Одновременно с этим в июле-октябре шла подготовка и проведение антифашистских митингов общественности: славян, евреев, ученых, женщин, молодежи. При этом велась и подготовка для широкой трансляции этих митингов по радио не только на СССР, но и для других государств. Для каждого митинга готовились итоговые обращения в зависимости от имени кого был тот или иной митинг организован. Следующим шагом стало создание ряда антифашистских комитетов — славянского, еврейского, женщин, ученых, молодежи. Общее руководство их работой было возложено на Совинформбюро — информационно-пропагандистское ведомство, образованное при Наркомате иностранных дел СССР 24 июня 1941 г. В политико-идеологическом отношении оно было подчинено непосредственно ЦК. Говоря о роли и функциях Совинформбюро, один из его руководящих работ. пропаганды [ЦК], иногда Политбюро и Секретариатом [ЦК]. Совинформбюро устраивало пресс-конференции для зарубежных корреспондентов, что было полной противоположностью прежней закрытой информационной политике в СССР. В годы войны оно отвечало за подготовку и распространение советской информации и пропаганды как внутри страны, так и за рубежом, публиковало в печати и по радио официальные сводки о положении на фронте, печатало листовки для распространения во вражеском тылу, Совинформбюро располагало сетью своих представителей во всех союзных странах. В 1944 г. оно снабжало материалами 32 зарубежных газетно-телеграфных агентства и 18 радиостанций. За годы войны им было разослано 135 тыс. статей. Важная специфика в работе Совинформбюро была особо отмечена его руководством: «Наши материалы и статьи рассылаются как объективная информация и открыто распространяются по официальным каналам. Поэтому, хотя по существу это пропагандистский материал, его трудно признать таковым». Совинформбюро устраивало встречи с писателями и журналистами для обсуждения актуальных вопросов, привлекая к сотрудничеству самых известных из них. Наиболее активным и популярным корреспондентом как внутри страны, так. и за рубежом стал Илья Эренбург, которого британские и американские издатели особенно ценили за его журналистский талант и глубокое знание Запада. Только агентство Юнайтед Пресс рассылало статьи Эренбурга более чем в 1600 газет.
В составе Совинформбюро функционировали международные региональные отделы, среди которых важнейшими были американский и британский. Они комплектовались редакторами, журналистами, переводчиками, работниками с дипломатическим опытом. Возглавлял Совинформбюро Александр Щербаков — секретарь ЦК ВКП(б) по пропаганде. В отличие от многих работников Совинформбюро, он был совершенно не знаком с западной культурой и выделялся в окружении Сталина чрезмерно ретивой исполнительностью и жестким стилем руководства. Н.С.Хрущев вспоминал о нем как об «одном из самых гнусных типов вокруг Сталина во время войны». Сталин считал деятельность Совинформбюро чрезвычайно важной для пропагандистской поддержки военных усилий СССР. Поначалу высоко оценивалась в связи с этим и роль Еврейского антифашистского комитета. По свидетельству Хрущева, «Совинформбюро и Еврейский антифашистский комитет при нем считались незаменимыми для интересов нашего государства, нашей политики и Коммунистической партии».
Заместителем Щербакова был назначен Соломон Лозовский, старый большевик, который, в отличие от своего начальника, хорошо знал Запад, где находился в качестве политэмигранта (в Женеве и Париже) с 1908 по 1917 г. Будучи заместителем наркома иностранных дел и специалистом по международному рабочему движению, он руководил практически всей текущей работой агентства. Встречавшиеся с ним в годы войны западные корреспонденты свидетельствовали, что Лозовский, знавший несколько европейских языков и обладавший светским лоском и остроумием, как никто другой соответствовал своей должности.
В годы войны советская пропаганда активно использовала различные просоветские группы и общественные организации за рубежом. Особое внимание уделялось зарубежным культурным и национально-религиозным объединениям, влиятельным общественным деятелям, а также писателям и ученым с мировым именем. Пропагандистские кампании заметно усиливались во время и после посещения западных стран советскими делегациями. Число просоветских обществ дружбы, проводивших кампании сбора средств в фонд помощи Советскому Союзу и призывавших общественность к моральной поддержке его в борьбе с гитлеризмом, особенно возросло на Западе после 1941 г., когда Россия, одержав первые крупные победы в борьбе с гитлеризмом, стала особенно популярна в интеллектуальных и художественных кругах.
