С учетом особенностей советской общественно-политической системы, внешнеполитическая пропаганда СССР во многом делала ставку на рабочий класс зарубежных стран, пытаясь заручиться его поддержкой героической борьбы 'советского народа с фашистскими агрессорами. К сожалению, стратегическая линия советского руководства на то, что международная солидарность будет самым главным политическим и морально-психологическим активом Страны Советов в грядущих международных коллизиях далеко не оправдаться
Нельзя сказать, что в годы войны рабочий класс США, Англии Канады и других западных стран всегда и во всем ориентировался на советскую точку зрения. Однако в целом рабочие, особенно организованные, члены профсоюзов, были наиболее активной частью населения зарубежных стран поддерживавшего СССР.
Советское посольство в США, внимательно следившее общественным мнением, отмечало: «...в целом можно сказать, что рабочий класс США занял политически правильную линию в оценке такого исторического события, предрешающего судьбу развития человечества в будущем…». Процент членов профсоюзе среди американских рабочих традиционно никогда не был особенно велик. Однако несмотря на это, влияние профсоюзов в рабочем движении, в общественной жизни США всегда было значительным. И показательно, что после нападения Германии на Советский Союз многие профсоюзы провел собрания, митинги солидарности с борьбой советского народа против агрессоров.
В советское посольство обращались американцы различного имущественного, общественного положения, различных возрастов — от ветеранов первой мировой войны до школьников. Это была та категория населения страны, которая искренним сочувствием относилась к героической борьбе советского народа с немецко-фашистскими захватчиками.
ЦК компартии Англии в своем манифесте от 23 июня 1941 г., отмечая сложность момента, призывал немедленно начать оказывать помощь Советскому Союзу, «бороться и мобилизовывать массы, стараясь завоевать каждого гражданина в ряды борцов против фашизма».
.Этот манифест, намечая конкретные пути борьбы с агрессором, когда на карту была поставлена судьба всего прогрессивного человечества, заканчивался призывом: создавать «мощный единый фронт английского, американского и советского народов в союзе с народами всего мира для победы над фашизмом».
Такой же призыв прозвучал в обращении компартии США к американскому народу 4 июля 1941 г. и нашел понимание и поддержку, как в США, так и в Англии, о чем свидетельствуют сообщения о многочисленных митингах в этих странах. Ассоциация горняков Дергана (одного из основных угольных районов Англии) в середине июля приняла обращение к «русским рабочим», в котором говорилось о том, Что английские горняки «готовы оказать Советскому Союзу всяческую экономическую и военную помощь». Они призывали рабочих всей Европы «выступить в защиту Советское Союза». Не ограничиваясь обращениями и призывами к единству в борьбе с общим врагом, в Англии начался уже 1; июля 1941 г. сбор денег в фонд кампании за установление тесного военного сотрудничества между правительствами , Британская федерация рабочих 19 августа отчислила 70000 фунтов стерлингов «в подарок русским рабочим, борющимся против фашистской агрессии».
Осенью 1941 г. наметился переход от манифестаций с заявлениями и требованиями от правительств поддержи СССР к оказанию конкретной помощи. В США началась все американская кампания по сбору средств для оказана помощи СССР в войне против нацистской Германии. Во время первого митинга в ходе этой кампании 27 октября 23 тыс. жителей Нью-Йорка, пришедшие в зал Мэдисон-Сквер Гарден, собрали 270 тыс. долл. Этому начинанию предшествовало заключение соглашения о созданий Англо-советского профсоюзного комитета, первая сессия которого прошла в Москве с 13 по 15 октября 1941 г. и на метила конкретные задачи этого комитета. Среди них особо значение имели следующие: укрепление промышленных усилий обеих стран с целью максимального повышения производства танков, самолетов и другого вооружения; сек действие делу оказания максимальной помощи вооружением Советскому Союзу со стороны Великобритании; использование всех средств агитации и пропаганды «для борьбы против гитлеризма».
Развитие связей между общественно-политическими силами СССР и стран антифашистской ориентации во многом зависело от морально-политического климата в Советском Союзе, от того, какова была реакция советского народа на германскую агрессию. Органическое переплетение патриотизма и жесткого контроля руководящих инстанций за всей жизнью общества наложило свой отпечаток и на внешнеполитическую пропаганду в годы войны. С одной стороны были грубейшие проколы служб, занимавшихся внешнеполитической пропагандой, которые зачастую в своей практической деятельности пытались руководствоваться принципами и практикой советского режима. Это делало пропаганду неэффективной а нередко вело и к отрицательному результату. С Другой — были яркие, глубоко патриотические выступления на внешнеполитическом фронте таких мастеров слова, как М.Шолохов, Л.Леонов, И.Эренбург и других. Их обращения к международной общественности завоевывали для нашей страны миллионы новых друзей в зарубежных странах.
