Смекни!
smekni.com

Методические указания по философии для поступающих в аспирантуру Санкт-Петербург 2010 г (стр. 3 из 6)

«Основные положения философии будущего»: антропологический материализм, гуманизм, этика любви.

Влияние философии Л. Фейербаха на развитие философии марксизма.

2.19 Диалектико-материалистическая концепция общества и истории в философии марксизма.

Идейные источники марксистской философии. Переход Карла Маркса и Фридриха Энгельса от гегельянства к диалектическому материализму.

Распространение принципов материализма и диалектики на общество, историю. Материальные и духовные процессы в обществе. Общественное бытие и общественное сознание. Базис и надстройка. Основные сферы социальной жизни и их взаимосвязь. Развитие общества как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций.

Марксизм как философия и идеология в XX веке.

2.20 Позитивизм и основные этапы его эволюции.

Возникновение философии позитивизма. Огюст Конт: основные принципы позитивизма. Социология как научная, «позитивная» философия.

Революция в физике в конце XIX – начале XX века и «второй позитивизм» (эмпириокритицизм). Эрнст Мах и Рихард Авенариус.

«Логический» позитивизм. Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн и «венский кружок» логического анализа. Принцип верификации и его трактовка в современной науке.

Постпозитивизм в XX веке как «философия науки». Томас Кун, «Структура научных революций»: проблема преемственности в развитии научного знания, соотношение понятий «научность» и «истинность»; развитие науки как смена «парадигм».

2.21 Западноевропейский иррационализм: «философия жизни» в Германии Х1Х века (А.Шопенгауэр и Ф.Ницше).

Сущность философского иррационализма, социокультурные предпосылки его появления и распространения в европейской философии Х1Х в.

Артур Шопенгауэр как «предтеча» философии жизни. Идейные истоки шопенгауэровского пессимизма и волюнтаризма. Влияние Канта, древнеиндийской философии. «Мир как воля и представление». Учение о Мировой Воле и трагизме человеческого бытия.

Идейные истоки философии Фридриха Ницше. Влияние А.Шопенгауэра, социал-дарвинизма. Жизнь как «воля к власти». Учение о сверхчеловеке и переоценке ценностей. Нигилизм. Критика христианской «морали рабов». Фальсификация ницшеанского наследия в Германии 20-х – 30-х гг.

2.22 Возникновение, этапы развития и сущность философии экзистенциализма.

Становление основных идей экзистенциальной философии: Серен Кьеркегор («Страх и трепет»). Критика рационалистического подхода к проблеме человеческого существования, неприменимость научных методов в самопознании человека. Понятие экзистенции, «подлинного» и «неподлинного» существования.

Экзистенциализм в России конца Х1Х – начала ХХ в. (Лев Шестов, Николай Бердяев).

Развитие экзистенциализма в европейской философии XX века (Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю и др.). Религиозный и «атеистический» экзистенциализм. Проблемы сущности человека и смысла его бытия, свободы и ответственности. Проблемы гуманизма (Сартр, «Экзистенциализм - это гуманизм»).

Место экзистенциализма в культуре ХХ века.

2.23 Философские аспекты психоанализа.

Возникновение психоанализа: Зигмунд Фрейд о структуре человеческой психики («Я и ОНО»). Основные элементы: «Я», «ОНО», «СВЕРХ-Я», их соотношение. Бессознательное в человеке: «силы Эроса» и «силы Танатоса». Биологизация человека и культуры (процесс сублимации).

Неофрейдизм. Карл Густав Юнг: учение об «архетипах коллективного бессознательного» как матрице культуры и личности человека. «Культурные» архетипы («мировое дерево», «мудрый» старец и т.п.) и «личностные» архетипы («тень» и «маска», «анима» и «анимус» и пр.).

Эрих Фромм: критика фрейдизма; «гуманистический» психоанализ как синтез психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Учение об «экзистенциальной дихотомии» человека. «Прогрессивный» и регрессивный» способы достижения душевной гармонии («Душа человека»).

Значение психоанализа в развитии философии, науки и культуры.

2.24 Специфика и основные этапы развития русской философской мысли.

Специфика русской философии: антропосоциоцентризм, религиозность, тенденция к иррационализму, связь с искусством и пр. Проблема возникновения и формирования самостоятельной философии в России. Славянофилы и западники как первый опыт самостоятельного философствования русских мыслителей.

Философичность классической литературы XIX в. (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой).

Философия «всеединства» Владимира Сергеевича Соловьева, ее влияние на последующее поколение русских философов (Николай Бердяев, Павел Флоренский, Сергей Булгаков и др.).

