм и идеализм в развитии новоевропейского сенсуализма

Возникновение и сущность сенсуализма. Джон Локк: критика картезианского рационализма; разум как «tabula rasa». Обоснование роли чувственного опыта в познании.

Дж. Беркли: критика понятия материи с позиций сенсуализма и трансформация локковского материалистического сенсуализма в субъективный идеализм.

Критика берклианства и гносеологический скептицизм Давида Юма.

Материалистический сенсуализм французских просветителей XVIII века.

2.15 Философия французского Просвещения XVIII века.

Основные черты французского Просвещения. Критика феодализма, абсолютизма, религии и церкви, вера в человеческий разум и общественный прогресс.

Материализм и «воинствующий» атеизм Дени Дидро, Поля Гольбаха («Система природы»), Ж.Ламетри («Человек-машина») и др. «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», ее роль в деятельности просветителей и в формировании нового мировоззрения.

Социально-политические идеи французских просветителей. Ж.ан-Ж.ак Руссо (Об общественном договоре»), Шарль Монтескье («О духе законов»), Вольтер и др.

Философия французского Просвещения как идейная подготовка французской буржуазной революции.

2.16 Априоризм, агностицизм и дуализм философской концепции И.Канта.

Два периода в творчестве Иммануила Канта. Диалектика естествознания в работах «докритического» периода («Всеобщая естественная история и теория неба», и пр.).

Основные идеи «Критики чистого разума». Учение об «априорных формах знания». «Вещь-в-себе» и «явления», дуализм и агностицизм.

Этическое учение Канта: «Критика практического разума». Анализ мотивов человеческих поступков. Безусловное первенство долга. «Категорический императив». Положение об абсолютном достоинстве каждой личности. «Нравственное доказательство» бытия Бога.

Место Канта в истории философии.

2.17 Философская концепция и диалектика Г. Гегеля.

Георг Гегель – мыслитель, венчающий развитие немецкой классической философии. «Феноменология духа». Система «абсолютного идеализма». Принцип тождества бытия и мышления. Основные этапы саморазвития Абсолютной Идеи и возникновение природы, человека, общества.

Историзм и диалектика Гегеля. Принципы, законы и категории гегелевской диалектики. Место Гегеля в истории философии, его влияние на последующее развитие философской мысли.

2.18 Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Критика Людвигом Фейербахом гегелевского идеализма. Работа «Сущность христианства»: гносеологический анализ религиозных идей и критика религии.