Признавая, что в активизации борьбы с агрессором решающую роль играет участие широких народных масс, руководство Советского Союза санкционировало создание ряда новых общественных организаций, поручив им поиск путей и в развитие связей с зарубежной общественностью. К числу таких организаций относились Всеславянский комитет, Антифашистский комитет советских женщин, Антифашистский комитет советской молодежи, Антифашистский комитет советских ученых, Еврейский антифашистский комитет.
Решая практические проблемы сплочения антифашистских сил в мировом масштабе, пропагандистского обеспечения Великой Отечественной войны, советские пропагандистские службы, и в первую очередь Совинформбюро, вынуждены были учитывать то обстоятельство, что советско-германский договор, заключенный в августе 1939 г., негативно воспринимался широкими кругами международной общественности. В западных СМИ распространялись многочисленные материалы о том, что СССР якобы находился не только в дружественных, но и в какой-то степени чуть ли не в союзнических отношениях с фашистской Германией.
Данная версия всемерно разрабатывалась и в миллионах экземпляров тиражировалась на Западе. В связи с этим буквально с 22 июня 1941 г. перед советскими средствами массовой пропаганды встала сложная задача: опровергнуть утверждения западных пропагандистских служб. Особенно актуальна это было для пропагандистской и информационной работы на США, которым по выражению президента Рузвельта предстояло стать «арсеналом демократии», сыграть важную роль в разгроме общего врага.
Накануне второй мировой войны широкие круги общественности Соединенных Штатов занимали антифашистские позиции и военно-экономическое и политическое сотрудничество между СССР и Германией безусловно осложняло советско-американские отношения. В своей пропагандистской работе на Запад СССР должен был это учитывать.
Агрессия фашистской Германии Советского Союза не изменила в одночасье настроений американцев в пользу СССР. Антисоветская инерция еще долго продолжала оказывать отрицательное воздействие на американские общественно-политические силы, препятствовала установлению взаимопонимания между народами двух стран.
На протяжении шести месяцев после нападения Германии на СССР и до вступления США в войну общественно-политическая жизнь страны во многом определялась изоляционистами, которые имели сильное влияние в различных слоях населения. Изоляционизм — политическое течение в США, выступавшее против осуществления Соединенными Штатами активной политики вне пределов американского континента. Зародившись в ходе войны за независимость 1775—1783 гг., изоляционизм прошел через всю историю США, меняя свой политический смысл и социальную сущность. В канун второй мировой войны основная задача изоляционистов заключалась в том, чтобы любыми способами удержать страну от вступления во вторую мировую войну.
Эту историческую особенность Соединенных Штатов, так же как и историческую специфику других стран-участниц антигитлеровской коалиции, также необходимо было принимать во внимание в советской пропагандистской и информационной работе. Сила позиции изоляционистов заключалась в том, что они спекулировали на трудностях участия в войне. 13 то время как Европа уже дна с лишним года (США вступили в войну в декабре 1941 г.) несла тяжкое бремя войны, изоляционисты Соединенных Штатов апеллировали к естественным человеческим чувствам. Понятно, что человеку свойственно стремление избегать ситуаций, когда его жизнь ставится под угрозу, не говоря уже о войнах, которые требуют огромных жертв.
Изоляционисты активно использовали новый курс советского руководства по отношению к Германии в 1939—1941 гг., чтобы настроить американцев против СССР. Суть их антисоветской пропагандистской работы сводилась главным образом к одному тезису: надо ли активно помогать Советскому Союзу в борьбе с фашистской Германией, если еще совсем недавно по их мнению, СССР был военно-политическим союзником этой страны.
Следует также иметь в виду, что в США и в других странах антигитлеровской коалиции негативно воспринимались такие проявления советской действительности, как голод и террор при коллективизации сельского хозяйства, репрессии 30-х гг., негативное отношение советского руководства к религии, вступление советских войск в прибалтийские государства, в Западную Украину и Западную Белоруссию, Бессарабию и особенно — советско-финская война 1939— 1940-х гг.