Специфика развития русской философии после октября 1917 года.

2.25 Русский космизм как феномен мировой философской мысли.

Социокультурные предпосылки идей космизма в России конца Х1Х - начала ХХ в. Человек как центр мировой эволюции. Проблема судеб мироздания и места человека в мире.

Религиозный космизм (Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Павел Флоренский и др.) о сущности и назначении человека.

Естественнонаучный космизм. Учение Николая Федорова о «воскрешении отцов». «Космическая философия» Константина Эдуардовича Циолковского. Учение Владимира Ивановича Вернадского о ноосфере.

Русский космизм и судьбы европейской цивилизации начала XXI века.

2.26 Проблема бытия в философии.

Категории бытия и небытия, существования, сущности и явления их место в системе философского знания.

Трактовки бытия в истории философской мысли с позиций материализма, объективного и субъективного идеализма, религии и агностицизма.

Виды бытия. Объективное и субъективное бытие, материальное и идеальное, их взаимосвязь.

Специфика бытия человека, природы, общества.

2.27 Философское учение о материи и ее атрибутах.

Понятие «материя» и философский материализм. Эволюция понятия «материя» в истории философской мысли (античность, Новое время, философия ХХ в.)

Гносеологический и субстратный подходы к определению материи. Атрибутивная концепция материи. Материя, движение, пространство, время.

Понятие материи и принцип материального единства мира. Распространение понятия материи на все более сложные виды реальности (общество, физические поля и пр.).

Значение категории «материя» для развития философского материализма и науки.

2.28 Философское учение о движении и развитии.

Движение как атрибут материи. Движение и покой. Понятие «форма движения». Учение Ф.Энгельса об основных формах движения материи и их взаимосвязи. Современные научные представления о формах движения.

Движение и развитие, признаки развития. Диалектика как учение о развитии. Основные законы диалектики о причине, характере и направленности процессов развития. Прогресс и регресс. Проблема критериев прогрессивного развития применительно к природным и социокультурным процессам, к личности человека.

2.29 Проблема пространства и времени в истории философской и естественнонаучной мысли.

Пространство и время как атрибуты бытия. Пространство, время и материя в классической и релятивистской физике. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени.

Реальное, концептуальное и перцептуальное пространство и время. Современные представления о многообразии видов пространства и времени. Физическое, химическое и биологическое пространство и время, их специфика.

Социальное (культурное, историческое) пространство и время. Роль этих понятий в современных социальных и культурологических теориях (ритмы социального развития, локальные культуры и пр.)

2.30 Принцип детерминизма в философии и естествознании.

Детерминизм и индетерминизм.

Детерминизм как учение о взаимосвязи и причинной обусловленности явлений. Причина и следствие. Многообразие причинно-следственных связей. Детерминизм, индетерминизм, вероятностный детерминизм.

Необходимость и случайность. Закон как выражение необходимости. Динамические и статистические закономерности. Детерминизм и проблема свободы человека; фатализм и волюнтаризм. Свобода как познанная необходимость.

2.31 Сущность, структура и специфика человеческого сознания.

Проблема возникновения и сущности сознания в истории философии: материалистический и религиозно-идеалистические подходы.

Современные научные представления о возникновении, сущности и структуре сознания человека. Сознание как высшая форма отражения действительности Качественное отличие сознания человека от психики животных.

Содержание сознания. Проблема идеального. Сознание и язык.

2.32 Познаваемость мира как философская проблема.

Проблема познаваемости мира в истории философии (античность, средневековье, Новое время). Материалистический и религиозно-идеалистический подходы к вопросу о сущности познавательного процесса. Познание как отражения, познание как припоминание, познание как откровение.

Гносеологический оптимизм и гносеологический скептицизм. Агностицизм.

Человек как субъект познавательного процесса. Проблема познавательных возможностей человека. Сенсуализм, рационализм и иррационализм о путях постижения истины.

2.33 Познавательные способности человека.

Субъект и объект процесса познания, их общественно-исторический характер. Проблема сущности познания и познавательных способностей человека в истории философской мысли.

Чувственное познание: его ограниченность и значение в познавательном процессе. Критический анализ сенсуализма.

Рациональное познание (абстрактное мышление): сущность и значение в познавательной деятельности человека. Критика гносеологического рационализма.

Вера и интуиция в процессе познания. Анализ религиозно-философских и иррационалистических концепций. Религиозная и нерелигиозная вера. Роль интуиции в науке.