установление причин и условий совершения преступного деяния.
Заслуживает внимание и мнение С.П. Щербы и А.В. Савкина, которые полагают, что "способствование раскрытию преступления должно выражаться не только в стремлении обвиняемого в производстве конкретных процессуальных действий, но и в том, что инициатива в проведении отдельных следственно-розыскных мероприятий по сбору и фиксации доказательственной информации, направленных на раскрытие преступления, должна исходить от самого подозреваемого, обвиняемого. Именно его инициатива и действия должны оказать существенную помощь следователю в раскрытии преступления, сократить время, затраты на выполнение процессуальных процедур, ускорить возмещение потерпевшему причиненного ущерба. Результатом этих действий, в основном, должно быть раскрытие преступления".
Возмещение или заглаживание вреда, причиненного преступлением, как признак деятельного раскаяния означает следующее. Если речь идет об имущественном ущербе, т.е. об убытках, причиненных преступлением (кражей, вымогательством, грабежом, разбоем, мошенничеством и др.), признаком деятельного раскаяния может служить:
1) возвращение потерпевшему в натуре имущества, которым виновный незаконно завладел в результате преступления, либо добровольная выдача этого имущества органу расследования;
2) добровольная денежная компенсация убытков, причиненных преступлением;
3) восстановление своими силами или за свой счет поврежденного в результате преступления имущества, принадлежащего потерпевшему (например, ремонт строения, поврежденного в результате умышленного повреждения чужого имущества).
Моральный вред, причиненный преступлением, может быть заглажен путем принесения потерпевшему, например по уголовному делу об оскорблении, извинения. Наибольший эффект такое извинение имеет, если оно принесено публично, допустим, с использованием средств массовой информации. По делу о клевете моральный ущерб может быть заглажен также путем извинения перед потерпевшим и опровержения клеветнических сведений с таким расчетом, чтобы это опровержение могло быть принято к сведению тем кругом лиц, в глазах которых потерпевший был опорочен клеветой[8].
Таким образом, можно сделать вывод, что освобождение от уголовной ответственности при деятельном раскаянии предусмотрено при наличии следующих обстоятельств:
а) лицо совершило преступление впервые;
б) данное преступление относится к преступлениям небольшой или средней тяжести (ч.2 и 3 ст.15 УК);
в) совершивший преступление добровольно явился с повинной и способствовал раскрытию преступления;
г) он возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления;
д) в силу вышеперечисленных обстоятельств, которые в совокупности характеризуются деятельным, иначе говоря, активным, результативным раскаянием, лицо, совершившее деяние, перестало быть общественно опасным[9].
Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием лица, совершившего преступление иной категории (тяжкого, особо тяжкого), допускается только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК (ч.2 ст.75 УК).
Освобождение лица от уголовной ответственности в связи с его деятельным раскаянием производится судом, прокурором, а также следователем и дознавателем с согласия прокурора путем прекращения уголовного преследования в отношении данного лица. До прекращения уголовного преследования лицу должны быть разъяснены основания прекращения и право возражать против такого нереабилитирующего окончания производства по уголовному делу. Прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием не допускается, если лицо против этого возражает. В данном случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке (ч.3 и 4 ст.28 УПК).
По рассматриваемому основанию прекращается достаточное количество уголовных дел: 47, или 15,7%, из 300 изученных дел, а в структуре дел, прекращенных по нереабилитирующим основаниям, это составляет уже 21,5%. Об этом свидетельствуют и данные о количестве лиц, в отношении которых уголовное преследование было прекращено органами предварительного расследования, действующими в Южном федеральном округе (без учета решений, принятых следователями органов федеральной службы безопасности) в связи с деятельным раскаянием: в 2001 году 5300 таких лиц из 47906, или 4,1%; в 2002 году - 6275 из 100417, или 6,2%; в 2003 году (1 полугодие) - 4662 из 20241, или 23%[10].
В соответствии со статьёй 76 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.