Анализируя первый опыт пропагандистской работы США, советский посол отметил, что «самый большой отклик встретил там [в США] еврейский митинг [в Москве]. Вся печать опубликовала телеграммы, даже враждебная нам печать и та откликнулась на этот митинг». Уманский подчеркнул, что в США «создается еврейский комитет под руководством наших друзей».
Внешнеполитическая пропаганда на еврейскую часть населения США не случайно с самого начала войны давала значительный положительный результат. Объяснялось это тем, что еврейский фактор играл очень важную роль во второй мировой войне. Фашистская Германия вела политику физического истребления евреев во всех оккупированных странах Европы. И естественно, что еврейское население США было солидарно с евреями захваченных Германией европейских государств, а в лице Красной Армии, Советского Союза оно видело реальную силу, способную сокрушить фашистскую Германию, спасти еврейский народ от физического истребления. Немаловажное значение имело и то, что среди еврейской диаспоры США много состоятельных лиц, поддерживавших сбор средств в фонд помощи Советскому Союзу. Еврейские общественные объединения Соединенных Штатов были хорошо организованы, что так же в немалой степени способствовало развитию их тесных связей с Еврейским антифашистским комитетом в СССР (ЕАК).
Если Всеславянский комитет и ЕАК с первых же шагов своей деятельности добились значительных успехов в развитей всесторонних связей с соответствующими диаспорами в западных странах, то были примеры и противоположного характера. На совещании в Совинформбюро 2 октября 1941 г. говорилось о том, что не все раздающиеся из Советского Союза призывы к укреплению солидарности с американским народом находят в США положительный отзыв. Уманский, в частности, обратил внимание на то, что «женский митинг [в Москве] не прошел в гущу, были отдельные заметки в газетах».
Пропагандистская работа на любую страну предполагает хорошее знание условий, традиций этого государства, особенностей восприятия его общественностью информации, поступившей из-за рубежа. Работники советского пропагандистского фронта, имея большой опыт агитационной работы на население СССР, слабо ориентировались в особенностях зарубежных стран, в том числе и США. На это указывали многие американцы, которые сотрудничали с советскими службами информации. В августе 1941 г. американский журналист В.Дюранти обратился в Наркоминдел к заместителю наркома С.А.Лозовскому: «Желаю сделать Вам два предложения большой важности и значения, направленных на популяризацию дела Советского Союза среди широких масс американского народа». Анализируя положение в США, Дюранти отмечал: «...большинство американского народа, за исключением жителей атлантического и тихоокеанского побережья, все еще довольно безразлично относятся к европейской войне вообще и советско-германской войне, в частности. В отношении последней многие еще не отрешились от своей прежней враждебности к СССР». Суть предложения Дюранти сводилась к тому, что он поставил ряд вопросов, на которые должны были ответить Сталин и Молотов. По его мнению, публикация в США интервью с двумя советскими лидерами имела бы большое значение для правильной ориентации американцев в вопросах отношений между США и СССР. «Трудно, — заявлял Дюранти, — преувеличить значение таких двух заявлений в настоящий момент в США, где среди масс все еще существует значительно больше невежества, непонимания и колебания, чем Вам может казаться; судя по нью-йоркским газетам. Эта неуверенность используется демагогами изоляционистами, стремящимися препятствовать и задержать американские усилия по оказанию помощи странам, ведущим борьбу против Гитлера» (письмо написано по-русски- В.П.).
В предложении Дюранти бесспорно, было рациональное зерно, учитывая широко распространенную в США практику интервью с руководящими государственными деятелями по важнейшим проблемам внутренней и внешней политики. Значение инициативы Дюранти определялось и тем, что он был связан с влиятельными журналистскими силами США, с организациями — "Норт Америкэн Ныоспейпер Аллайэнс",
оъединяющую 50 газет по всей стране с общим тиражом в 10 млн. или больше, и популярный журнал "Колльерс уикли" с тиражом свыше 3 млн.».
Просьба американского журналиста не была удовлетворена, и в октябре 1941 г. он вновь ставит перед С.А.Лозовским те же вопросы. Дюранти писал: «Вы сами, гражданин Лозовский, так прекрасно подаете русские новости, что я уверен, что Вы понимаете принципы пропаганды за границей». Американский журналист отметил, что он знает, насколько заняты советские руководители, и предлагал решение, на его взгляд, вполне приемлемое: «Вы знаете, что следует сказать и как это сказать, и Вы, несомненно, могли бы найти время набросать что-нибудь, что было бы охотно одобрено в Кремле и имело бы чрезвычайно большое значение здесь в CША Дюранти явно демонстрировал полное незнание советских традиций и порядков, заявляя, что Лозовский мог по своей инициативе что-то написать для Сталина и Молотова.