Смекни!
smekni.com

по литературе Проблема личности и государства в романе Е. И. Замятина «Мы» (стр. 3 из 3)

Заговор и восстание против Единого Государства становится кульминационным событием сопротивления человека против несвободы. Возглавила это движение I-330. Это восстание во имя любви, во имя права на собственные чувства и пристрастия, во имя возвращения к естественной жизни.

Мир в романе Замятина дан через восприятие человека с пробуждающейся душой. И если в начале книги автор, доверяя повествование своему персонажу, все же смотрит на него отстраненным взглядом, часто смеется над ним, то постепенно их позиции сближаются: нравственные ценности, которые исповедует сам автор, становятся все более и более дороги герою.

Д - 503 невольно становится участником заговора, чуть было не помогает восставшим захватить космический корабль, но из-за доноса Ю замысел бунтовщиков оказывается раскрытым, и Единое Государство находит средства окончательно усмирить своих граждан. Тем не менее, в Зелёной Стене, отделяющей Единое Государство от остального мира, возникает свободное пространство. Стену передвигают, то есть Единому Государству приходится отступить, а кое-кому удаётся бежать из-под «благодетельного ига».

Но финал романа мрачен. Рассудочная и бездушная машина Единого Государства одолевает сопротивление. Разработана и осуществлена операция по удалению у человека фантазий, а с ней и всего человеческого - живых переживаний, воображения. В конце романа Д-503, наконец, излечивается от приступов своей болезни: над ним совершают «Великую операцию» - удаление «центра фантазий», путём «троекратного прижигания» Х - лучами «жалкого мозгового узелка». Математическая организация человечества переносится внутрь человеческого сознания - своего рода торжество «генной инженерии», революционное вмешательство государства в строение личности, в ход её творческой деятельности, эмоциональной сферы, нравственности. Совершеннейшие, изысканные формы насилия над человеческим «я»; уничтожение вместе с фантазией личностного самосознания. «Я» перестаёт существовать как таковое - оно становится лишь органической клеточкой «мы», песчинкой большого коллектива, составляющей толпы. Становится и жертвой I - 330. Она попала в Газовый Колокол. О- 90 - единственно спасшаяся душа, она обрела свободу и себя благодаря священному вечному долгу человека, благодаря жажде продолжения рода, естественному желанию иметь ребёнка, а не государственного «нумера». Она уходит за Зелёную Стену. Ребёнок, который должен у неё родиться, символизирует надежду на победу над тоталитарной утопией. Туда же, в пролом стены, устремляются ещё «с полсотни громких, весёлых, крепкозубых». Таким образом, по мысли Замятина, человек способен не сломаться внутренне, однако противостояние злу в эпоху Единого Государства - трагическое противостояние.

Последняя запись в романе сделана уже «новым героем»: «от прежнего» сохранился только почерк. «Новый» Д - 503 абсолютно счастлив. Отношения между строителем Интеграла и рукописью меняются. Писатель не узнаёт собственной работы: «Неужели я, Д-503, написал эти двести двадцать страниц? Неужели я когда-нибудь чувствовал - или воображал, что чувствую это? Почерк - мой. И дальше - тот же самый почерк. Никакого бреда, никаких нелепых метафор, никаких чувств: только факты». Теперь, когда «из головы Д-503 вытащили какую-то занозу», он вновь возвращается к «ясному» взгляду на мир, к первоначальному типу текста.

На следующий день после операции он явился к Благодетелю и рассказал обо всём без каких-либо нравственных затруднений. Он спокойно наблюдал пытки, которым подвергли I-330 и других заговорщиков. Герой полагает, что восстание удастся подавить. «Я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить». Остается открытым вопрос: чей разум должен победить? Человека с душой или Единого Государства?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Среди тех, кто возвращается сегодня в русскую литературу - Евгений Иванович Замятин. Ему не удалось «прорваться» к читателю в 60-е годы «оттепели» - когда вновь зазвучали, казалось, ушедшие в небытие голоса Ахматовой, Цветаевой, Есенина, Платонова, Грина, Зощенко, когда только начала приоткрываться завеса над тем, что было создано в «катакомбный» период в развитии нашей культуры, а явление «Мастера и Маргариты» заставило убедиться в том, что «рукописи не горят». Творчество Замятина и в те годы оставалось за семью печатями - столь еретическим оно представлялось тем, от кого в те годы зависела судьба нашего наследия.

Вопрос о том, какие явления, события XX века предвидел Замятин, возникает сам собой при чтении его романа, ибо писатель не только изобразил в условно-фантастической форме победу техники над человеком (об этом заставил писателя задуматься увиденный им в Англии процесс бурного развития науки и техники), но и сумел предсказать тот социально-политический режим, который называется тоталитарным.

Есть все основания рассматривать роман «Мы» не только как роман о романе, как роман психологический, любовный, философский, но и как роман исторический: законы развития человеческой истории чрезвычайно интересны Замятину.

Художник же, способный видеть целое раньше частей, общее прежде частного, главное, сущностное через множество деталей, предвидел ход общественного развития России на многие десятилетия вперёд. Мы узнаём на страницах романа «Мы» советскую историю - на протяжении свыше семидесяти лет. «Индустриализация» и «коллективизация», голод, «культурная революция» под контролем аппарата, политические процессы против «врагов народа» и инакомыслящих, единогласные выборы, «нерушимое единство партии и народа», культ Личности (И.В. Сталина), «холодная война», Берлинская стена, страна, превращённая в единый архипелаг ГУЛАГ и наполняющие лагеря миллионы под безликими номерами: Щ - 854 (знаменитый герой Солженицына - Иван Денисович) или Щ - 202 (сам А.И. Солженицын). Вспомним и «гениальные» афоризмы Сталина, заполнявшие десятилетиями умы советских людей: «Техника решает всё», «Кадры решают всё», «Писатели - инженеры человеческих душ», «Жить стало лучше, жить стало веселее», - и поймём , как много в нашей жизни было предсказано романом Замятина «Мы».

Роман «Мы» можно назвать романом-предостережением. Предостережением против такого будущего, каким оно станет, если всё пойдёт так, как началось. Эти опасения писателя имели под собой серьёзные основания. Революционное общество действительно было готово отвергнуть всю общечеловеческую культуру, мораль и психологию именно индивидуальную. А новую культуру, новую мораль и психологию представляли сплошь коллективистскими, совершенно не связанными с миром личности. Да и саму «новую» общественную массу представляли обезличенной, лишенной индивидуальных переживаний, знающей только классовые чувства.

Не исключено, что Замятин прямо пародировал эти идеи. Но дело далеко не только в них. Родившийся как предостережение против социальных и идейных крайностей, роман «Мы» важен не самой лишь критикой этих крайностей, имеет не просто историко-литературное значение. Он продолжает жить, ведь он причастен к острейшим, не теряющим напряжения проблемам века.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1) Акимов В.М. Человек и Единое Государство: Возвращение к Е. Замятину. – Акимов В.Н. Перечитывая заново Л., 1989г.

2) А.Н. Архангельский, Д.П. Бак, Е.А. Шкловский Все герои произведений русской литературы. -М.: АСТ, 1997г.

3) Павловец М.Г., Павловец Т.В. Е.И. Замятин. «Мы». Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. М.: Дрофа, 2000г.

4) Скороспелова Е.Б. Перечитывая классику. Замятин и его роман «Мы». – М.: Изд-во МГУ, 1998г.

5) От Горького до Солженицына: пособие для поступающих в ВУЗы.2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1995г.