Ст.76 УК РФ позволяет освободить от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим обвиняемого или подозреваемого в любом совершенном впервые преступлении небольшой и средней тяжести. При этом не имеет значения, от кого - виновного или потерпевшего - исходила инициатива примирения. Главное заключается в том, что потерпевший письменно заявил о своем нежелании привлечь данное лицо к уголовной ответственности по мотивам, которые могут быть самого разного свойства (жалость, прощение и т.п.).
Так же как и при деятельном раскаянии, освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением потерпевшего и обвиняемого (подозреваемого) допускается лишь при условии, что виновный загладил вред, причиненный преступлением, т.е. еще до примирения возместил убытки, устранил своими силами или за свои средства материальный ущерб, извинился за моральный вред или компенсировал его в денежной форме, что удовлетворяет потерпевшего[11].
Поскольку ст.76 УК РФ предусматривает не обязанность, а право освободить от уголовной ответственности, при решении данного вопроса, кроме самого факта примирения обвиняемого с потерпевшим, должны приниматься во внимание и все другие как объективные, так и субъективные обстоятельства, отражающие в своей совокупности степень общественной опасности содеянного и целесообразность освобождения виновного от уголовной ответственности. К числу таких обстоятельств следует отнести, в частности, фактические данные, характеризующие личность виновного, а также отсутствие или устранение вредных последствий преступления. Тщательному исследованию подлежат мотивы примирения. Освобождение от уголовной ответственности допустимо лишь при строго добровольном отказе потерпевшего от привлечения к уголовной ответственности лица, совершившего преступление, и недопустимо, если заявление об отказе от такого преследования и о примирении является результатом угрозы либо принуждения со стороны обвиняемого, со стороны других лиц в отношении потерпевшего или его[12].
Освобождение от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным ст.76 УК, производится судом, прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора путем прекращения уголовного дела в отношении подозреваемого или обвиняемого (ст.25 УПК). Такое решение по уголовному делу следует отличать от прекращения уголовного дела частного обвинения (в отличие от дел публичного обвинения), когда виновный тоже освобождается от уголовной ответственности, однако при иных юридических обстоятельствах. Речь идет о преступлениях, предусмотренных ст.115 УК (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 УК (побои), ч.1 ст.129 УК (клевета при отсутствии квалифицирующих признаков) и ст.130 УК (оскорбление). Такие дела подлежат прекращению за примирением обвиняемого и потерпевшего в обязательном порядке (а не по усмотрению) мировым судьей, к юрисдикции которого такие дела относятся, причем минуя, по общему правилу, стадию предварительного расследования. Уголовное преследование в этом случае невозможно при отсутствии жалобы потерпевшего, и последний может ее отозвать на любой стадии уголовного процесса до вынесения решения судом.
Под давностью привлечения к уголовной ответственности следует понимать истечение установленного законом определенного периода времени, по истечении которого лицо не привлекается к ответственности за совершенное им преступление[13]. Игнатов и Костарева отмечают, что нормы уголовно-правового института давности основываются на гуманистической идее, согласно которой, во-первых, угроза уголовной ответственности не может довлеть над человеком в течение всей его жизни, а во-вторых, привлечение к уголовной ответственности по истечении определенного срока превращается в неоправданную месть и поэтому теряет смысл и необходимость с точки зрения общей и специальной превенции, хотя объективно совершенное лицом деяние полностью не утратило своей общественной опасности.
Данный период времени зависит от характера совершенного виновным преступления и определяется непосредственно законом. В статье 78 УК РФ законодатель устанавливает, что лицо освобождается от ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
два года после совершения преступления небольшой тяжести;
шесть лет после совершения преступления средней тяжести;
десять лет после совершения тяжкого преступления;
пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.
Установление столь различных сроков давности привлечения к уголовной ответственности объясняется дифференцированным подходом, исходя из тяжести совершенного лицом преступления, а, следовательно, и суровости наказания, которое может быть назначено ему за содеянное, что, в свою очередь, зависит от характера и степени общественной опасности совершенного деяния и личности, его совершившего.